kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение диалогу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая помощь учителю вработе по развитию диалогической речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение диалогу»

Обучение диалогу, его разновидности и характеристики. Пути обучения


В основе специфики формирования именно данной формы устноречевого общения лежат трудности, обусловленные характери­стиками диалога.


Характеристики диалога

Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

Реактивность. Именно данная черта диалогической речи обус­ловливает объективные трудности овладения данной формой об­щения на иностранном языке для учащихся. При обучении диало­гу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функ­ции с помощью различных языковых и речевых средств.

Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация оп­ределяет мотив говорения, который, в свою очередь, является ис­точником порождения речи. Ситуативность составляет суть и пре­допределяет логику данной формы общения.


Разновидности диалога

В отличие от монолога, при обучении диалогу обычно выделя­ются всего две разновидности: свободные и стандартные (типовые).

С прискорбием можно утверждать, что даже в роли детей и ро­дителей мы чаще ведём стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам типа: Как дела?/ Как дела в школе? Ты поел/а? Уроки сделал? Быстро мой руки/ чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/ лежишь на диване/ играешь на компьютере/ забыл купить хлеб? И т.п.


Что же такое свободные диалоги и бывают ли такие вообще?

Традиционно к свободным диалогам относятся: беседы, дискуссии, ин­тервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора, жёстко не фиксируются социальны­ми речевыми ролями. Следует однако признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общения очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений рече­вой ситуации.


Обучение диалогу путем «сверху вниз»

Очевидно, что этот путь является наиболее оптимальным для обу­чения стандартным или типовым диалогам. При его использовании учитель и ученики, как правило, следуют нижеприведённой логике.


Учитель

1. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического об­щения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону»).

2. Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.

3. Отбирает (составляет) диалоги-образцы с использованием ти­пичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.

4. Определяет последовательность предъявления различных ти­повых диалогов в процессе изучения темы.

5. Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структу­рами предъявляемого диалога.

6. В случае необходимости комментирует социокультурные осо­бенности речевого общения в рамках данной ситуации.

7. Читает диалог (проигрывает запись диалога).

8. Организует его отработку, обращая внимание на правиль­ность фонетического оформления речи, использования других паралингвистических средств.

9. Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансфор­мацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

10. Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.

11. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесе­ния элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

12. Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.

13. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.

14. Планирует пары опрашиваемых учеников и последователь­ность их опроса.


Ученики

1. Знакомятся:

- с новыми словами,

- с речевыми моделями и клише,

- с социокультурными особенностями речевого поведения в кон­кретной речевой ситуации.

2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики ти­пового диалога.

3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.

4. Учатся быстро реагировать на определенные реплики.

5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.

6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе час­тично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учи­теля.

Опорами для составления собственных диалогов в данном слу­чае служат:

- сами тексты диалогов-моделей;

- содержание речевой установки учителя на составление видо­измененных диалогов;

- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.


Обучение диалогу путем «снизу вверх»

Этот путь обучения диалогу предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:

1. Учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приве­дённым образцом;

2. Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец уже не нужен;

3. Предполагаемый диалог относится к разновидности свобод­ного диалога и образец будет только сковывать инициативу и твор­чество учащихся.

Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. Наибольшее затруднение в дан­ной связи представляют следующие моменты:

- Умение сформулировать содержательно ценный вопрос.

- С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, из­менить характер диалога.

- Логично планировать серию вопросов, ориентированных на по­лучение нужной информации, даже в том случае, если партнер не­многословен и явно не расположен к общению.

Тестирование операций порождения речевого высказывания


1. Переведите на иностранный язык слова (сег­менты, предложения, абзацы, текст), сверьте пере­вод с ключом.

2. Наращивайте сегмент (предложение, сверх­фразовое единство) по принципу «снежного кома».

3. Составьте высказывание из разрозненных слов, сегментов и предложений.

4. Заполните пропуски в сверхфразовых един­ствах предложениями (сегментами, словами).

5. Прослушайте (прочтите) предложение на рус­ском языке и воспроизведите его на иностранном с максимальной точностью.

6. Прослушайте (прочтите) предложение на иностранном изыке и воспроизведите его доступными вам средствами.

7. Постройте предложение, включая в него дан­ный сегмент или слово.

8. Составьте предложения из слов и словосоче­таний, данных в исходной форме, сверьте их с ключом.

9. Составьте предложения из слов, данных в ак­туальной форме, сверьте их с ключом.

10. Замените два предложения одним (сделай­те стяжение).

11. Выберите из сверхфразового единства наибо­лее значимое предложение.

12. Найдите в ряду данных предложения, которые могли бы служить продолжением отмеченного пред­ложения.

13. Перечислите слова, которые ассоциируются с данным предложением и могут заменить выделенные в тексте слова или словосочетания.

14. Выберите адекватный перевод предложения (или его сегмента) из ряда вариантов перевода; сверьте его с ключом.

15. Продолжите или закончите предложение (высказывание) на иностранном языке (с подсказ­кой или без нее).

16. Из данных предложений выберите наиболее соответствующие задаче и смыслу высказывания, дополните их своими; сверьте с образцом.

17. Преобразуйте в предложениях одну грам­матическую форму в другую.

18. Превратите приведенный список слов в текст.

19. Воспроизведите контексты, в которых упот­реблены следующие слова и сегменты.

20. Предложите ситуации к словам (сегмен­там, предложениям).

21. Поменяйте модальность высказываний в со­ответствии с коммуникативной задачей.

22. Выберите правильный грамматический ва­риант высказывания из данных, сверьте его с клю­чом.

23. Исправьте грамматические ошибки в приве­денном высказывании, сверьте его с ключом, прочти­те правильный вариант.

24. Выберите необходимые сегменты (слова) из приведенных в колонках и составьте цельные и связные высказывания; сверьте с ключом.

25. Выполните постепенное сжатие высказыва­ний (предложений, сегментов) до уровня ключевых (ядерных) слов и постепенную обратную их раз­вертку; сверьте полученные высказывания с клю­чом.

26. Дополните подходящими по смыслу примера­ми сказанное (прочитанное).

27. Сформулируйте вопросы, которые могли бы вызвать данное утверждение.

28. Отметьте вопросы, которые может вызвать данное утверждение; скажите, в какой ситуации это возможно.

29. Разверните текст по опорным (тезисным) предложениям; сверьте полученный текст с ключом.

30. Определите грамматическую правильность воспроизводимых или самостоятельных предложений (сегментов).

31. Расширьте текст за счет пересказа мелких деталей по имеющемуся в тексте грамматическому образцу (сверьте текст с образцом).

32. Расширьте текст, удлиняя предложения за счет использования характеристик и однородных членов предложения.

33. Расширьте текст за счет ассоциированных отступлений на основе имеющегося речевого опыта по другим темам и ситуациям.

34. Составьте высказывание, пользуясь ограни­ченным (неограниченным) выбором грамматических форм; попытайтесь исчерпать всевозможные вари­анты максимального употребления имеющейся лексики.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение диалогу

Автор: Клименко Ольга Анатольевна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая рекомендация для учителей ведущих индивидуальные занятия по РСВ.Диалог.Принципы проведения диалогов. "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-dlia-uchitieliei-viedushchikh-individual-nyie-zaniatiia-po-rsv-dialogh-printsipy-proviedieniia-dialoghov"
    ["file_id"] => string(6) "182262"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425484689"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Диалог как средство повышения мотивации к обучению"
    ["seo_title"] => string(59) "dialogh-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-k-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "269153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450775897"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Методы и приемы диалога с текстом"
    ["seo_title"] => string(37) "mietody-i-priiemy-dialogha-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "250584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447091114"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Рефлексивный отчет   уроков с применением  на уроках физики в 7 классе одного из семи модулей Программы « Новые подходы в преподавании и обучении»."
    ["seo_title"] => string(158) "rieflieksivnyi-otchiet-urokov-s-primienieniiem-na-urokakh-fiziki-v-7-klassie-odnogho-iz-siemi-moduliei-proghrammy-novyie-podkhody-v-priepodavanii-i-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "281895"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453621210"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Место лингвострановедческого аспекта в содержании обучения и мотивационный стимул изучения иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(116) "miestolinghvostranoviedchieskoghoaspiektavsodierzhaniiobuchieniiaimotivatsionnyistimulizuchieniiainostrannoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "333991"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465564431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства