kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчет уроков с применением на уроках физики в 7 классе одного из семи модулей Программы « Новые подходы в преподавании и обучении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В начале практики меня вопроса: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как научить мыслить, сопоставлять факты, анализировать и уметь выражать свое мнение о обсуждаемой проблеме всех и каждого индивидуально? ” В этом состоит основная проблема  традиционной школы, связанная    формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Я не первый год работаю в школе и считаю, что физика самый уникальный и самый сложный предмет. Прежде всего в качестве основы диалогового обучения можно рассматривать следующее:

1.      Диалог учителя с самим собой;

2.      Диалог ученика- учителя.

Если   брать сложнее, то у меня получилось: каждого индивидуума с обществом, культурой, космосом. С позиций новых подходов в преподавании и обучении диалог – это общение свободных субъектов.

Основные, собственно- воспитательные задачи, решаются, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать   художественный текст. Чтение, комментарий, анализ являются неотъемлемой частью всякой диалоговой  деятельности, и используются во всех науках. В своей работе для активизации читательского понимания и развития культуры учащихся я применяла   диалоговую технологию. Существуют различные разновидности диалогов, которые я  использую   в общении с учащимися на уроках:

Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения

Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.

Рефлексивный – обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.

Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.

Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.

Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.

Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.

Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей

Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Конструируя ситуацию диалога, я  принимаю  во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяют три этапа развития:

Сюжетно – познавательный

Чувственно – аналитический

Личностно – рефлексивный.

Убежден: первую скрипку на уроке всегда играет учитель.Как заиграет скрипка, так и сложится вся мелодия урока.А для этого мы, учителя должны все время совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет уроков с применением на уроках физики в 7 классе одного из семи модулей Программы « Новые подходы в преподавании и обучении».»

Рефлексивный отчет среднесрочного планирование серии последовательных уроков с применением на уроках физики в 7 классе одного из семи модулей Программы

« Новые подходы в преподавании и обучении».


Диалог – суть современной мысли.

Библер.

 В начале практикименя вопроса: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как научить мыслить, сопоставлять факты, анализировать и уметь выражать свое мнение о обсуждаемой проблеме всех и каждого индивидуально? ” В этом состоит основная проблема традиционной школы, связанная формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Я не первый год работаю в школе и считаю, что физика самый уникальный и самый сложный предмет.Прежде всего в качестве основы диалогового обучения можно рассматривать следующее:

  1. Диалог учителя с самим собой;

  2. Диалог ученика- учителя.

Если брать сложнее, то у меня получилось: каждого индивидуума с обществом, культурой, космосом. С позиций новых подходов в преподавании и обучении диалог – это общение свободных субъектов.

Основные, собственно- воспитательные задачи, решаются, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать художественный текст. Чтение, комментарий, анализ являются неотъемлемой частью всякой диалоговой деятельности, и используются во всех науках. В своей работе для активизации читательского понимания и развития культуры учащихся я применяла диалоговую технологию. Существуют различные разновидности диалогов, которые я использую в общении с учащимися на уроках:

Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения

Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.

Рефлексивный – обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.

Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.

Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.

Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.

Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.

Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей

Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Конструируя ситуацию диалога, я принимаю во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяют три этапа развития:

Сюжетно – познавательный

Чувственно – аналитический

Личностно – рефлексивный.

Убежден: первую скрипку на уроке всегда играет учитель.Как заиграет скрипка, так и сложится вся мелодия урока.А для этого мы, учителя должны все время совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.

Жизнь- достижение совершенства,

И нам победа над собой

Едва ль не высшее блаженство

В борьбе с ветхозаветной тьмой

А. Майков

Ни один из изучаемых учебных предметов не может изучаться без диалога. Диалог является важным аспектом в классе.

Результаты научных исследований показало, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литолтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как и со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.( страница руководство для учителей 144).

Как может начаться на уроке физики диалог? Я считаю, что для диалога необходима педагогика сотрудничества,побуждение к действию - разговору учащихся на основе убеждения, путем преодоления определенных психологических препятствий ,основанных на индивидуальных качествах личности каждого школьника \ стеснительность, неумение выражать свои мысли вслух и т.д.\

Для активизации диалоговой деятельности своих учеников старался
1. вызвать интерес к изучаемой теме у класса личным примером.(начало диалогового обучения)

2.Стараюсь настроить класс на размышления, рассуждения по изучаемой теме.

3. создаю спокойную доверительную атмосферу, атмосферу единения, совместного размышления между учителем и учениками и между учениками в группах, такая атмосфера рождает силу коллективной мысли.

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Проучившись на курсах по программе «Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию», мои стереотипы поменялись. Соответственно поменялся и стиль работы. Традиционные уроки и применяемые формы работы не дают возможность выйти за эти рамки, не позволяют узнать информацию об учащихся, помимо, тех которые мы получаем в процессе обучения, нет возможности узнать интересы детей, чувствуют ли они на себя на моих уроках комфортно. Данная практика предоставила эту возможность.

При организации процесса диалогового обучении я прежде всего учитывал, что это всё-таки 7 й класс и придерживался основных компонентов педагогического диалогового метода:

  • Я учитель –коммуникатор, то есть я тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед своими учениками «задачу на смысл»

  • Определяю мотив и цель смысл образования (то, что должно в диалоге порождать желание учеников вербализовать личностный смысл);

  • Определяю содержание (потенциальное поле уточнения,так сказать, «кристаллизации» смыслов, понятий);

  • Определяю форму коммуникации (устный или письменный диалог);

  • Учитываю личностные характеристики учеников (их мотивационно-смысловые особенности);

Модель в обучении Л. Выготского предлагает, что знание приобретаются в результате вовлечение ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога друг с другом, более знающим, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. ( страница 144). На сегодняшний день существуют доказано, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу:

- позволяет ученикам выражать свое понимание темы, через диалог;

- помогает осознать, что у людей могут быть разные идеи, через диалог;

- содействует аргументированию учениками своих идей, через диалог;

- помогает учителям понять , на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения, через диалог.( стр. 145).

По утверждению Александер( 2004), в диалоге ученики и учителя являются равноправными партнерами , прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие. (стр. 145). По исследованию Мерсера диалог, это « обмен мыслями». Он различает три типа беседы:

- беседа дебаты;( стр. 145)

- кумулятивная беседа;

- исследовательская беседа.

Эти типы бесед, хорошо дают учащимся высказывать свою мысль, думать индивидуально и думать о решение данной проблемы. Исследовательская беседа очень хорошо совмещать при изучение какой либо темы с стратегиями критического мышления. В данной беседе учащиеся могут предлагать информацию, о которой они уже знают, выслушивать идеи каждого члена в группы, учащиеся задают вопросы, которые непонятны, участники группы ставят цель о достижении ее и стремятся достичь согласия. Эта исследовательская беседа хороша в групповой работе. А Барнс ( 1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям.(стр.146).Заранее предполагаю результат (обратная связь, выявляющая особенности в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата)

Использовал следующие формы организации общения :

« Заверши фразу»

« Маска , я тебя знаю»

« Древо мудрости»

« Составь кластер»

Следующий этап моей работы на уроке- знакомство с правилами выполнения проектной работы и распределение заданий по группам, все это включает в себя следующее:

введение, составление основной части, заключение и составление списка источника, которым учащиеся пользовались во время урока. Затем они оценивали себя , получали взаимооценку и оценку экспертов. Само собой как - то получилось выявление новых лидеров в группах. Получилось два результата: 1. «скрытый»- педагогический эффект от включения учащихся в самостоятельное «добывание» знаний, формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия, самооценка.

2. Проект, который они самостоятельно выполнили. Так, например.на уроке,работа была построена так, чтобы ученики могли самостоятельно находить материал, обсуждая его в группах.Тема урока заранее не обговаривалась и на партах лежали листы с рисунками. Они должны были самостоятельно, посовещавшись, решить проблему. Это не составило трудностей. Затем, нужно было составить вопросы для других групп. Это и вызвало определенную трудность. Во время непосредственного объяснения нового материала я предоставил учащимся возможность поработать в парах. До начала подобного рода занятия, мною был проведён подготовительный этап, в результате которого были проведены следующие виды работ: обсуждение идеи с учениками, попарное сгруппирование учеников, объяснение цели и убеждение учеников в том, что мне действительно интересны появившиеся у них идеи. В период практики в школе, на одном из уроков по теме: «Механическое движение» была запланирована работа в парах. В начале урока был проведен тренинг «Завтрак с героем», в ходе этого тренинга учащиеся получили возможность потренироваться работать в парах, умение убеждать собеседника. Затем после изучения нового материала, при его закреплении, я сгруппировал учащихся попарно и попросил обсудить в паре следующее задание

Механическое движение – это…

Тело отсчёта – это…

Траектория – это…

Пройденный путь – это…

По истечении 5 минут каждая пара выдвинула свои способ решения этого примера, все идеи были записаны на доске:Затем, после рассмотрения все предложенных идей, они обсудили задание повторно. Таким образом, дети пришли к общему выводу. В ходе этой стратегии мне было тяжело наблюдать за идеями каждого ученика, увидеть все ли дети предлагают свои идеи, хотя в целом результатами данной работы я доволен. Учащимся так же понравилось работать в парах, так как каждый из них мог выразить свои мысли, как сильные, так и менее уверенные в себе дети. Если сравнивать ответы детей после первого и второго обсуждения, уровень ответов отличался: после первого обсуждения дети высказывались неуверенно, просто предлагая свою идею. После второго обсуждения они уже отвечали, аргументируя свои идеи, предоставляя им свои обоснования. Примененная стратегия показал, что парная работа эффективнее для активизации «тихих», неуверенных детей, заставляет учащихся анализировать, экспериментировать, исследовать, т.е. мыслить критически. В виду содержания данного задания, споров и разногласий между парами не возникало, так как идеи существенно не отличались друг от друга.

Мне кажется, что мои семиклассники легко адаптировались в новой обстановке: процесс перехода оказался быстрым и безболезненным. Считаю, что работая по-новому, вызвал живой интерес к учебному материалу, эмоциональную отзывчивость.Уроки были очень результативными, учащиеся стали критически относиться не только к себе, но и меня оценивать по- другому. Для меня осмысление своей деятельности принесло не только удовлетворение результатами своего труда, но я понял, каким высоким требованиям должен соответствовать учитель, если он действительно хочет хочет помочь им в самопознании и самореализации. Осознание себя творцом порождает желание мыслить, верить в себя и в своё дело. Диалоговое обучение- высший пилотаж учителя. И все это складывается «из мимических ,пластических, интонационных ,лексических умений педагога, его темперамента, чувства меры адекватного восприятия ребенка» - писала Булатова О.С.Учитель как никто другой должен обладать педагогическим артистизмом. «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.» - писал Ксенофонт.Для того, чтобы выявить знания и незнания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки учителя дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный вклад.Я впервые испытал радость от своего труда.Несомненно, как профессионал, я вырос в своих глазах.В будущем я планирую проводить уроки по модулям программы. Так как результаты хорошие, методы и приемы - действенны и для учащихся доступны.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Т.С. Диалог как метод гражданского воспитания учащихся// Воспитание школьника. 2002 -№10. –С. 25-30.

3. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога. – М., 2002

4. Панферов В.Н. Диалог и общение // Человек в мире диалога / Под ред. С.С.Гусева и др. – СПб., - 2001. - 317с.

5. Петровская Л.А. и др. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 2003. - №2. - С.85-89. как профессионал, я выросла в своих глазах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кульмуханов Марат Жаксанович

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 281895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства