Данный отчет включает в себя детальное расмотрение заданий обучение критическому мышлению. В современном мире постоянно идут инновационные процессы. Они затрагивают различные области. в том числе и образование. Все меняется программы, стандарты, содержание, формы, а главное - методы обучения. На смену традиционной педагогике приходят активные формы и методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Обучение критическому мышлению" »
Нуржанова Елена Сергеевна Портфолио учителя Отчёт А
Группа № 9 3 уровень
г. Караганда 04.2015г.
Нуржанова Елена Сергеевна;
КГУ "Опорная школа (ресурсный центр) на базе "Комплекс школа-детский сад";
Учитель английского языка;
Образование – высшее. Квалификация: учитель начальных классов;
Дополнительного образования, нет;
Стаж работы: 4,5 года;
Место обучения: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области.
Список 3 «В» класса
1.Алакбаева Александра
2.Васильев Алексей
3.Гуржа Анна
4.Деграф Олеся
5.Кабдулина Гульназ
6.Кидралинова Ясмин
7.Лежнина Алена
8.Магруп Зангар
9.Муртазина Турайя
10.Павлова Элона
11.Сажнев Данил
12.Самохвалова Оксана
13.Сыздыков Арман
Отчёт А
Рефлексивный отчёт об использовании модуля Программы
«Обучение критическому мышлению» в серии в последовательных уроков.
В современном мире постоянно идут инновационные процессы. Они затрагивают различные области, в том числе и образование. Все меняется программы, стандарты, содержание, формы, а главное – методы обучения. На смену традиционной педагогике приходят активные формы и методы обучения. На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я вникала в суть идеи семи модулей Программы, в основе которых заложена социоконструктивистская теория (Выготский, 1978; Вуд, 1998), указывающая на то, что дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. У меня сложилось представление, каким должен быть современный урок. Рассмотрев модуль «Обучение критическому мышлению», я решила опробовать идеи модуля в серии своих четырех последовательных уроков. Для этого мне как учителю самому необходимо обладать критическим мышлением и быть открытой для новых идей. Основным двигателем преобразований стали мои убеждения в том, что мне нужно отходить от традиционного обучения и совершенствовать свои методы преподавания.
Работая в школе преподавателем английского языка в начальных классах, я решила провести серию своих уроков с использованием модуля Программы «Обучение критическому мышлению». Я считаю, что именно в начальной школе необходимо закладывать основы ученикам в получении результата, данного подхода к обучению, умению правильно мыслить, задавать вопросы, доказывать и защищать свою точку зрения, а также решать различного рода проблемы, касающиеся мировоззрения учеников. Также я, поставила перед собой задачу положить основу развития критического мышления у своих учащихся. «Критическое мышление» традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако я считаю, что основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. [1, с.47]
Развитие критического мышления у учащихся способствует развитию таких качеств как: целеустремленность, ответственность, независимость, способность к самообучению, грамотного диалога, самообладанию, рассуждению и мышлению.
В нашем современном мире человек очень часто сталкивается с огромным потоком информации, к которой необходимо подойти дать оценку, где могли бы помочь навыки критического мышления. Но человек порой, не умея критически оценить получаемую информацию, он становиться жертвой мошенников. Я считаю, что каждый человек современного общества, должен критически мыслить, для того, чтобы оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для общества.
Использование модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках предполагает не принятие не обоснованного решения, а достижение поставленной рациональной истины. Они, несомненно, не должны доверять тому, что спонтанно происходит с ними. Они не должны предполагать, что их опыт необъективен, он должен быть сформированным Они должны вырастить в себе привычки и черты, которые объединят эти стандарты в их жизни.(ПольР.У.,1990). [http://evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.04.html].
Каждый современный человек, должен быть конкурентоспособным членом общества, поэтому он должен критически мыслить, т.е. уметь критиковать, размышлять, оценивать, анализировать, мотивировать себя на обучение самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. Не мало, важную роль здесь играет школа в становлении личности, привитии ей определенных навыков и умений. Я считаю, что именно школа воспитывает образованную, свободную личность, которая в дальнейшем способна ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила только я, задавая детям поверхностные вопросы, такие как: Кто? Что? Сколько? и т.д. Я использовала в своей практике, прежде всего демонстрационные вопросы для выявления базовых знаний и проверки понимания. Я не придавала большого внимания, значения вопросам, отвечая на которые дети должны были рассуждать, доказывать, оценивать, не продумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Я много писала на доске или демонстрировала материал, реакция учащихся была спокойной, они просто сидели и слушали. Только сейчас пройдя первый этап курсов, я понимаю, что у детей не было мотивации к обучению. На моих уроках дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал. На уроке дети не задавали вопросов, ничего не исследовали, не общались друг с другом, присутствие диалога было полностью аннулировано. Хотя, результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007). Также я согласна, с Александером, который указывает, что обсуждение и диалог являются наиболее предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу. В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека. [1, 37]. На традиционном уроке ученик просто воспринимает информацию, которую подает ему учитель, ничего не оценивает, не проверяет, не доказывает. Я пришла к выводу, что традиционная система обучения не использует такие эффективные методы обучения, как обсуждение, практика и передача знаний [2, с.32]. Потому, что на уроке всегда есть ученики, которые постоянно отвлекаются, которым скучно, некоторые вообще отказывались что, либо делать, иногда дети не выполняют домашние задания, объясняя это своей забывчивостью, не у всех не у всех детей была мотивация к учению. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер, 2004), необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду, для того, чтобы обучение было более успешным. При изучении Руководства для учителя я пришла к пониманию того, что на уроке необходимо избавляться от внешней мотивации учеников и помогать им в формировании внутренней мотивации или «самоцели» согласно М. Чиксентмихайи [1, с.32].
Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель на уроке должен сотрудничать с детьми, развивать умения и навыки, выступать как равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому ребёнку, выработать у детей умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности и принятия правильных решений в соответствии с жизненными ситуациями. Таким образом, на моих уроках ученики, которые относились, к группе пассивных слушателей должны, перейти в разряд активных участников познавательного процесса. Учебные занятия я старалась выстроить таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в работу и принимали активное участие в процессе обучения. Таким образом, я поняла главное отличие конструктивистской теории: в центре учебного процесса не учитель, а ученик. Учитель же, по мнению Стронга, остается стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников [1, с.4]. Поэтому учителю нужно понять, что ученики уже знают и умеют, каковы их интересы, что ученик знает, умеет и желает делать. На основе этого знания учитель помогает удовлетворить потребности учеников в процессе обучения согласно пирамиде А. Маслоу [1, с.32]. Для того чтобы узнать потребности учеников, я приняла решение использовать «Голос ученика» согласно Д. Раддок [1, с .44]. При диалоге с учениками я вполне поняла, что имела в виду Д. Раддок, когда говорила «общение с учеником имеет своей целью постижение сущности обучения с его точки зрения, и поиски путей совершенствования обучения» [1, с.45].
Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных четырёх уроков, я ставила перед собой следующие задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы. На уроке я побуждала учеников предлагать новые идеи, исследовать. Я старалась способствовать формированию у учащихся умения работать в сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни, повысить мотивацию к учению. Для этого я должна была сделать урок интересным, вовлечь в работу всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Развивая мышление учеников, я хотела повысить уровень усвоения детьми материала, научить детей применять полученные знания в жизни.
Для того, чтобы научить детей думать критически, и изменить взгляды на учебный процесс, прежде всего, должна была измениться я сама, мне необходимо было изменить свое отношение к обучению школьников. Ко второму этапу своего обучения «Практика в школе» я уже подошла с новыми взглядами, с новым отношением к учебному процессу и к детям. Для того, чтобы научить детей критически мыслить, я должна была предоставить детям возможность думать самостоятельно, искать пути решения заданий различной сложности, а для этого помогла коллаборативная обстановка в классе.
Структуру моих уроков я поделила на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Взяв это за основу, я строила свои уроки так, чтобы в них были охвачены все идеи модуля. На стадии вызова, я побуждала детей к работе, при этом вызвав интерес к теме урока, также направляла их к обращению уже имеющихся знаний, все ответы детей принимались в бесконфликтной форме, которые также прослеживались на ватмане. Настроив детей на работу, я пыталась создать в классе атмосферу сотрудничества, стараясь подвести детей к самостоятельному определению темы урока. На стадии вызова, я старалась мотивировать детей на работу, здесь же полученные знания выводились на уровень осознания. Они также, становились фундаментом, для получения новых знаний. Для осмысления материала я использовала стратегии «Гроздь винограда», «Кластер», «Верно, неверно», При разработки и применения модуля на уроках, мною также использовался анализ визуальных мышлений на основе рисуночной (картиночной) деятельности для схватывания действительности, способности образно и проницательно мыслить, а также развития зрительных операций, визуального восприятия. На уроках применены аудиовизуальные средства, монитор персонального компьютера, наглядное изложение учебного материала.
Проведение рефлексии учащимися на уроках еще раз заставляло детей вспомнить, те моменты урока, которые им были более интересны, что нового они узнали, обменятся мнениями, также у детей предоставляется возможность поразмышлять над своими достижениями в усвоении нового материала, оценить собственную позицию о расширении полученных знаний. Я считаю, что проведение рефлексии на уроках способствует не только лучшему осмыслению темы урока, но и запоминание. На уроках я использовала несколько видов рефлексии, которая происходила в письменной форме. Учащиеся писали, что они знали, что узнали, и что им было интересно. Также введение самооценивания и взаимооценивания по критериям, мотивировало детей на лучшие результаты. Я считала, что дети будут завышать результаты, но они подошли к этому с ответственностью, оценка соответствовала, критериям для оценивания, завышения оценки не наблюдалась в процессе. Очень важно, чтобы дети не только критически объективно оценили работу одноклассников, а также и свою. Умение учащихся анализировать свою деятельность способствует саморегуляции, прогнозированию результатов и степени понимания изучаемого материала. На стадии рефлексии я использовала: «Рука», «Океан», «Ступенька успеха», «Подведем итоги». В качестве домашнего задания использовала разноуровневые задания и различными сложностями учитывая учеников А, В, С.
Использование модуля «Обучение критическому мышлению» позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества, также мотивировать детей к развитию самостоятельности, работе в группе, оцениванию, навыков аргументирования.
В конечном итоге я могу сделать вывод, что включенные мной в последовательные уроки новые стратегии преподавания были апробированы. Все стратегии и приемы были проведены с учетом возрастных особенностей учащихся. Обратная связь показала, что ученики в полной мере использовали предоставленные на уроках возможности для развития критического мышления; в процессе диалогового общения, я считаю, что произошли трудности в высказывании своих мнений, поскольку дети не до понимали, варианты ответов на родном или английском языке. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что не предоставила полную инструкцию для защиты своих работ. Цели урока, поставленные мной для себя и учащихся, в целом были достигнуты.
Проведя серию урокoв, я пришла к такому выводу, что учащиеся моего класса только на стадии формирования развития критического мышления. При этом данное мышление развиваются у всех учащихся по-разному. Проведенные уроки позволили мне критически оценить свои знания и профессиональные навыки по использованию данного модуля. Я сделала вывод, что требуют дoработки стратегии критическoго мышления, использованные на уроках. Для меня основной зaдачей на будущее стало научить всех учащихся, находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, прислушиваться к мнению товарищей, иметь свое, уметь оценивать свою работу и при этом постоянно давать понять ученику, что за его спиной поддержка всей группы, для того, чтобы повысить самoоценки и самопознания ведущего к саморегуляции.
В результате они смогут стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Стало ясным, что мы изменились и, изменив своих учеников мы будем успешными, независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными и умеющими свободно общаться на казахском, русском и английском языках. Ожидаемый результат: ученик возьмет ответственность за свое обучение.
Список литературы.
1. Руководство для учителя: третий базовый уровень. Третье издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
2. Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
3. Задания для выполнения в период практики: третий базовый уровень: Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК (2012, с. 40-41)