Повышение мотивации к аудированию как виду речевой деятельности является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Повышение эффективности обучения аудированию может оказать положительное воздействие на результативность обучения иностранному языку в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию в старших классах. »
Обучение аудированию на уроках английского языка в старших классах.
Cиваш Татьяна Николаевна, учитель английского языка,
МКОУ АСОШ с УИОП,
п. г. т. Анна
август 2015
Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть, говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Кроме того, большинство жителей России в настоящее время имеют возможность путешествовать по всему миру, и в ситуациях «объявления в аэропортах, вокзалах» аудирование приобретает ещё большее значение, чем говорение. Важен и тот момент, что небольшое недопонимание сказанного собеседником может нарушить весь процесс общения.
Однако, аудирование – сложная рецептивная мыслительно - мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение.
Опыт преподавания показал, что одной из актуальных проблем обучения иностранному языку в школе является недостаточная мотивация к аудированию, т.к. учащиеся воспринимают аудирование как изолированный вид речевой деятельности, не видя его тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом. Наблюдения за учащимися вовремя аудирования показали, что типичным для многих из них является запоздалое включение в процесс слушания, а также отвлечение внимания в ходе этого процесса. Беседуя со школьниками, я убедились в том, что они относятся к аудированию только как к учебной деятельности, не видят дальнейших путей применения прослушанной информации. Результатом этого является их низкий уровень активности, что ведет к недостаточной эффективности обучения аудированию в целом. Повышение мотивации к аудированию как виду речевой деятельности является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Повышение эффективности обучения аудированию может оказать положительное воздействие на результативность обучения иностранному языку в целом. Учащиеся старших классов уже обладают некоторым опытом аудирования, а значит, и сформированными элементарными навыками и умениями. Именно у них появляются относительно устойчивые познавательные интересы, намерения и склонности, что способствует эффективной организации учебной деятельности. По моему мнению, для того чтобы повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности, необходимо осуществить работу в соответствии со следующими направлениями:
определение потребностей, интересов и мотивов учащихся как факторов, влияющих на выбор аудитивного текста и заданий к нему.
анализ коммуникативно-познавательного потенциала аудитивного текста.
использование так называемого установочного текста как средства создания ситуации рецепции.
изменение критериев оценки деятельности ученика при выполнении им упражнения в аудировании иноязычного текста.
Главным условием эффективного управления аудированием является ориентирование его содержания на ведущую деятельность учащихся. Известно, что «ведущая деятельность – это главная деятельность в данном возрасте, от которой зависит формирование основных его психологических новообразований».
Ведущими типами деятельности, на основе которых происходит психическое развитие учащихся 10-11 классов, является общественно-полезная, учебная и учебно-профессиональная деятельность. Для подобной ориентации необходимо знать потребности, интересы и мотивы, которые служат источником ведущей деятельности. Известно, что для старшего подросткового возраста характерно становление доминирующей направленности познавательных интересов. В этот период складываются определенные профессиональные намерения, в соответствии с которыми появляются элементы самообразования; подростков все более интересуют проблемы человеческих чувств и отношений; он мечтает о содержательной жизни, о творческой и общественно-полезной деятельности, хочет проявить себя и заслужить признание. Рассматриваемый нами возраст – период максимального увлечения телевизором, кино, причем интересы старших школьников мало отличаются от запросов взрослой аудитории. Много времени тратят старшеклассники на обсуждение со своими товарищами увиденного и услышанного, причем на их воспитание влияют установки, принятые в семье или в кругу друзей. Следует заметить, что наряду с коллективами, сложившимися в школе (например, коллективом класса, кружка и т.д.), у старшеклассников существуют многообразные сообщества, которые оказывают на них сильнейшее влияние.
В современных УМК даются примеры целеустановок, которые должны помочь ученикам осознать требования учителя и одновременно выступить в качестве возбудителя интересов учащихся.
Посмотрите на ответы, данные во время собеседования при приёме на работу и догадайтесь, какие вопросы были заданы.
Посмотрите на анкету. Для чего она? Какими словами можно заполнить пропуски?
Прочитайте предложения из диалога. Где находятся девушки? В чём их проблема?
Прочитайте вопросы и возможные ответы на них. Как вы думаете, где происходит действие?
Решению проблемы будет способствовать также поэтапное применение в учебном процессе аутентичных материалов – текстов, фильмов, радиопередач на английском языке, что даст возможность школьникам не учить английский язык, а пользоваться им. Таким образом, работа с аутентичными материалами способна ликвидировать противоречие «учебный язык - живой язык».
В этом поможет использование интернет ресурсов, которые уже предлагают всевозможные видеоролики на различные темы или просто аудио записи. Одним из часто применяемых сайтов является “BBC Learning English”, здесь вы можете найти различные материалы, к некоторым из них уже есть разработанные упражнения: True/ False/ Not stated; Fill the gaps; Answer the questions. Данные материалы доступны для скачивания и их можно применять, как на уроках, так и давать ребятам домой. Если уровень заданий кажется вам сложным для ваших учеников, то всегда можно придумать свои собственные задания.
На данном сайте вы можете найти аудио файл по нужной или интересующей вас теме, но можно столкнуться с некоторыми проблемами используя готовый материал. Например, выбранная аудиодорожка слишком длинная. Ввиду того, что для начальной средней ступени обучения слушать англоязычную речь в течение 10-15 минут, а потом выполнять задания, просто не под силу, учителю необходимо подстраиваться под материал, ибо ставить паузы в законченных по смыслу местах и выполнять задания, а потом слушать дальше, либо выбирать нужный материал или фрагмент записи и обрезать его до нужной временной длины 2—5 минут.
Преимуществами данного вида работы на уроке является то, что применяя аудио материалы, которые актуальны в настоящее время, мы заинтересовываем, а из этого следует, что мы мотивируем учащихся на обучение. В добавление необходимо указать на тот факт, что в данных аудиофайлах употребляются современные устойчивые выражения, слова и словосочетания, которые используют носители языка в своей повседневной жизни.
Наконец, хотелось бы акцентировать внимание на том, что учитель сам в состоянии создавать и разрабатывать аудиофайлы той сложности и длины, которая ему необходима. Например, используя программу Audacity. Когда мы проходим тему, то не всегда легко найти именно тот материал, который бы устроил учителя и его учеников и в плане уровня владения языком, и в плане тематическом. Программу Audacity можно бесплатно скачать в интернете и установить на свой компьютер или ноутбук. Ноутбук предпочтительнее, так как в нем, скорее всего уже будет встроенный микрофон, а для компьютера его надо приобретать. Audacity — это программа, которая записывает звук, т. е. нужно найти необходимый материал, затем его нужно самостоятельно начитать. Если нужен материал, обучающий навыкам диалогической речь, то это можно сделать в паре с другим учителем или учеником старших классов. Программа сохраняет запись в нужном нам формате, выбираете тот вариант, который воспроизводится вашим оборудованием. Опираясь на опыт работы с Audacity можно вывести заключение, что работать с этой программой довольно просто и самостоятельно научиться работать с ней возможно за короткое время.
Следует сказать, что задания для созданного ауди файла, разрабатываются самостоятельно: False/ True/ Not Stated; Answer the questions; Fill the gaps; Match the topic to the speaker и другие. Применять свои упражнения можно как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
В старшем звене можно предлагать учащимся записывать свои диалоги и монологи, используя данную программу. Это будет помогать им не только воспринимать речь на слух, но и учиться слышать свои ошибки и ошибки одноклассников, что является неотъемлемой частью умения воспринимать речь на слух.
Хотелось бы отметить, что применение программы Audacity, использование песен и готовых аудио материалов дают огромное преимущество перед стандартными методами обучения аудированию. Данные средства обучения позволяют учителю увеличить объем заданий и упражнений по аудированию, как на уроке, так для домашней, и самостоятельной подготовке учащихся. Ввиду того, что умение воспринимать речь на слух нелегко дается нашим школьникам, так как они редко слышат англоязычную речь кроме уроков, и не всегда на уроке, разработанные задания к песням, готовым материалам и записанные самостоятельно аудио файлы обеспечивают учащихся необходимыми материалами.
Несмотря на то, что данные виды работы требуют дополнительной подготовки к урокам от учителя, результат от их применения не заставит себя ждать. Интересные и разнообразные задания служат мотивацией в обучении. Систематическая работа с разными аудиофайлами как на уроках, так и дома, улучшит результаты по аудированию, из этого следует, что за данным навыком улучшатся и другие, ведь аудирование включает в себя разные аспекты языка.
Для того, чтобы была затронута мотивационная сфера ученика, недостаточно, чтобы задания к аудитивным текстам были ориентированы только на контроль понимания прослушанного. Необходимо, чтобы они подсказали ему, где можно использовать воспринятую информацию и, таким образом, создавали предваряющую акт рецепции установку на целенаправленное восприятие текста.
Ситуация может создаваться путем демонстрации кадров фильма (без звука), картинок, фотографий, слайдов и другой зрительной наглядности. На материале этих опор преподаватель проводит беседу, обращая внимание на важные параметры ситуации. В эту беседу включается и страноведческий комментарий (например: обратите внимание, покупатели чаще расплачиваются кредитными карточками и пр.). Затем учитель вводит новые слова (если это необходимо для понимания текста), реалии и фоновую лексику (несущую фоновую, т.е. дополнительную страноведческую информацию: например, первый этаж в Англии соответствует нашему второму, правостороннее движение транспорта).
Если учитель не располагает зрительными пособиями, то он создает ситуацию словесно, указывая при этом, кто, с кем, где, когда, зачем и о чем говорит. Если текст не дает для этого достаточной информации, то следует создать вымышленную ситуацию. Это совершенно необходимо, так как естественное устное общение всегда совершается в определенной ситуации (например: Вы сейчас прослушаете интервью, которое взял журналист молодежного журнала в одном из колледжей Лондона у учащихся старших классов, с целью узнать их взгляды на жизнь). Затем подчеркивается важность/полезность/занимательность информации для создания мотива общения, а иногда формулируется коммуникативная задача (например: «Вам наверное, интересно узнать, как смотрят на жизнь наши сверстники в Англии, что им нравится, а что не нравится в жизни, а также сравнить ваши и их взгляды»). Соответственно коммуникативная задача – получить интересную информацию и дать ей оценку.
Таким образом, мотивация является важным условием при формировании аудирования. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Литература
Афанасьева О.В., Дули Д. и др. Английский язык (Английский в фокусе) 10,11, M., Просвещение, 2012
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика.
Давыдов В.В., Маркова А.К. и др. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности M., 1980
Зимняя И. А. Психология слушания и говорения. М., 1973.
Рогова Г.В. - Методика обучения иностранным языкам в средней школе М, просвещение 1991
Шереметьева А. В. Английский язык. Аудирование –Саратов: Лицей 2010.
New Opportunities Russian Addition Pre-Intermediate Teacher’s book Patricia Mugglestone. 2006.
Интернет сайт http://www.englishraven.com/methodology.htmlson Longman Limited.
Интернет сайт.http://www.tesol-ua.org/tesol-essentials/teaching-methods/listening.htm
Интернет сайт http://www.abax.co.jp/listen/
Интернет сайт http://www.articlesbase.com/languages-articles/teaching-listening-as-an-english-language-skill-367095.html