Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.»
Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.
В процессе изучения данной темы вы:
узнаете об основных характеристиках чтения как рецептивного вида РД; о специфике обучения чтению на ИЯ;
научитесь определять чтение как цель и как средство обучения ИЯ; отбирать задания и упражнения для обучения учащихся технике чтения и пониманию прочитанного;
овладеете навыками и умениями, необходимыми для обучения технике чтения и понимания иноязычного текста; умением разрабатывать комплекс упражнений для обучения чтению иноязычного текста.
Чтение - это рецептивный вид РД, предполагающий зрительное восприятие печатного текста и его понимание с разной степенью полноты, точности и глубины.
Чтение как средство обучения ИЯ — это чтение, предусматривающее использование его для усвоения языкового и речевого материала, обучения устной и письменной речи и расширения социокультурных знаний.
Техника чтения - владение буквенно-звуковыми соответствиями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.
Содержание темы
Чтение на ИЯ является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из печатного текста.
Чтение относится к рецептивным видам РД, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный и процессуальный планы. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном — сам процесс чтения, т.е. установление графемно-фонемных соответствий, становление целостных приемов узнавания графических знаков, восприятие зрительного образа слова и его соотнесение со значением. Эти операции относят к технической стороне чтения. Чтение предполагает также выполнение таких операций, как антиципация, внутреннее проговаривание, понимание и осмысление.
В процессе обучения ИЯ чтение выступает в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала, овладения устной и письменной речью, а также для расширения социокультурного кругозора.
Содержание обучения чтению включает следующие компоненты:
психологический (навыки чтения вслух и про себя слов, словосочетаний, предложений, текста, а также умения предвосхищать и прогнозировать содержание; вычленять главное; сокращать и интерпретировать информацию);
методологический (умение читать по ключевым словам, синтагмам, пользоваться справочным аппаратом, осуществлять языковую и контекстуальную догадку и т.п.).
На начальной ступени изучения ИЯ закладываются основы данного вида РД. Учащиеся должны: знать буквы и соотносить их с передаваемыми ими звуками; правильно озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции и в предложении; соотносить слово со значением; узнавать в незнакомом тексте известные слова; ориентироваться в структуре текста на основании заголовка, начала и конца абзаца, понимать подписи под рисунками; опираться на правила орфографии; выразительно и правильно читать вслух и др.
Перечисленные выше навыки призваны обеспечить условия протекания чтения как формы речевого общения, т.е. создают перцептивно-смысловую основу восприятия и способствуют обучению учащихся оперировать языковым материалом (предложения, смысловые части, несложные тексты).
В реальном чтении процессы восприятия и понимания тесно взаимосвязаны. Навыки и умения, обеспечивающие данные процессы включают: технические навыки чтения; навыки и умения смысловой переработки воспринимаемой информации.
С технической стороны единицей восприятия у начинающего читателя является слово, хотя смысловая переработка воспринятой зрительно информации начинается с синтагм, которые объединятся затем в предложения, а те в свою очередь - в смысловой кусок и, наконец, в текст.
Задачи обучения чтению как виду РД конкретизированы в учебной программе по иностранным языкам для УОСО. На начальной ступени необходимо обеспечить достаточный уровень сформированности у учащихся навыков и умений чтения для их дальнейшего совершенствования и развития на средней и старшей ступенях изучения ИЯ.
Прежде всего необходимо обучать учащихся читать по-разному: концентрируя внимание на навыках, обеспечивающих рецептивную сторону чтения; направляя внимание одновременно на решение смысловых задач с целью понимания, осмысления и переработки информации.
Для достижения вышеизложенных задач обучения чтению учащихся начальной ступени необходимы упражнения и задания, направленные на формирование и совершенствование навыков техники чтения и извлечение и понимание информации иноязычного текста.
Работа над техникой чтения начинается с формирования и закрепления у учащихся графемно-фонемных связей. С этой целью можно использовать следующие задания и упражнения:
• для закрепления фонемно-графемных связей:
- учитель показывает учащимся графемы, а учащиеся должны найти и показать фонемы, которые соответствуют данным графемам;
- учащимся дается набор графем и фонем, которые необходимо привести в соответствие;
• по выбору фонемно-графемных связей:
- учитель произносит два слова, которые различаются одной фонемой; учащиеся должны сказать, какой фонемой различаются слова, и показать графему;
• по сочетанию фонемно-графемных связей:
- учитель произносит слово, учащиеся составляют его образ с помощью графем;
• по комплексному усвоению операций по выбору и сочетанию фонемно-графемных связей:
учащимся даются начальная и конечная буквы слова и показывается точками количество букв, пропущенных в слове; необходимо угадать слово и вписать недостающие буквы;
учащиеся получают задание разгадать ребус или кроссворд, составленный учителем, и др.
Для развития техники чтения может служить «чтение с эталоном». Учащиеся совершенствуют и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, что способствует правильности понимания. Это одно из важных заданий, в котором учащиеся одновременно видят речевые единицы, слышат их и произносят. Такое взаимодействие анализаторов положительно влияет на восприятие и понимание текста.
Чтение может осуществляться с помощью аудиозаписи и иметь различные варианты:
диктор читает синтагму, учащийся читает ее вслух вслед за диктором во время паузы;
диктор читает всю фразу, учащийся повторяет вслух за диктором во время паузы;
учащийся читает синтагму, затем слушает ее в исполнении диктора;
учащийся читает всю фразу, затем сверяет ее с исполнением диктора;
учащийся читает вслед за диктором, несколько отставая от него;
учащийся читает вслед за диктором в нормальном темпе - одновременно с ним.
Для совершенствования технических навыков чтения на начальной ступени могут использоваться следующие задания и упражнения:
чтение вслух выученных наизусть стихов, скороговорок, поговорок, небольших диалогов;
составление с помощью разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме и их чтение вслух или про себя;
заполнение пропусков в словах недостающими буквами и их чтение;
нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;
объединение слов текста в тематические группы и чтение их вслух или про себя;
подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;
повторение за учителем текста по предложениям;
дополнение указанных предложений и чтение их вслух, др.
На средней и старшей ступенях обучения осуществляется коррекция и дальнейшее совершенствование техники чтения на ИЯ.
Уровень сформированности технических навыков чтения может считаться достаточно высоким, если учащийся может:
корректно пользоваться правилами чтения;
правильно артикулировать и интонировать;
опираться на опознавательные признаки (знаки препинания, шрифт, грамматические формы, средства синтаксической и логической связи и т.п.);
менять темп чтения в зависимости от характера текста и форм его обработки;
мгновенно определять графический образ слова по слухо-моторному образцу (и наоборот), др.
С самого начала обучения ИЯ следует прививать учащимся определенную культуру чтения, т.е. учить их, как начинать работу с текстом, чем ее завершать. Как средство получения информации чтение выступает в основном в форме чтения про себя. Следует обучать вдумчивому прочтению заголовка текста и предвосхищению (антиципации) того, о чем пойдет в нем речь далее, а также обращать внимание на первый и другие абзацы текста. Важно учить извлекать главное, вычленять основные мысли из того, что учащиеся читают. Также следует учить передавать смысл абзаца / текста несколькими предложениями и интерпретировать прочитанное.
Чтение как средство обучения используется для таких целей, как: формирование и совершенствование слухо-произносительных и ритмико-интонационных, лексических и грамматических навыков; создание комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней; обогащение потенциального словаря учащихся; совершенствование навыков и развитие умений во всех видах РД; развитие языковой и смысловой догадки и др.
Контроль чтения про себя осуществляется с помощью послетекстовых заданий и упражнений, которые позволяют выявить правильность понимания прочитанного. Для этого целесообразно использовать как рецептивные приемы и способы контроля (выбор картинок, выполнение действий; тестирование с помощью цифрового кодирования: знаков «+», «-», сигнальных карт; перенумерация абзацев в соответствии с логическим содержанием и др.), так и рецептивно-продуктивные (ответы на вопросы; составление / замена заголовка к тексту; составление плана; краткий пересказ; нахождение в тексте заданной информации и др.).
Задания для самостоятельной работы
1. Определите, какие из предложенных ниже упражнений и заданий для обучения технике чтения предназначены для усвоения звуко-буквенных соответствий; формирования механизмов узнавания целых слов; чтения отдельных предложений (сверхфразовых единств); чтения текста вслух; узнавания и дифференциации речевых и языковых единиц текста различной трудности.
«Составьте слова из данных букв и прочитайте их вслух»;
«Составьте известные вам буквосочетания и скажите, как они читаются»;
«Прочитайте вслух слова, которые начинаются с буквы ...»;
«Прочитайте про себя данные слова и подчеркните те из них, в которых есть звук ...»;
«Прочитайте быстро слова, определите степень сравнения прилагательных и распределите их в три колонки»;
«Просмотрите быстро данные словосочетания, выделите и прочитайте те из них, которые выражают действие»;
«Выберите слова, которые читаются по правилу»;
«Выберите слова, которые читаются не по правилу»;
«Прочитайте похожие слова»;
«Прочитайте данные слова и скажите, чем они различаются»;
«Прослушайте данные утверждения, отметьте знаком «+» и прочитайте те из них, которые соответствуют рисунку»;
«Прочитайте предложения и воспроизведите их товарищу по парте»;
«Прочитайте предложения, выражающие просьбу (приказание, совет), и выполните ее (его)»;
«Прочитайте предложения из текста о ...»;
«Прочитайте вопросы, найдите на них ответы в тексте и прочитайте вслух»;
«По приведенным репликам одного из персонажей восстановите диалог и прочитайте его»;
«Выделите смысловые куски текста, озаглавьте и прочитайте их»;
«Прочитайте быстро слова и назовите новые слова, изученные на данном уроке»;
«Быстро просмотрите слова, узнайте и запишите те из них, которые относятся к теме ...»;
«Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте их вслух»;
«Прочитайте быстро слова, определите степень сравнения прилагательных и распределите их в три колонки»;
«Просмотрите данные слова и в процессе чтения отметьте в них ударный слог, затем прочитайте эти слова вслух»;
«Прочитайте рецепт и расскажите, как приготовить печенье»;
«Просмотрите быстро данные словосочетания, выделите те из них, которые выражают действие, и прочитайте их вслух».
Проанализируйте учебное пособие для учащихся 3-го или 4-го класса по английскому / немецкому языку и подберите 3-4 задания / упражнения для обучения учащихся: технике чтения; пониманию иноязычного текста.
Разработайте фрагмент урока английского / немецкого языка по обучению чтению учащихся 3-го или 4-го класса.
Рекомендуемая литература
Азовкина, А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / А.Н. Азовкина // Иностранные языки в школе. 2003. №2. С. 48-51.
Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. М., 1988. С. 202-214.
Галъскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лигводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М, 2004. С. 224-232.
Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М., 2000. 232 с.
5.Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. М., 1983. 206 с.