kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучения данной темы можно узнать об основных характеристиках чтения и о специфике обучения чтению на иностранном языке и многое другое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.»

Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.

В процессе изучения данной темы вы:

  • узнаете об основных характеристиках чтения как рецептивного вида РД; о специфике обучения чтению на ИЯ;

  • научитесь определять чтение как цель и как средство обучения ИЯ; отбирать задания и упражнения для обучения учащихся технике чтения и пониманию прочитанного;

  • овладеете навыками и умениями, необходимыми для обучения технике чтения и понимания иноязычного текста; умением разрабатывать комплекс упражнений для обучения чтению иноязычного текста.

Чтение - это рецептивный вид РД, предполагающий зрительное восприятие печатного текста и его понимание с разной степенью пол­ноты, точности и глубины.

Чтение как средство обучения ИЯ — это чтение, предусматривающее использование его для усвоения языкового и речевого материала, обучения устной и письменной речи и расширения социокультурных знаний.

Техника чтения - владение буквенно-звуковыми соответствиями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.

Содержание темы

Чтение на ИЯ является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из печатного текста.

Чтение относится к рецептивным видам РД, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный и процессуальный планы. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном — сам процесс чтения, т.е. установление графемно-фонемных соответствий, становление целостных приемов узнавания графических знаков, восприятие зрительного образа слова и его соотнесение со значением. Эти операции относят к технической стороне чтения. Чтение предполагает также выполнение таких операций, как антиципация, внутреннее проговаривание, понимание и осмысление.

В процессе обучения ИЯ чтение выступает в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала, овладения устной и письменной речью, а также для расширения социокультурного кругозора.

Содержание обучения чтению включает следующие компоненты:

  • лингвистический (буквосочетания, слова, словосочетания, предложения, текст);

  • психологический (навыки чтения вслух и про себя слов, словосочетаний, предложений, текста, а также умения предвосхищать и прогнозировать содержание; вычленять главное; сокращать и интерпретировать информацию);

  • методологический (умение читать по ключевым словам, синтагмам, пользоваться справочным аппаратом, осуществлять языковую и контекстуальную догадку и т.п.).

На начальной ступени изучения ИЯ закладываются основы данного вида РД. Учащиеся должны: знать буквы и соотносить их с передаваемыми ими звуками; правильно озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции и в предложении; соотносить слово со значением; узнавать в незнакомом тексте известные слова; ориентироваться в структуре текста на основании заголовка, начала и конца абзаца, понимать подписи под рисунками; опираться на правила орфографии; выразительно и правильно читать вслух и др.

Перечисленные выше навыки призваны обеспечить условия протекания чтения как формы речевого общения, т.е. создают перцептивно-смысловую основу восприятия и способствуют обучению учащихся оперировать языковым материалом (предложения, смысловые части, несложные тексты).

В реальном чтении процессы восприятия и понимания тесно взаимосвязаны. Навыки и умения, обеспечивающие данные процессы включают: технические навыки чтения; навыки и умения смысловой переработки воспринимаемой информации.

С технической стороны единицей восприятия у начинающего читателя является слово, хотя смысловая переработка воспринятой зрительно информации начинается с синтагм, которые объединятся затем в предложения, а те в свою очередь - в смысловой кусок и, наконец, в текст.

Задачи обучения чтению как виду РД конкретизированы в учебной программе по иностранным языкам для УОСО. На начальной ступени необходимо обеспечить достаточный уровень сформированности у учащихся навыков и умений чтения для их дальнейшего совершенствования и развития на средней и старшей ступенях изучения ИЯ.

Прежде всего необходимо обучать учащихся читать по-разному: концентрируя внимание на навыках, обеспечивающих рецептивную сторону чтения; направляя внимание одновременно на решение смысловых задач с целью понимания, осмысления и переработки информации.

Для достижения вышеизложенных задач обучения чтению учащихся начальной ступени необходимы упражнения и задания, направленные на формирование и совершенствование навыков техники чтения и извлечение и понимание информации иноязычного текста.

Работа над техникой чтения начинается с формирования и закрепления у учащихся графемно-фонемных связей. С этой целью можно использовать следующие задания и упражнения:

• для закрепления фонемно-графемных связей:

- учитель показывает учащимся графемы, а учащиеся должны найти и показать фонемы, которые соответствуют данным графемам;

- учащимся дается набор графем и фонем, которые необходимо привести в соответствие;

• по выбору фонемно-графемных связей:

- учитель произносит два слова, которые различаются одной фонемой; учащиеся должны сказать, какой фонемой различаются слова, и показать графему;

• по сочетанию фонемно-графемных связей:

- учитель произносит слово, учащиеся составляют его образ с помощью графем;

• по комплексному усвоению операций по выбору и сочетанию фонемно-графемных связей:

  • учащимся даются начальная и конечная буквы слова и показывается точками количество букв, пропущенных в слове; необходимо угадать слово и вписать недостающие буквы;

  • учащиеся получают задание разгадать ребус или кроссворд, составленный учителем, и др.

Для развития техники чтения может служить «чтение с эталоном». Учащиеся совершенствуют и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, что способствует правильности понимания. Это одно из важных заданий, в котором учащиеся одновременно видят речевые единицы, слышат их и произносят. Такое взаимодействие анализаторов положительно влияет на восприятие и понимание текста.

Чтение может осуществляться с помощью аудиозаписи и иметь различные варианты:

  • диктор читает синтагму, учащийся читает ее вслух вслед за диктором во время паузы;

  • диктор читает всю фразу, учащийся повторяет вслух за диктором во время паузы;

  • учащийся читает синтагму, затем слушает ее в исполнении диктора;

  • учащийся читает всю фразу, затем сверяет ее с исполнением диктора;

  • учащийся читает вслед за диктором, несколько отставая от него;

  • учащийся читает вслед за диктором в нормальном темпе - одновременно с ним.

Для совершенствования технических навыков чтения на начальной ступени могут использоваться следующие задания и упражнения:

  • чтение вслух выученных наизусть стихов, скороговорок, поговорок, небольших диалогов;

  • составление с помощью разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме и их чтение вслух или про себя;

  • заполнение пропусков в словах недостающими буквами и их чтение;

  • нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;

  • объединение слов текста в тематические группы и чтение их вслух или про себя;

  • подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;

  • повторение за учителем текста по предложениям;

  • дополнение указанных предложений и чтение их вслух, др.

На средней и старшей ступенях обучения осуществляется коррекция и дальнейшее совершенствование техники чтения на ИЯ.

Уровень сформированности технических навыков чтения может считаться достаточно высоким, если учащийся может:

  • корректно пользоваться правилами чтения;

  • правильно артикулировать и интонировать;

  • опираться на опознавательные признаки (знаки препинания, шрифт, грамматические формы, средства синтаксической и логической связи и т.п.);

  • менять темп чтения в зависимости от характера текста и форм его обработки;

  • мгновенно определять графический образ слова по слухо-моторному образцу (и наоборот), др.

С самого начала обучения ИЯ следует прививать учащимся определенную культуру чтения, т.е. учить их, как начинать работу с текстом, чем ее завершать. Как средство получения информации чтение выступает в основном в форме чтения про себя. Следует обучать вдумчивому прочтению заголовка текста и предвосхищению (антиципации) того, о чем пойдет в нем речь далее, а также обращать внимание на первый и другие абзацы текста. Важно учить извлекать главное, вычленять основные мысли из того, что учащиеся читают. Также следует учить передавать смысл абзаца / текста несколькими предложениями и интерпре­тировать прочитанное.

Чтение как средство обучения используется для таких целей, как: формирование и совершенствование слухо-произносительных и ритмико-интонационных, лексических и грамматических навыков; создание комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней; обогащение потенциального словаря учащихся; совершенствование навыков и развитие умений во всех видах РД; развитие языковой и смысловой догадки и др.

Контроль чтения про себя осуществляется с помощью послетекстовых заданий и упражнений, которые позволяют выявить правильность понимания прочитанного. Для этого целесообразно использовать как рецептивные приемы и способы контроля (выбор картинок, выполнение действий; тестирование с помощью цифрового кодирования: знаков «+», «-», сигнальных карт; перенумерация абзацев в соответствии с логическим содержанием и др.), так и рецептивно-продуктивные (ответы на вопросы; составление / замена заголовка к тексту; составление плана; краткий пересказ; нахождение в тексте заданной информации и др.).

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из предложенных ниже упражнений и зада­ний для обучения технике чтения предназначены для усвоения звуко-буквенных соответствий; формирования механизмов узнавания целых слов; чтения отдельных предложений (сверхфразовых единств); чтения текста вслух; узнавания и дифференциации речевых и языковых единиц текста различной трудности.

  • «Составьте слова из данных букв и прочитайте их вслух»;

  • «Составьте известные вам буквосочетания и скажите, как они читаются»;

  • «Прочитайте вслух слова, которые начинаются с буквы ...»;

  • «Прочитайте про себя данные слова и подчеркните те из них, в
    которых есть звук ...»;

  • «Прочитайте быстро слова, определите степень сравнения прилагательных и распределите их в три колонки»;

  • «Просмотрите быстро данные словосочетания, выделите и прочитайте те из них, которые выражают действие»;

  • «Выберите слова, которые читаются по правилу»;

  • «Выберите слова, которые читаются не по правилу»;

  • «Прочитайте похожие слова»;

  • «Прочитайте данные слова и скажите, чем они различаются»;

  • «Прослушайте данные утверждения, отметьте знаком «+» и прочитайте те из них, которые соответствуют рисунку»;

  • «Прочитайте предложения и воспроизведите их товарищу по парте»;

  • «Прочитайте предложения, выражающие просьбу (приказание, совет), и выполните ее (его)»;

  • «Прочитайте предложения из текста о ...»;

  • «Прочитайте вопросы, найдите на них ответы в тексте и прочитайте вслух»;

  • «По приведенным репликам одного из персонажей восстановите диалог и прочитайте его»;

  • «Выделите смысловые куски текста, озаглавьте и прочитайте их»;

  • «Прочитайте быстро слова и назовите новые слова, изученные на данном уроке»;

  • «Быстро просмотрите слова, узнайте и запишите те из них, которые относятся к теме ...»;

  • «Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте их вслух»;

  • «Прочитайте быстро слова, определите степень сравнения прилагательных и распределите их в три колонки»;

  • «Просмотрите данные слова и в процессе чтения отметьте в них ударный слог, затем прочитайте эти слова вслух»;

  • «Прочитайте рецепт и расскажите, как приготовить печенье»;

  • «Просмотрите быстро данные словосочетания, выделите те из них, которые выражают действие, и прочитайте их вслух».

  1. Проанализируйте учебное пособие для учащихся 3-го или 4-го класса по английскому / немецкому языку и подберите 3-4 задания / упражнения для обучения учащихся: технике чтения; пониманию иноязычного текста.

  2. Разработайте фрагмент урока английского / немецкого языка по обучению чтению учащихся 3-го или 4-го класса.

Рекомендуемая литература

  1. Азовкина, А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / А.Н. Азовкина // Иностранные языки в школе. 2003. №2. С. 48-51.

  2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. М., 1988. С. 202-214.

  3. Галъскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лигводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М, 2004. С. 224-232.

  4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М., 2000. 232 с.

5. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. М., 1983. 206 с.


102


103


  • «Прослушайте данные утверждения, отметьте знаком «+» и про­
    читайте те из них, которые соответствуют рисунку»;

  • «Прочитайте предложения и воспроизведите их товарищу по парте»;

  • «Прочитайте предложения, выражающие просьбу (приказание,
    совет), и выполните ее (его)»;

  • «Прочитайте предложения из текста о ...»;

  • «Прочитайте вопросы, найдите на них ответы в тексте и прочи­
    тайте вслух»;

  • «По приведенным репликам одного из персонажей восстановите
    диалог и прочитайте его»;

  • «Выделите смысловые куски текста, озаглавьте и прочитайте их»;

  • «Прочитайте быстро слова и назовите новые слова, изученные на
    данном уроке»;

  • «Быстро просмотрите слова, узнайте и запишите те из них, кото­
    рые относятся к теме ...»;

  • «Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте их вслух»;

  • «Прочитайте быстро слова, определите степень сравнения прила­
    гательных и распределите их в три колонки»;

  • «Просмотрите данные слова и в процессе чтения отметьте в них
    ударный слог, затем прочитайте эти слова вслух»;

  • «Прочитайте рецепт и расскажите, как приготовить печенье»;

  • «Просмотрите быстро данные словосочетания, выделите те из
    них, которые выражают действие, и прочитайте их вслух».


  1. Проанализируйте учебное пособие для учащихся 3-го или 4-го
    класса по английскому / немецкому языку и подберите 3-4 зада­
    ния / упражнения для обучения учащихся: технике чтения; пониманию
    иноязычного текста.

  2. Разработайте фрагмент урока английского / немецкого языка по
    обучению чтению учащихся 3-го или 4-го класса.

Рекомендуемая литература

  1. Азовкина, А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на на­
    чальном этапе обучения / А.Н. Азовкина // Иностранные языки в школе. 2003.
    №2. С. 48-51.

  2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней шко­
    ле / И.Л. Бим. М., 1988. С. 202-214.

  3. Галъскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лигводидактика
    и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М, 2004. С. 224-232.

  4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе /
    Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. М., 2000. 232 с.

5. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на
иностранном языке / З.И. Клычникова. М., 1983. 206 с.

105

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования.

Автор: Антусова Татьяна Николаевна

Дата: 05.11.2021

Номер свидетельства: 590515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования."
    ["seo_title"] => string(71) "obuchenie_chteniiu_na_nachalnom_etape_obshchego_srednego_obrazovaniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "590516"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636111228"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Обучение чтению на начальном этапе общего среднего образования."
    ["seo_title"] => string(71) "obuchenie_chteniiu_na_nachalnom_etape_obshchego_srednego_obrazovaniia_2"
    ["file_id"] => string(6) "590518"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636111747"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "osobiennosti-formirovaniia-navykov-chtieniia-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126860"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415217318"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  учебному курсу «Литературное чтение»  3 класс     2015-2016"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaiaprogrammapouchiebnomukursulitieraturnoiechtieniie3klass20152016"
    ["file_id"] => string(6) "258970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448620945"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства