Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать ,что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения зффективности обучения иностранным языкам в системе общего среднего образования и как средство развития детей.Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям независимо от их стартовых способностей поскольку оно:- оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка,его памяти,внимания.мышления,восприятия,воображения;-стимулирует развитие речевых способностей ребёнка,что положительно сказывается и на владении родным языком;-открывает возможности для обучения второму иностранному языку,необходимость владения которыми в условиях поликультурного окружения становится всё более очевидным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения »
Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффективности обучения иностранным языкам в системе общего среднего образования и как средство развития детей.
Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно
- оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка, его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
- стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается и на владении родным языком;
- открывает возможности для обучения второму ( третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми в условиях поликультурного окружения становится все более очевидным.
Известно, что дети семилетнего возраста обладают большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче «подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте. Поэтому раннее начало изучения иностранного языка представляется желательным и перспективным.
В этих условиях от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младшего школьника, без учета которых вряд ли можно рассчитывать на успех в работе.
Необходимо помнить о том, что в их жизненном опыте игровая деятельность все еще занимает значительное место и что это должно находить отражение и на уроках иностранного языка. Важно также иметь в виду, что у младших школьников недостаточно развито произвольное внимание и логическая память, поэтому следует больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-обзорную память, включая подлежащий запоминанию языковой материал в рифмовки, считалки, песенки, широко используя иллюстративную изобразительную наглядность, а также движение, музыку.
Важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно- познавательных задач в устной речи, чтении, письме. По окончании начальной школы у школьников должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области чтения:
1.выразительно читать вслух;
2.читать про себя с целью:
- понимания основного содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;
- полного и точного понимания содержания учебных, а также аутентичных текстов, построенных на знакомом языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;
-поиска необходимой информации( приема поискового чтения).
Для младших школьников критерием выбора текстов является повседневный опыт и специфика возраста. Тексты должны быть хорошо иллюстрированы, так как у детей возникает желание разыгрывать их по ролям, возвращаться к ним снова и снова. По тематике тексты ориентированы на повседневный опыт детей- школа, игры, семья, день рождения,домашние животные, посещение кафе, приготовление пищи, цирк, каникулы, а также на специфические возрастные интересы- сказки, мечты. Тексты предъявляются в форме : диалога, рассказа, описания, песенок или стихов(рифмовок).
В отличие от букварей на родном языке, в которых текст служит лишь вспомогательным средством для общения ввиду достаточной языковой компетентности обучаемых, в учебниках иностранного языка текст- это средство освоения чужих речевых структур. В связи с этим начинать следует с самых элементарных. Эти структуры должны быть понятны детям по смыслу и просты в изучении. Составляющие их слова отбираются, исходя, во-первых, из того, какие буквы уже освоены, а, во-вторых. Из того, как часто они могут употребляться детьми данной возрастной группы. Освоение грамматических форм должно также проходить постепенно, маленькими шагами, в соответствии с возрастными особенностями и запасом освоенных букв и слов.
Одной из основных задач обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование навыков техники чтения , так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтения.
Упражнения по формированию техники чтения можно разделить на 4 группы:
1.Упражнения, направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний. К ним относятся задания типа: напишите буквы по образцу; печатные буквы прописью; найдите каждой большой букве соответствующую пару и соедините их.
2.Упражнения на развитие умений соотносить букву(буквосочетание) со звуком(звукосочетанием), например: напишите, какая буква или буквосочетание передает данный звук; прочитайте текст и вставьте вместо черточек буквы; раскрасьте те предметы, в названии которых есть звук….
3.Упражнения, направленные на овладение орфографией слов: прочитайте слова( предложения) и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания, запомните эти слова и напишите их в тетрадь, проверьте, правильно ли вы их написали.
4.Упражнения на развитие умений чтения: спишите текст и подчеркните в нем слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв; выпишите из текста слова, содержащие те или иные буквосочетания, подчеркните буквосочетания.
Такие упражнения позволяют успешно работать над формированием техники чтения и письма на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для эффективного обучения чтению на начальном этапе хорошо использовать также игровые задания и упражнения.
Упражнения на прочное усвоение буквенно-звуковых соотношений:
1. « На приеме у глазного врача»
Учитель объявляет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву « доктор» просит назвать ее.
2. « Назови свою букву»
На доске записываются слова, знакомые детям. Дети получают несколько карточек с буквами и буквосочетаниями. Затем учитель показывает отдельные буквы в словах, записанных на доске. Те ребята, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимают карточку и называют букву.
Упражнения коммуникативного характера:
Учитель: « Мальвина подготовила предложение, чтобы научить Буратино читать. Но когда вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите восстановить их».
При работе над чтением необходим дифференцированный подход кучащимся, нужно учитывать уровень сформированности их навыков чтения на родном языке, интеллектуальное развитие детей.
Умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке- задача нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности к общению, которые создает учитель на уроке.
Список используемой литературы
1.Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко « Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе» ИЯШ №1. 1994 год
2.И.Л.Бим « Новый УМК по немецкому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений» ИЯШ№1 2003 год
3.И.Н.Сорокина « Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения» ИЯШ№3 2001 год
4. Тен Э.Г. « Некоторые игровые упражнения для обучения чтению на французском языке в младших классах» ИЯШ№4 1996 год