Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на английском языке на основе догадки»
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
НА ОСНОВЕ ДОГАДКИ
Власян Роза Самвеловна
учитель английского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Александровское» Томской области
Научить читать каждого школьника одна из сложных задач, стоящих перед учителем. Этому всегда предшествует предварительная подготовка. Любой текст, упражнение содержат лексические единицы, имеющие общие корни в английском и русском языках, значение которых можно раскрыть без помощи словаря. Такие слова называются интернациональными.
Когда идет первое знакомство с текстом, я всегда прошу учеников обратить внимание на ряд слов, о значении которых легко догадаться. Вторым этапом прошу найти слова, которые легко прочитать на любом языке и понять их перевод. Догадка таких слов ускорит чтение и освободит обучающихся от потребности постоянно обращаться к словарям. Умение самостоятельно раскрыть значение интернациональных слов можно успешно применять при работе с любым текстом. Догадка – путь к пониманию любых текстов на английском языке.
Для проведения фонетической зарядки я использую упражнения из сборника упражнений для углубленного изучения английского языка «Учись читать газету на английском языке» Узуновой Людмилы Михайловны, 1988 года издания.
Прежде всего, мы используем слова, о значении которых легко догадаться без помощи словаря. Их мы делим на три группы.
Корневые слова (состоят из одного корня): agent– агент; tank – танк;
Производные слова (имеют не только корень, но приставку или суффикс): effectiveness – эффективность, illegal – нелегальный
Слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую без изменения формы: a plan – план, to plan – планировать, atriumph – триумф, totriumph – побеждать
Но есть слова, которые узнаются всегда легко и без труда по догадке: admiral – адмирал, arena – арена, atom – атом.
Но в таких английских словах, как chorus, myth не сразу можно догадаться о значении слов.
Среди корневых интернациональных слов легче всего узнаются слова, буквенный состав которых и значение в русском и английском языках совпадают: propaganda – пропаганда, radio – радио, sport – спорт.
Не представляют особой трудности слова спортивной направленности, несмотря на правописание: athlete – атлет, champion – чемпион.
Чтобы догадаться о значении интернационального слова, нужно сначала прочесть его по буквам про себя, т.е. распознать его форму.
Я отрабатываю слова каждой группы на фонетических зарядках практически на каждом уроке, т.к. после длительного перерыва в учебе ученики забывают правила чтения.
Пример
Последовательность выполнения задания
Число букв в английском и русском слове одно и то же
1. Прочитайте про себя по буквам английское слово: diplomat, patriot, period
2. По созвучию подберите к этому слову русский эквивалент: дипломат, патриот, период
Таких слов я подобрала много, разбиваю их на группы и отрабатываю на них скорочтение. Затем использую эти слова в предложениях.
Пример
Последовательность выполнения задания
Русское слово имеет на одну или несколько букв больше: planet – планета
emblem – эмблема
1. Прочитайте про себя по буквам английское слово:planet, созвучное с русским словом.
2. Добавьте к общему корню указанную русскую букву: а.
3. Назовите русский эквивалент: планета
У меня в наличии таких 7 упражнений. После отработки слов и упражнений данной категории перехожу следующему виду деятельности.
Пример
Последовательность выполнения задания
Русское слово короче английского на одну или несколько букв больше: telescope– телескоп
method – метод
1. Прочитайте про себя по буквам английское слово:
telescope
2. Уберите мысленно выделенные буквы
3. Назовите русский эквивалент: телескоп
Во время выполнения данного упражнения мы выполняем с учениками следующие задания:
Дайте русские эквиваленты следующих существительных.
e.g. episode, tone, service etc.
Прочтите про себя по буквам следующие слова и по созвучию с русскими словами догадайтесь об их значении.
e.g. arrest, block, progress, etc.
Назовите русские эквиваленты следующих существительных, опуская в корне букву с и выделенные буквы (+а в конце слова).
e.g. chaos, chorus, echo, epoch etc.
Использование упражнений такого типа способствует запоминанию новых слов, правильному чтению, правописанию слов как на английском языке, так и на русском языке, что способствует повышению грамотности обучающихся.