Нестандартный подход к обучению устной и письменной речи
Нестандартный подход к обучению устной и письменной речи
Современная социально-экономическая обстановка в нашей стране и в мире в целом, экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв резко повышает требования к личностным качествам человека. Необходимость принятия быстрых решений в нестандартных ситуациях делает особенно актуальными такие его качества, как оперативность и нестандартность мышления, волю, воображение, самостоятельность и смелость принятий решений, целеустремленность и инициативность. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Возникает необходимость обеспечить такое построение учебно-воспитательного процесса, которое предполагало бы постоянную потребность в применении названных выше качеств, давало бы учащимся возможность развивать их. В педагогике развитие этой функция закреплена за всеми школьными предметами, в том числе и за предметом “иностранный язык”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный подход к обучению устной и письменной речи»
Нестандартный подход к обучению устной и письменной речи.
Современная социально-экономическая обстановка в нашей стране и в мире в целом, экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв резко повышает требования к личностным качествам человека. Необходимость принятия быстрых решений в нестандартных ситуациях делает особенно актуальными такие его качества, как оперативность и нестандартность мышления, волю, воображение, самостоятельность и смелость принятий решений, целеустремленность и инициативность. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Возникает необходимость обеспечить такое построение учебно-воспитательного процесса, которое предполагало бы постоянную потребность в применении названных выше качеств, давало бы учащимся возможность развивать их. В педагогике развитие этой функция закреплена за всеми школьными предметами, в том числе и за предметом “иностранный язык”.
Однако до сих пор значение иностранного языка как предмета школьной программы, способствующего развитию учащихся, недооценивалось на практике. Учебная деятельность ориентировала как учителя, так и учащихся на репродуктивное говорение, а наиболее успешно развивающейся интеллектуальной функцией учащихся было механическое запоминание.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях активного обучения. В этих условиях целью обучения становится самостоятельное приобретение знаний, формирование творческого мышления учащихся, ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть ее активным инициатором и деятелем. При активном обучении получает дальнейшее развитие идея коммуникативного обучения, т.е. обучение ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при общении на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, а на обсуждении определенных ситуаций и проблем в жизни нашего общества. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни семьи, класса, школы, города, страны, учатся высказывать и обосновывать свое мнение, отстаивать свое отношение к происходящему.
Поскольку речь на чужом языке не может возникнуть без соответствующего усвоения языкового материала и формирования определенных навыков и умений, для формирования инициативной речи на начальном этапе учащимся необходимо овладеть подготовленной речью. Подготовленная речь формируется с помощью самостоятельных упражнений, требующих умения сообщать информативный материал, обобщать и оценивать его, выстраивать в связное, личностно-окрашенное высказывание. Это может быть воспроизведение заученного диалога, стихотворения, отрывка, использование в различных сочетаниях или отдельно усвоенных предложений и фраз, извлеченных из текста предложений, использование в речи блоков, штампов и т.д. – т.е. комбинация в речевой деятельности готовых для учащихся форм.
Запоминание и использование определенного количества готовых штампов, фраз и блоков является положительным опытом, но еще не является речью. Для полной творческой и инициативной речевой деятельности этот уровень не достаточен. Многие учащиеся испытывают трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими структурами языка, дети не знают, с чего начать и в какой последовательности говорить. Это происходит потому, что учащимся сложно начинать говорить без какой-либо зрительной опоры.
Большое значение в восприятии учебного материала играют зрительные образы, которые можно воплотить с помощью наглядности. Наглядность бывает как внешняя (предметы, картинки, фотографии), так и внутренняя (опыт, домысел, фантазия). При обучении инициативной устной и письменной речи необходимо применять на практике обе основные формы наглядности.
Использование ситуативных картинок является наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию с методической и психологической точки зрения. Картинки являются действенным стимулом, побуждающим учащихся к домысливанию, к соответствующим высказываниям, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с развитием инициативной и творческой иноязычной речи.
При отборе картинок учитываются многие факторы: возраст, уровень подготовки учащихся, лексические темы, пройденные на уроках. Использование картинок обеспечивает повторение определённых грамматических структур, возникают естественные ситуации для общения.
Можно выделить четыре формы работы с картинками: Description (описание), Сomparison (сравнение), Solving a problem (решение проблемы), Making up a story (задание на составление истории). Картинки могут быть использованы на разных этапах урока.
Задание на описание.
Учащимся предлагается посмотреть на картинку и по предложенным вопросам описать эту картинку.
Look at this picture of a young woman. Answer the questions.
-Where is she?
-What does she look like?
-What is she wearing?
-What is she doing?
-What kind of person is she?
Такие упражнения помогают развить монологическую речь у учащихся и научить выражать свое отношение к какому-либо событию.
Задание на сравнение.
Учащимся предлагается две картинки. Учащиеся должны найти сходства и различия между ними и выразить свое собственное отношение к тому, что происходит на этих картинках.
Такие упражнения помогают научить учащихся выражать свое мнение и чувства, отдавать предпочтение чему-либо, давать рекомендации и советы, объяснять свой выбор.
Задание на решение проблемы.
Для задания на решение проблемы учащимся предлагается коллаж из нескольких картинок на определенную тему. Учащиеся должны поговорить о каждой картинке, выразить свое мнение и свое отношение к теме.
Такие упражнения помогают научить учащихся отстаивать собственное мнение, принимать или отвергать предложения выражать согласие или несогласие, принимать решение, отдавать предпочтение, приходить к единому мнению.
Задание на составление рассказа.
Учащимся предлагается картинка, по которой они должны составить законченный рассказ в устной или письменной форме о том, что происходит на картинке. Например: Что было вначале? Что было потом? Что было после этого? Что было в конце?
Такие упражнения помогают научить учащихся комментировать происходящие действия и составлять законченный рассказ.
Использование таких упражнений на уроках значительно повышает речевую активность, развитие мыслительной деятельности учащихся, т. к. перед ними постоянно ставятся проблемы, которые им тут же приходится решать - проблемы выбора, о чем говорить и что об этом сказать. Следовательно, внешняя наглядность обеспечивает эффективное развитие устной и письменной инициативной речи.
Список литературы:
Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.-2001. - №6 – с.29-31
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. – 214 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985. – 324 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высшая школа, 1992. – 442 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Прокофьева В.П. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении // Иностранные языки в школе. – 1986. - №4 – с76-81.