Роль сказки в развитии устной речи младших школьников
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у младших школьников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи.
Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младших школьников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик);
- срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, учитель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
Считается, что младшим школьникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению подбираю специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах.
А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке
«Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.
Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а…).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, на начальном этапе для детей не вводится столь сложная терминология (глаголы, существительные). Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например, «Жи – бы – де – ба – бы – у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т.д.»
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях ( мука, - му, ка), (собачий хвост – собачий характер);
- объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух , - дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру - задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
Особо обращаю внимание на развитие у детей воображения до такого уровня, который помогает им различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника; оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель.
Каждая личность – клад фантазии. Убеждена в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово:
- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.);
- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.);
- составлять фантастические сказки о себе.