kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль сказки в развитии устной речи младших школьников

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у младших школьников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать  устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи.

 

Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младших школьников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

 

Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик);

- срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

 

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще  срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, учитель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение  и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Считается, что младшим школьникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению подбираю специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них,  помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах.

 

А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

 

Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке

«Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.

       

Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не  Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а…).

       

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, на начальном этапе для детей не вводится столь сложная терминология (глаголы, существительные). Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например, «Жи – бы – де – ба – бы – у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т.д.»

       

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками:

         - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

         - сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»;

         - разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях ( мука, - му, ка), (собачий хвост – собачий характер);

         - объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);

         - произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

       

Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух ,  - дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

       

Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру - задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.

       

Особо обращаю внимание на развитие у детей воображения до такого уровня, который помогает им различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника; оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.  Предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или  какой-то ее эпизод.

       

А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель.

         Каждая личность – клад фантазии. Убеждена в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово:

         - придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.);

         - превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.);

         - составлять фантастические сказки о себе.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы »

Роль сказки в развитии устной речи младших школьников

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у младших школьников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи.


Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младших школьников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).


Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик);

- срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.


Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, учитель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Считается, что младшим школьникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению подбираю специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах.


А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.


Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке

«Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.

Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а…).

Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, на начальном этапе для детей не вводится столь сложная терминология (глаголы, существительные). Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например, «Жи – бы – де – ба – бы – у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т.д.»

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях ( мука, - му, ка), (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);

- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух , - дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру - задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.

Особо обращаю внимание на развитие у детей воображения до такого уровня, который помогает им различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника; оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель.

Каждая личность – клад фантазии. Убеждена в том, что у детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово:

- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.);

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.);

- составлять фантастические сказки о себе.





Практическая часть


Работа над сказкой ведется приблизительно по следующей схеме:

Название сказки.

  1. Нравственный урок.

  2. Воспитание добрых чувств.

  3. Речевая зарядка.

  4. Развитие мышления и воображения.

  5. Сказка и математика.

  6. Сказка и экология.

  7. Сказка развивает руки.


Данная схема не универсальна, выбрана условно. Пунктов может быть меньше или больше. Это все зависит от сказки и целей, которые ставит учитель. Т.е. данная схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы учителя со сказкой, в целях гармонического развития детей и развития их речи.

Вот пример работы со сказкой.







Рукавичка

Русская народная сказка


Нравственный урок

В тесноте, да не в обиде


Воспитание добрых чувств

  • Поиграем в игру «Хорошо – плохо»:

- хорошо, что звери встретились в рукавичке;

- плохо деду без рукавички и т.п.


_________________________________


Речевая зарядка

  • Полсловечка из сказки за вами (поте-, рука-----, мыш— и т.д.)

  • Придумайте разные предложения из трех слов: «дед», «собачка», «рукавичка».

  • Какой дед? (подберите определения).

  • Пошлем телеграмму, но кому лучше – деду или рукавичке?

  • Подходят ли к нашей сказке фразеологизм и пословицы: «Общий язык», «Что с воза упало, то пропала», «Вместе тесно, а врозь скучно» (заменим «скучно» на другое слово)?


Развитие мышления и воображения

  • Используем метод перевирания сказки: «Шла баба лесом, потеряла платок, бежит ежик, затем ослик» и т.д.

  • Фокус в сказке: «Рукавичка одушевляется и превращается в летучий корабль»


Сказка и математика

  • Когда лучше говорить:

- не три, а трое;

- не четыре, а четверо?

Приведите такие примеры из жизни.



Сказка и экология

  • Почему у каждого зверя есть кличка: скребушка, квакушка, побегайчик, сестричка, братик, набредь?













Сказка развивает руки

  • С помощью схем изобразите сказку.






Колобок

Русская народная сказка


Нравственный урок

Не верь речам, где меду с лишком,

не будь самоуверен слишком.


Воспитание добрых чувств Сказка и математика

  • Как помочь колобку?  Зашифруйте сказку с помощью

  • Кому из героев сказки хочется геометрических фигур.

спасти колобка?


Речевая зарядка Сказка и экология

  • Попробуйте с помощью

определений составить представление  Придумайте, как колобку

о колобке (какой он?). изменить цвет, чтобы его не

  • Как изменить название сказки? было видно зимой, летом,

  • Пошлем телеграмму колобку. осенью (стать белым зимой,

  • Отражают ли смысл сказки пословицы: зеленым – под цвет травы -

«Лиса и во сне кур видит», «Чужая летом, желтым – под опавшие

душа – потемки» листья – осенью…)

Развитие мышления и Сказка развивает руку

воображения

  • Сочиним сериал про колобка:  Сделайте самодельную книжку

Я спасаю колобка. о колобке с помощью рисования

Колобок – невидимка. или аппликации.

Колобок меняет цвет.  Попробуйте вместе с мамой

История про колобка в бабушкой испечь колобок.

Новогоднюю ночь и т. д. Угостите им друзей.

(работа в группах)

( Сказка и математика)

Методы работы со сказкой


  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.

  • Коллаж из сказок.

  • Сказка от смешного стишка.

  • Сказка от считалки.

  • Сказка от загадки.

  • Сказка от задачи.

  • Из сказки – задачу.

  • Спасательные ситуации в сказках.

  • Сказки от странных историй.

  • Сказки от просто стишков.

  • Сказки от фантастических явлений.

  • Случайные сказки.

  • Сказки о бытовых предметах.

  • Сказки от «живых» капель и клякс.

  • Сказка о чудищах.

  • Сказки по смешным образам.

  • Сказка продолжается.

  • Изменение ситуации в знакомых сказках.

  • Перевирание сказки.

  • Сказка по-новому.

  • Эксперименты в сказке.

  • Цветные сказки.

  • Семейная сказка.

  • Сериал в сказке.

  • Решение противоречий в сказке.

  • Сказки о фантастических странах.

  • Сказки от шуточных вопросов.

  • Сказки о любимых игрушках.

  • Сказки о путешествиях.

  • Сказки от превращений.

  • Краткие истории.

  • Сказки от одного слова.

  • Сказки о временах года, запахах, звуках.

  • Сказка по аналогии с известными.

  • Сказка по комическим рисункам.

  • Сказки по завуалированным картинкам.

  • Моделирование сказок.

  • Сказки с новым концом.

  • Сказка с середины.

  • Частица «не» и новая сказка.

  • Из сказки убежали все глаголы (существительные).

  • Сказки к волшебным рисункам.

  • По следам к сказке.

  • От точек – к сказке.

  • Сказка от пословицы.

  • Имя и сказка.

  • Сказка про самого себя.

  • Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Поэтому для меня важны уроки и утренние встречи, содержащие сказки, стихи, игры, беседы и творческие задания, направленные на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей, на развитие их речи. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, в парах, инсценируют сказки, ставят мини спектакли, рисуют.

  • Вот примеры нескольких таких занятий:

  • Бережливость. Сказка А.Лопатиной «Васин ранец».

  • Благодарность. Сказка А.Лопатиной «Сладкий хлеб».

  • Бережем природу. Сказка А.Нееловой «Майский жук».

  • Бескорыстие. Сказка «Осколки доброты».

  • Вежливость . Сказка (мексиканская) «вежливый кролик» и др.

  • Примерное занятие по теме «Бескорыстие».

  1. Игра «Подумаем о доброте»

  • Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог дает в руки игрушку. Тот, кто получил игрушку, называет какого-нибудь доброго человека и объясняет, почему он добрый.

  1. Беседа.

  • Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?

  • Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

  1. Чтение сказки.

  • Осколки доброты

  • Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда онапроходила мимо. То и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

  1. Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, почему старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла?

  • Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был непохож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

  1. Творческое задание «Осколок доброты».

  • Представьте, что старушка из сказки была доброй волшебницей. Превращавшей все найденные на пляже стекляшки в настоящие осколки доброты. Придумайте сказки о людях, нашедших эти осколки.

  • Представьте, что один осколок доброты попал к вам в семью и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты всем членам вашей семьи.

  1. Рисунок «Фея доброты»

  • Чтение пословицы: «Добро не лихо, ходит тихо».

  • Попросить детей представить, что к ним в дом тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Дети должны описать внешний вид, голос и походку этой феи, а затем нарисовать ее глаза и улыбку.

  • Применяемые методики, приемы, технологии:

  • 1.ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

  • 2. Из опыта сказочника Д.Родари.

  • 3. Витагенные технологии.

  • 4. Уроки добра.

  • Литература:

  1. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Харьков «ФОЛИО».2000.

  2. А.Лопатина, М.Скребцова «Вечная мудрость сказок». Москва. Амрита – Русь. 2007.

  3. А.Лопатина, М.Скребцова «Начала мудрости». Москва. Амрита – Русь. 2007.

  4. Педагогические записки «Учебник добра». Томск. 1996.

  5. Л.Барышникова «Учебник добрых знаний». Томск. Знамя Мира.1998.

  • Учитель начальных классов Дранникова Людмила Викторовна.

  • К сказке «Рукавичка» Инсценирование сказки. 1-А класс.

  • Утренние встречи. Занятие по теме «Бескорыстие». 1-А класс.

14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы

Автор: Дранникова Людмила Викторовна

Дата: 13.07.2014

Номер свидетельства: 109905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая учебная программа по английскому языку для 4 класса на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-4-klassa-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132026"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416258248"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства