Просмотр содержимого документа
«"Моя система работы с одаренными детьми"»
МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Тема «Моя система работы с одарёнными детьми»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости. Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Вся система работы с одарёнными детьми осуществляется в следующих направлениях:
1.Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, дебаты, ролевая игра, интегрированные уроки;
2.Внеклассная работа - предметные олимпиады, предметные декады;
3.Система дополнительного образования - дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.
Стараюсь строить урочную деятельность таким образом, чтобы каждый обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования и помогают работе с одаренными детьми.
Я часто использую разноуровневую технологию. Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Считаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.
Одним из эффективных средств является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения.
При работе с одаренными детьми я активно использую технологию развития критического мышления. Человек, обладающий критическим мышлением, умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Для развития критического мышления учащихся применяю следующие методы и приёмы:
- Приём «Кластер» позволяет каждому выделить значимые именно для него понятия. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Приём «Синквейн» дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах.Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка -3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - 1предложение (отношение к теме)
5 строка -1 слово-резюме (синоним темы)
- Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
- Метод «Дискуссия» – это обсуждение вопроса по заданной теме.
Также используются творческие задания во время урока, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.
Индивидуальная работа, на основе диалога и совместного поиска помогает детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей постоянно проводятся консультации.
Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, является одним из стимулов в изучении иностранных языков, и считаю, у меня есть положительные результаты. Мои ученики являются участниками районной олимпиады по английскому языку, призёрами Всероссийской интернет-олимпиады школьников. Все эти конкурсы позволяют выявить творческие способности обучающихся , умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные способности, поисковые навыки и умения у ребят.
Хочется отметить еще один путь обучения иностранному языку. Одной из форм внеурочной деятельности является английский театр. Сейчас очень развита сеть дополнительного образования: танцы, пение, театрализация, постановка уроков определенным образом, с элементами театрализации. В нашей школе мы организовали театр по английскому языку. Обучающиеся с удовольствием принимают участие в театральных постановках в рамках Недели английского языка. Внеурочная работа с обучающими неразрывно связана с учебной деятельностью. По произведениям англоязычной литературы, изучаемой на уроках английского языка мы ставим сценки. Приняли активное участие в Муниципальном конкурсе «По страницам любимых произведений». Где озвучили на английском языке мультфильм «Винни Пух идет в гости к ослику» А.Милна . Приняли участие в Муниципальном конкурсе видеороликов по теме «Моя малая Родина», цель
развивать познавательный интерес к своей Родине, воспитать у обучающихся патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Театр - один из основных форм внеурочной деятельности, так как главной целью театра является работа с творчески одарёнными детьми, воспитание любви к языку и развитие коммуникативной компетенции.
В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучении, и также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и родителями одарённых детей. Я глубоко убеждена, что только творческий и увлечённый учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления.
Учитель английского языка высшей категории Ахмитвалиева Наиля Фирдависовна.