метод проектов (выступление на методическом объединении)
Метод проектов (выступление на методическом объединении)
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это формирование проблемы по теме. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролевые игры, где структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«метод проектов (выступление на методическом объединении) »
Метод проектов как средство реализации личностно- ориентированного подхода при изучении иностранного языка
Говоря о педагогической технологии интерактивного взаимообучения, следует обратить особое внимание на проектную работу. В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяются различные варианты обучения в сотрудничестве, которые способствуют вовлечению учащихся в интерактивную деятельность. Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить ребят, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то дети оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными детьми.
Бесспорно, проектная методика обучения направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение означает учёт индивидуально - психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Работа над проектами имеет не только прагматический характер (достижение учащимися определённого уровня владения языком), но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить, чтобы доказательно и аргументировано провести презентацию данного проекта. Метод проектов, известный также как метод проблем. Это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть и локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это формирование проблемы по теме. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролевые игры, где структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Практико-ориентированные типы проектов отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за её пределы.
Таким образом, проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Важно, что дети с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Метод проектов позволяет создать непринуждённую обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций учащихся. Кроме того, работа над проектом на уроках иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развивать умение работать с большими объёмами информации, приобретаются навыки исследовательской работы.
Именно метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, даёт возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве. Проектная работа носит деятельностный характер. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных форм преподавания языка показывает, что применение их даёт возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; даёт возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию изучения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность детей, помогают сблизить, объединить учащихся, воспитать в них чувство товарищества, расширить кругозор детей. И на вопрос «стоит ли применять интерактивные формы обучения на уроке иностранного языка? » можно смело ответить утвердительно, так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (пониманию речи на слух, говорению, чтению, письму), реализующим коммуникативную сущность языка. А всему этому интерактивные формы обучения только способствуют.
Применение интерактивных форм урока, бесспорно, обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь приобретают самостоятельность в суждениях. Личность ребёнка становится ярче. Интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Выбор методов зависит от ряда условий: от специфики содержания изучаемого материала, особенностей состава учащихся, от наличия средств обучения. Выбирая метод обучения, учитель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины – это формирование знаний, умений, навыков, а так же воспитание и развитие обучающихся. Каждый из методов, применяемых в педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, но использование их в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов в обучении. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует всё же отметить, что в настоящий момент лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно - ориентированном подходе в обучении.
Использование интересных форм и методов в реализации личностно - ориентированного подхода в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель становиться организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.