kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рас­смотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключа­ется в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностран­ный — служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе»

Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе

Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рас­смотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключа­ется в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностран­ный — служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.

Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях школы и, особенно на начальном этапе его изучения, как это происходит при изучении школьника­ми других предметов, таких, как ботаника, биология, физика, хи­мия, но расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладе­вать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письмен­ной. Овладение этими формами общения и должно вхо­дить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно свя­зано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеоб­разовательные учреждения.

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средст­вом общения, уметь им пользоваться в устной и пись­менной формах. Устная форма включает владение понима­нием звучащей речи на слух — аудированием и выражением сво­их мыслей на иностранном языке — говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пони­манием печатного текста — чтением и использованием графиче­ской системы для выражения мыслей — письма. Схематически это можно представить так:

Схема 1

Язык — средство общения



 в устной форме в письменной форме

аудирование говорение чтение письмо

Аудирование, говорение, чтение и письмо — это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах.

В условиях обучения английскому языку в общеобразовате­льном учреждении, в частности на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятель­ности.

Чего же можно достичь, обучая английскому языку на на­чальном этапе в школе? Каков может быть планируемый резуль­тат, точнее, результаты, так как можно говорить о планируемом результате по каждому из видов речевой деятельности - ауди­рованию, говорению, чтению и письму?

Планируемые результаты для рассматриваемого этапа обу­чения и классов, входящих в него, отражены в «Требованиях к уровню владения иностранным языком» на начальном этапе в действующей программе. Объем учебного материала, включен­ного в УМК, по которым в настоящее время осуществляется обу­чение иностранным языкам на начальном этапе, является доста­точным, чтобы заложить основы владения каждым видом рече­вой деятельности на элементарном коммуникативном уровне. Но для этого нужно направить усилия обучающих и обучающихся на то, чтобы отобранный материал был действительно введен в память учащихся, освоен активно и сохранялся бы там, чтобы учащиеся могли пользоваться им всякий раз, когда возникает в этом необходимость. Рациональное использование всех компо­нентов УМК в каждом классе, а именно четко спланированная интенсивная работа учащегося при использовании каждого из компонентов, как показывает опыт успешно работающих учите­лей, специально проведенные наблюдения и экспериментальные исследования по методике обучения иностранным языкам в шко­ле на начальном этапе, позволяет обеспечить усвоение материа­ла в процессе осуществления выполняемых учащимися речевых действий и подводит к планируемым результатам.

Учащийся может научиться понимать звучащую речь на английском языке длительностью до одной минуты. (Мы употребили слово «научиться», так как овладение иностранным языком воз­можно только при активном учении учащегося, активном ауди­ровании, равно как и при активном говорении, чтении и письме.) Это может быть рассказ, который учащиеся слушают в звукоза­писи или исполнении учителя, отвечающий основным требовани­ям, предъявляемым к текстам при коммуникативно-направленном обучении. Например, текст "OnaSundayinSpring" объ­емом 1000 печатных знаков построен на изученном учащимися материале. Рассказ содержит фактологическую информацию: кто? где? когда?, эмоциональную информацию — переживания старой собаки — и несет воспитательную нагрузку: в нем гово­рится, как несправедлив был хозяин и за это был наказан и как верен своему хозяину оказался пес. Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов.

Наконец, это активное участие в беседе, проводимой на уро­ке, которое возможно только при условии владения пониманием речи на слух, когда говорит учитель и учащиеся по темам и ситу­ациям, предусмотренным начальным этапом.

К концу начального этапа обучения английскому языку в плане общения учащийся может:

· поздороваться — Good morning. Morning. Good afternoon. Good evening. Evening. Good night;

· поприветствовать — Hi. Hello. How do you do? How are you? Fine. OK;

· попрощаться — Goodbye. Bye-bye. Bye. So long. See you again;

· представить — Thisis (Mike). Meetmyfriend...; ответить на приветствие — Hello. Glad to meet you. How do you do? Nice to meet you;

· поздравить с днем рождения — Happybirthday! Many happy returns of the day!;

· поздравитьсНовымгодом — Best wishes for the New Year! Happy New Year!;

· обратиться с просьбой, вопросом — Excuseme, howcanI...; попросить разрешения — May!..... Could you help me?; извиниться — I am sorry. Sorry. Excuse me; поблагодарить — Thank you. Thank you very much. Thanks; ответить на благодарность — Youarewelcome. It's my plea­sure;

· попросить — Give me (a toy, a book...). Pass me (the bread, the salt...);

· предложить — Letus... Let's... . How about going to the park?;

· пригласить — I feel like playing chess. I don't feel like study­ing tonight, let's go for a walk. I'd like to invite you to... Can you come...? We are having a party... Would you like to join us? I'd like to. Thanks. I'm afraid I can't. I wish I could hut I'm afraid I can't;

· поблагодарить — Thanks a lot. Thanks for your help. That was kind of you. I'm glad I could help. Glad that I could help. Any time. I was happy to do it;

· привлечь внимание — Lookat...;

· приказать сделать что-либо — Standup. Open (the win­dow...);

· не разрешать сделать что-либо — Don't (openthedoor...);

· выразить согласие — Yes. Yes, of course; несогласие — No; желание — I want...; I'd like...; нежелание — I don't want...; одобрение—I like...;

· неодобрение — I don't like...; I don't like it at all, I don't like it a bit;

· сообщить собеседнику, кто он, где живет, учится, из кого со­стоит его семья, чем занимаются члены семьи; о своем hobby;

· описать внешность своих близких, друзей, школу, квартиру, дом, улицу, город (село), где он живет;

· ответить на вопросы, сам задать вопросы;

· побудить собеседника к действию речевому и неречевому.

Все перечисленное можно рассматривать как основу устного общения на английском языке, необходимую и достаточную для развития и совершенствования его на следующих этапах усвое­ния английского языка в школе.

Например, по следующим учебным ситуациям:

«Давайте познакомимся». «Семья». «Кем ты хочешь быть?». «Давайте поиграем». «Какие у тебя игрушки?». «Где твои игруш­ки?». «Игры и спорт».— II кл.

Seasons. Clothes. Family. Food. Animals. Holidays. Nature. Daily Life. School Life. The Place We Live In. Town Life. Traveling and Transport. Hobbies. America. My Country. — III—IV кл.

На начальном этапе закладываются основы овладения чтени­ем и письмом. Учащийся может научиться читать на английском языке, опираясь на правила чтения, представленные не в виде словесных формулировок, а в виде ключевого слова, вокруг кото­рого организованы другие слова, используя звукозаписи — все упражнения на правила чтения записаны на кассеты (таким об­разом, учащиеся не только видят, но и слышат чтение носителя языка — как нужно прочитать) — и пользуясь транскрипцией.

Овладению техникой чтения, интонационным оформлением читаемого способствуют специальные упражнения. К ним можно отнести упражнения в звукозаписи, например с заданием Listenandread (thetext). Listen, read and compare. И, наконец, этому способствует усвоение графики (в виде полупечатного шрифта — printscript) и орфографии изучаемого английского языка.

Овладение техникой чтения вслух, графикой и орфографией осуществляется на протяжении всего начального этапа и в первую очередь на первом году изучения английского языка. На втором году идет развитие навыков чтения про себя описатель­ных и фабульных рассказов, знакомящих учащихся с английски­ми писателями, традициями, любимыми занятиями английских школьников (V класс), рассказов и сказок (III класс). В дополне­ние к текстам учебников даны книги для домашнего чтения.

Указанное выше может составлять основу для дальнейшего развития чтения с полным пониманием читаемого и с охватом основного содержания рассказов, текстов разных функциональ­ных стилей (с учетом языковых возможностей учащихся) на по­следующих этапах изучения английского языка.

В отношении письма планируется написание простейших вы­сказываний. Примерами заданий могут быть:

· Write 5 sentences about what you did yesterday.

· Draw the picture of Robin-Bobin and write what he ate yesterday.

· Write about your favourite animal.

· Write how you are going to celebrate your birthday.

· Write out sentences to illustrate the picture.

· Write a composition on the topic "Traveling".

Итак, цель определяет общее направление — стратегию обучения, и достигается она в ходе решения множества кон­кретных задач при проведении уроков и выполнении учащи­мися самостоятельной внеурочной работы по изучаемому языку. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют со­бой тактику обучения. Они определяют действия учаще­гося с учебным материалом, которые приведут к формированию требуемого в данной «точке учения» навыка (фонетического, грамматического, лексического, орфографического, чтения, пись­ма) и умения понимать английскую речь на слух, читать вырази­тельно вслух, читать про себя с извлечением содержательно-смысловой информации (что, где, когда, почему, из чего это сле­дует), говорить в заданных ситуациях общения и т. п.

Четкая организация действий учащихся с учебным материа­лом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими и обеспечивающими решение конкретных за­дач, могут вести к достижению коммуникативной цели и слу­жить надежной основой, как бы ни была она элементарна, для реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении английскому языку уже на начальном этапе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе

Автор: Вдовина Ирина Николаевна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Использование  ИКТ  в  обучении  иностранному  языку "
    ["seo_title"] => string(51) "ispol-zovaniie-ikt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "178902"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424891195"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад на тему: "Раннее обучение английскому языку в школе" "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-rannieie-obuchieniie-anghliiskomu-iazyku-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211101"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431539004"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства