Коммуникативная технология – для развития креативных способностей учащихся
Коммуникативная технология – для развития креативных способностей учащихся
Формирование речевого навыка, характеристикой которого является бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп выполнения, устойчивость, достигается с помощью определённых заданий и упражнений. На практике для полноценного общения с носителями языка навыка недостаточно. Необходимо сформировать коммуникативно-речевое умение, что означает « правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства». Этому и служит коммуникативная технология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная технология – для развития креативных способностей учащихся »
Коммуникативная технология – для развития креативных
способностей учащихся.
Формирование речевого навыка, характеристикой которого является бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп выполнения, устойчивость, достигается с помощью определённых заданий и упражнений. На практике для полноценного общения с носителями языка навыка недостаточно. Необходимо сформировать коммуникативно-речевое умение, что означает « правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства». Этому и служит коммуникативная технология.
Коммуникативная технология – методы решения таких методических вопросов, как отбор, организация, последовательность изучения языкового материала и способов его предъявления и тренировки, учитывающих коммуникативные потребности учащихся данного возраста и учебные условия.
Для формирования коммуникативно-речевых умений необходимо использовать приёмы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, ролевые игры, ситуации. Все эти приёмы вместе можно назвать коммуникативными мероприятиями (КМ). Самая важная черта КМ – коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала. В процессе выполнения КМ учащиеся реализуют себя коммуникативным способом как лингвистически интересные личности. Эффективность этих мероприятий основана на том, что коммуниканты-учащиеся поставлены в условия, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями на заданную преподавателем тему здесь и сейчас.
Большое значение для успешности проведения КМ имеют два взаимосвязанных фактора: заинтересованность в тематике и максимальная вовлечённость учащихся в её активное обсуждение. Для наибольшей эффективности на уроке необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с обстановкой психологического комфорта. Важным условием является правильное деление класса на группы и пары, выбор метода исправления ошибок. И отправной точкой для проведения КМ – реальные жизненные ситуации.
Использование КМ на уроке помогает предупредить возникновение языкового барьера в процессе реального общения. Большинство КМ имеют соревновательный характер, который способствует коммуникативной направленности занятий, и позволяет учителю довольно легко стимулировать учиться к неподготовленному речепорождению. Очень эффективна система штрафов для соревнующихся команд за употребление родного языка. Интерактивные фразы, необходимые в каждой ситуации общения, рекомендуется выписать на доске и обратить на них внимание учащихся до проведения мероприятия. Учителю необходимо тщательно продумать, из скольких шагов оно будет состоять, сколько времени займёт, какие трудности могут возникать у учащихся. Разделение мероприятия на шаги и последовательная инструкция к ним необходимы для предупреждения возможной путаницы и чёткого понимания учащихся своей задачи.
План проведения КМ.
• Введение в тему мероприятия. Это может быть рассматривание картины, связанной с темой, небольшой рассказ учителя, подводящей к нужной теме и фокусируещей внимание на необходимой лексике.
•Организация класса и инструктаж. Учитель делит класс на группы или пары, раздаёт материал и пр., даёт ясные инструкции о ходе мероприятия и проверяет понимание задания.
• Начало мероприятия и его развитие. Учитель наблюдает, слушает, фиксирует допускаемые учащимися ошибки, но не вторгается в беседу учащихся. Они коммуникативным способом находят решение в заданной ситуации.
• Окончание мероприятия. Учитель завершает ход мероприятия, тактично останавливая процесс общения.
• Обсуждение и оценка мероприятия. Работа над ошибками.
Типы КМ.
Проблемные задания – наиболее простые для проведения КМ. Их цель – научить коротко высказывать своё мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения других участников мероприятия. Проблемные задания – это всякого рода шарады, игры с элементами угадывания, составление предложений или диалога из отдельных слов и реплик, распределённых между членами команды, отгадывание названия предмета по его описанию, составленному одной командой для другой. Знакомая всем игра «Крестики-нолики» тоже может быть разновидностью командной проблемной игры, когда каждая команда имеет право поставить свой знак, только если она правильно выполнила данное ей задание. Примером проблемного задания может быть и составление учащимися детальной инструкции к простому действию.
Give instructions how to…
make a cup of coffee/tea.
boil an egg/potatoes.
make a fruit/tomato salad.
put on jeans/pyjamas.
ride a horse/bike.
Выполнив задания, учащиеся обмениваются инструкциями. Задача каждого – найти упущенное товарищем и дополнить инструкцию. Например: «Приготовление рисового пудинга»
“Preheat the oven, butter a pie dish, put the milk and rice, stir in the sugar/ add a few flakes of butter and the nutmeg, place the dish in the oven, bake until the pudding is thick and creamy.”
Побеждает тот, чья инструкция оказывается наиболее полной.
Дискуссия.
Для проведения дискуссии необходимо, чтобы учащиеся имели определённый лингвистический опыт, а также умение формулировать и отстаивать свою точку зрения и, следовательно, продуцировать более распространённое, чем в проблемных заданиях, высказывание.
Иногда дискуссии могут возникнуть спонтанно, но обычно это заранее подготовленные дебаты. Дискуссия, помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации, помогает решать большие воспитательные задачи на уроках ИЯ. Желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему – это стимул для порождения неподготовленной речи.
Вовлечь каждого в дискуссию довольно сложно. Далеко не каждый сможет сказать что-то необыкновенное или новое, но каждый может внимательно слушать и выразить своё согласие или несогласие с тем, что было сказано до него. При организации в классе дискуссии можно предложить учащимся держать в руках какой-то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим.
Работу рекомендуется построить следующим образом:
•Каждый учащийся в течение ограниченного времени обдумывает и принимает решение сам;
•в парахучащиеся показывают друг другу свои варианты и обмениваются мнениями;
•в обсуждении принимают участие две пары;
•обсуждает вся группа.
В качестве примера проведения дискуссии могу предложить КМ « Известные личности».
Цель – научить сравнивать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Словаиинтерактивныефразы: famous, outstanding, well-known, interesting, a person, a politician, a scientist, a leader, a writer, an idol, a president, an actor, a character, a hero, a manager, a director, an artist, a singer, a studio, a picture, a film, a country, a state;
As far as I am concerned…; It’s more important than…; As for me I prefer…; I am absolutely certain that…; What I like best is…;I am not sure It is right…; I think he/she is the most important person…;I consider him/her to be more interesting than…; I’m quite sure about my decision.
Режим работы учащихся: индивидуально, группы по3-4 человека, весь класс.
Время проведения: 20-25 минут.
Ход мероприятия:
Шаг 1: на доске имена известных людей:
William Shakespeare John Travolta
Walt Disney Johann Sebastian Bach
Peter the Great David Copperfield
Karl Marx Frank Sinatra
Queen Elizabeth II Vl.Lenin
Miss Marple George Bush
Whitney Houston Vl.Putin
Задание: Each of you should select five personalities you would like to invite to your school to give a talk. Rank them in the order of preference.
Шаг 2. Класс делится на группы. Каждый ученик предлагает свою кандидатуру и объясняет свой выбор. Группа вырабатывает единый список из 5 человек от своей команды.
Шаг 3. Каждая группа рассказывает о своём выборе классу и отстаивает своё решение. Учащиеся находятсходства и различия в списках, защищают свой выбор. Составляют список из 5 человек, приемлемый классу.
Мероприятие можно продолжить, предложив участникам составить вопросы для интервью с одной из выбранных персон. По окончании проводится работа над ошибками. Ошибки должны быть исправлены самими учащимися.для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка – это естественная составная часть процесса обучения.
Составление рассказа.
Учитель стимулирует учащихся к связному высказыванию, активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведётся работа в определённый момент, но и большого количества сопутствующего языкового материала. Поэтому этот вид работы лучше использовать для повторения усвоенного ранее материала.
Цель рассказов – употребление и взаимодействие всех элементов языка, развитие беглости речи, умение раскрыть данную тему, импровизировать.
Отправной точкой для создания рассказа являются данные учителем предложения или отдельные слова, сюжеты, которые могут быть подсказаны картиной, просмотром фильма, известной сказкой и т.д. данное коммуникативное мероприятие удобно проводить парами или небольшими группами, чтобы каждый имел возможность высказаться.
Например:
- рассказ учащихся о сюжете просмотренного фильма и рекомендация его просмотреть;
- составление детального словесного портрета в следующем порядке: height, build, age, hair, face, complexion, extra features, dress. Присутствующие должны угадать о ком идёт речь.
Интересно проходит соревнование на составление рассказов в старших классах. Для его проведения необходимо количество карточек, превышающее количество участников в два раза. На каждой карточке название темы и начало высказывания. Например :
Pets. They are our friends. I would like to have…
Parents. You can not choose parents…
Clothes. I like to wear jeans but sometimes…
Chewing gum. I like chewing gum but some people think…
Класс делится на две команды, представители команд выходят к столу по одному и вытягивают карточки. Взявший карточку должен без подготовки в течение минуты говорить на заданную тему, начав с написанного на карточке.
Ролевые игры.
Цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или искусственным и неинтересным.
При проведении ролевых игр возможны два варианта:
- учащемуся предлагается роль другого человека;
- учащийся изображает самого себя, попавшего в определённую ситуацию.
Ролевые игры можно проводить в том случае, если в классе существует психологически комфортная обстановка и учащиеся чувствуют себя абсолютно свободно.
Необходимо выделить время для того, чтобы ученики освоили роли и обдумали свои действия. В это время учитель может дать консультацию и оказать помощь отдельным учащимся. Можно разрешить делать записи роли, но во время выступления следует поощрять импровизацию, а не чтение подготовленного текста.
Ролевая игра «Как мы смотрим»
Учитель делит класс на пары и предлагает каждой паре карточку, содержащую одно из десяти следующих слов и его определение:
to frown – to bring your eyebrows together? Especially in anger or effort, or to show disapproval
to stare – to look steadily at someone or something for a long time
to pep – to look quickly and secretly
to wink – to close and open one eye rapidly, usually as a signal between people, especially of amusement or a shared secret
to glance – to look for a very short time
to blink – to open and shut your eyes quickly several times
to peer – to look very carefully or hard
to glare – to look at someone in an angry way
to gaze – to look steadily at someone or something for a long time
to glimpse – to get a quick in complete look at smth or someone.
Задача каждой пары – составить и разыграть диалог, раскрывающий содержание данного слова. Интерактивная лексика, необходимая во время обсуждения увиденных диалогов, следующая:
There may be…
I’m not at all sure if…
As far as I’m concerned…
It’s very doubtful whether…
You mean that… , don’t you?
Каждая пара разыгрывает сценку и затем записывает своё слово на доске. Группа старается дать определение данного слова. Побеждает пара, чья сценка точно раскрывает содержание слова.
§2.Лингвистическая характеристика диалогической речи
Все методы обучения направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие
оределённых навыков учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология – один из них.
Отличительной чертой диалогического высказывания является его двусторонний характер, на что указывал ещё Л.П.Якубинский, отмечая, что всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие; оно по существу стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним «диалогичным»и бежит от «монолога».
Для диалогической речи характерна эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Наличие единой ситуации, контактность собеседников, широкое использование невербальных способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства, прибегать к высказыванию намёком. Сокращённость проявляется на всех уровнях языка и касается в основном семантически избыточных элементов. Однако закон экономии речи не распространяется на выражение эмотивности речи, она не подлежит компрессии и получает своё полное выражение.
Другой отличительной чертой диалогической речи является её спонтанность, поскольку содержание разговора и его структура зависят от реплик собеседников. Спонтанный характер диалогического высказывания обуславливает использование разного рода речевого клише и разговорных формул, а также «свободную» оформлённость фраз. Быстрый темп и эллиптичность не способствуют, как известно, строгой нормализации синтаксиса. Спонтанный характер речи проявляется и в паузах нерешительности (хезитациях), перебивах, перестройке фраз, изменении структуры диалогического единства.
Диалогу свойственны эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств и рекуррентных готовых образцов, разговорных формул, клише.
Первоэлементами диалога являются реплики различной протяжённости – от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, принято называть диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. Тесную логико-смысловую зависимость нескольких диалогических единств с учётом их синтаксической и коммуникативной завершённости принято называть структурой диалога. Поскольку развёрнутые диалоги с большим количеством компонентов не обладают высокой повторяемостью в речевом общении, то в основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространёнными являются: 1) вопрос – ответ;
2) вопрос – контрвопрос;
3) сообщение и вызванный им вопрос, сообщение и вызванное им сообщение; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль;
4) побуждение-сообщение;
5)побуждение-вопрос.
За исходные единицы обучения чаще всего принимаются вопросно-ответные единства, поскольку они обладают высокой речевой активностью. Вопросно-ответные единства могут быть трёх видов:
Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке. Например: -What have you got tonight?
- Nothing special. Why?
- Let’s go to the picture.
- That would be wonderful.
2.Ответ выступает как возражение или новое толкование. Например:
- Have you ever tried colour film?
- No, I prefer black and white.
3. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение. Например:
-Will he be long? I can wait only for 30 minutes at the longest.
- Oh, no. I think he’ll be free in a quarter of an hour.
При обучении школьников диалогической речи важную роль играют речевые образцы или клише или устойчивые сочетания. В качестве речевых образцов могут даваться целые фразы или сочетания фраз. Речевые образцы являются хорошей формой презентации речевого материала, необходимого для иноязычного диалогического общения. Речевые образцы, которые предлагаются употреблять в иноязычном диалогическом общении, следует фиксировать письменно в отдельных тетрадях. Это обеспечивает более быстрое и прочное запоминание необходимых речевых форм в сочетании с их функциями. Мы используем устойчивые словосочетания для выражения самых различных оттенков мысли: сожаление, одобрение, неуверенность, благодарность, совет и т.д. Например:
Если я не ошибаюсь - If I’m not mistaken
Если память мне не изменяет - If my memory serves me right(ly)
Само собой разумеется - It goes without saying
По моему мнению – To my mind
Правду говоря – To tell the truth
С одной стороны – On one hand
Что касается меня – As for me
Список подобных выражений можно было бы, естественно, продолжить. Укажу лишь, что содержание подобного списка зависит от речевой культуры, языковых привычек и пристрастий говорящего.Клише нас выручают и тогда, когда мы испытываем трудности в оформлении высказываемых мыслей и вынуждены тратить усилие и время на подыскание нужных слов и выражений. В такой ситуации они призваны заполнить пробелы в нашей речи, придать ей плавность и непрерывность.
Для начинающих изучать ИЯ своего рода палочкой-выручалочкой являются функциональные опоры. Бывают различные виды опор:1)опоры, подсказывающие форму речевого высказывания в диалоге в виде отдельных слов (например: пожалуйста, вероятно…), грамматических схем, например:
частей фраз (например: My name is…), целых фраз (How do you do? I hope you are well, kids.);
2)опоры, подсказывающие предметно-содержательную сторону речевого поступка (например: новый фильм, свободное время…);
3) опоры, подсказывающие функциональную направленность одного речевого поступка (н-р: приветствие, представление товарища, благодарность…) или ряда речевых поступков в диалоге, н-р: просьба -------- обещание
вопрос -------- совет
сомнение -------- уверенность
Такие опоры позволяют достичь разнообразия речевых поступков и их комбинаций в учебном диалоге. Конечно же, школьников надо учить пользоваться этими опорами. Как показывает практика, это занимает немного времени и оправдывает себя, т.к. ученики с самого начала осознают функцию каждого речевого поступка, стремятся сделать свои диалоги разнообразными и интересными. Названные виды опор могут комбинироваться учителем в зависимости от цели и места упражнения на уроке, от уровня подготовленности учеников.
Опоры призваны облегчить учащимся процесс овладения ИЯ, снять различного рода трудности в иноязычном общении или вернее, обеспечить постепенность в нарастании трудностей. Опоры – это одно из возможных средств управления учебным иноязычным общением как в содержательном, смысловом плане, так и по форме, а также с точки зрения методической организации процесса обучения. Опоры, наконец, могут стимулировать общение учащихся на уроках ИЯ.