Просмотр содержимого документа
«Как оценивать учебные успехи.»
Технология оценивания учебных успехов (подробнее см. Сборники «Школы 2100»: «Образовательные технологии»)
1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)! 2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку. 3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. 4-е правило. «Где фиксировать отметки и оценки?». Предметные отметки (или часть их) выставляются в таблицу результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Оценки (качественные характеристики) могут накапливаться в «Портфеле достижений школьника» в течение всего периода обучения на данной ступени. 5-е правило. «Когда ставить отметки?». - За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. - За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку 6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
Необходимый (базовый) уровень - типовая задача – «хорошо»;
Повышенный (программный) уровень - нестандартная задача – «отлично»;
Максимальный (необязательный) уровень - сверхзадача – «превосходно».
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки за отрезок учебного времени (четверть, триместр, полугодье) рекомендуется определять за учебный модуль (группу тем), который изучался в данный отрезок учебного времени. Итоговая оценка - характеристике уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднеарифметическое всех накопленных в журнале отметок (текущих и за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи).
Алгоритм самооценивания (проводится самим учащимся)
1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
(далее – только после 1-го класса):
5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?