Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя английского языка. Формы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности.»
Формы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя английского языка.
Формы воспитательной работы на уроках английского языка могут быть разными и использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Воспитательная работа на уроках английского языка может быть реализована через различные формы деятельности, направленные на развитие моральных, культурных и социальных ценностей учащихся.
К методам и приемам, содействующим принципу нравственного воспитания обучающегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.
Вот несколько примеров:
Беседы и дискуссии.
Например, обсуждая тему "What makes a good friend?", можно разделить учащихся на маленькие группы или пары и дать задание обсудить качества настоящего друга, привести примеры из жизни, составить список положительных черт характера и сопоставить точки зрения групп.
Дебатыпо теме "Technology: A Blessing or a Curse?" Разделить класс на две группы, одна защищает положительные стороны технологий, другая – отрицательные.
Метод кейс-стади Разобрать реальные или вымышленные ситуации (например, нашел кошелек на улице – что делать?), обсудить возможные варианты решений.
Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. Например, тема: "At the doctor’s". Нужно разыграть ситуацию приема у врача, соблюдая правила вежливости и культурные особенности общения.
Методпогружениявкультуру.
Например,тема "A Day in the Life of a British Teenager"
Учащиеся исследуют традиции, распорядок дня, питание и создают рассказ от лица подростка из Великобритании.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Например, тема: "My Dream City". Задание: разработать презентацию о городе будущего, учитывая экологические, социальные и культурные аспекты.
Эти методы обеспечивают положительную учебную мотивацию, развивают положительные эмоции и чувства, позволяют учащимся почувствовать личностный смысл своей деятельности на уроках, а также учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.
Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Когда мы говорим о формах организации внеурочной деятельности, первое, что приходит на ум, это специализированные кружки и секции. Тем не менее, занятия могут проводиться также в виде КВНов, викторин, праздничных мероприятий, олимпиад, соревнований и т.д.
Например,
Квест-игра по теме: "Treasure Hunt" Учащиеся получают подсказки на английском языке, переходя от одной станции к другой, пока не найдут «сокровище».
Викторины и конкурсы Тема: "Great Britain: Traditions and Holidays" Задание: провести викторину с вопросами о культуре и традициях англоязычных стран.
Праздничные мероприятия Тема: "Christmas Around the World" (Рождество в разных странах)Задание: подготовить мини-презентации о традициях празднования Рождества в разных странах, устроить тематический вечер с играми.
Целесообразно выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранного языка, которая проводится и в нашей школе. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Эти формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков, развитию критического мышления, воспитанию уважения к культуре и традициям других народов.