Исследовательские технологии на уроках английского языка
Исследовательские технологии на уроках английского языка
Доклад посвящен актуальной теме использования на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку в старших классах проектно-исследовательской технологии. Применение данной технологии способствует «воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей». Так считает автор доклада и подтверждает свои мысли примером из собственной педагогической деятельности, приводя в докладе образец фрагмента урока по теме «Museums» на основе исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательские технологии на уроках английского языка »
«К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМЙ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ШКОЛЫ»
Онищенко Кристина Руслановна,
МБОУ СОШ № 66,
учитель английского языка, г. Краснодар
This article focuseson the actual problem– research activitiesof the students at school. In our view, this article allows maximum creative potential of student. In research among pupils produced their own ability to produce knowledge, skills, self organization, formed an adequate self-esteem. In this paper, we proposed a development on the theme “Museums”, which aims to improve the skills ofspeaking. In connection with this work consist of two units: the trial and practice. The algorithm of work in small groups to find thenecessary information. The finalstage of this research is to protect the project. This work, in our opinion, develops the ability to research the type of thinking.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы (Громыко 2000).
Исследовательская деятельность в образовании способствует приобретению учащимися функционального умения исследования как универсального способа освоения действительностью, развитию способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают исследование очень важной для них сферой деятельности. Во-вторых, выполнениедетьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальныепотребности и запросы, их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение. Наконец, развивая способность к проведению самостоятельныхисследований не на словах, а на деле дает возможность детям стать более независимыми в познании мира. Однако возможность проведения самостоятельных исследований учащимися обеспечиваетсяне только наличием выраженных интересов к той или иной проблеме или стороне действительности. Не менее значимым является и определенный уровень развития интеллектуальных и творческихспособностей, а также мыслительных и исследовательских умений школьников (Савенков 2003).
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогампотребуется определённый уровень научно- методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основныхэтапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическоеовладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы (Ефремова 2006).
Учебный проект или исследование с точки зренияобучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересени значим для самих открывателей.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка являетсянеотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В данной статье нами предложен образец фрагмента урока по теме «Museums» на основе исследовательской деятельности.
Цель исследования - определение готовности учащихся к самостоятельному планированию исследования, которое отражает исследовательскую компетентность учащихся, в ходе исследования оценивается умение учащихся применить знания на практике. У учащихся развиваются умение, выбрав для изучения объект, заранее намечать тему, определять цель, ставитьзадачи, формулировать гипотезу, подбирать методы и строить схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения.
Опишем форму проведения работы (класс делится на 4 микрогуппы). Работа состоит из двух блоков: ознакомительный и практический. Выполняя работу по первому блоку, учитель нацеливает учащихся на осмысление темы (слайд №1):
Для обсуждения учащимся предлагается установка: «What’s the meaning of the word «museum»? Пользуясь электронным словарём AbbyyLingvo, учащиеся находят определение слову «museum»
(слайд №2):
Обсуждая в микрогруппах и основываясь на найденную информацию, учащимися было сформулировано точное определение к слову «museum».
Следующий этап работы учащихся заключается в поиске информации по типам музеев (слайд №3):
Более подробную информацию можно получить за счёт удобных гиперссылок, изучив которую, учащиеся заинтересовались таким типом музея как «Specialized museums» (слайд № 4).
Следующий этап исследовательской деятельности состоял в выборе музея по данному типу. Учащимися были выбраны следующие названия музеев (слайд №5):
Задача обучающихся состояла в поиске информации по выбранным ими музеям. На этом заканчивается работа по первому блоку.
Второй блок работы состоит в предоставлении учащимися информации по музеям:
1) When the museum has been created?
2) Whom it is opened?
3) The history of museum.
4) Exhibits
и ответить на вопросы:
- Would you like to visit these museums? Why?
Завершающим этапом научно-исследовательской деятельности является защита проекта по данной теме.
Новизна проекта заключается в приобретении функционального навыка исследования по теме «Museums» как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Результативность проекта включает в себя развитие умения учащихся поисково-исследовательской работы, развитие самоконтро самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Таким образом, исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление. Наряду с этим, они учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, критически оценивать информацию, приобретают навыки социального общения, находят и получают информацию из разных источников, в том числе, и иноязычных. Учащиеся видят перспективы дальнейшего продолжения исследований, имеют возможность общения с носителями иностранного языка, что выступает средством получения новых знаний, также как и обогащением другой культурой. У учащихся формируется культурная непредвзятость и толерантность. Личностные качества ученика развиваются благодаря исследовательской деятельности, повышается внутреннее самоуважение, статус в классе и школе.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Громыко Ю. В. Мыследеятельностнаяпедагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск: Технопринт, 2000.
Ефремова Т.Ф. Современныйтолковый словарьрусского языка В 3-х томах. Т. 3 - М., 2006
Савенков А.И. Исследовательскоеобучение - возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10