Использование компьютерных технологий на уроках английского языка
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка
Данные противоречия определяют проблему исследования: поиск эффективных путей внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку на средней ступени обучения»
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на среднем этапе обучения.
Предмет исследования: компьютерные технологии на уроке английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе.
Цель определила следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «компьютерные технологии», их цели и задачи.
2. Охарактеризовать критерии отбора учебных компьютерных программ на уроке английского языка на среднем этапе обучения.
3. Рассмотреть особенности применения компьютерных программ на уроке английского языка и обобщить методические рекомендации по внедрению компьютерных технологий в преподавание иностранного языка.
4.Разработать конспект урока с применением компьютерных технологий.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, анкетирование, наблюдение, анализ, синтез, моделирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий на уроках английского языка»
Оглавление
Введение…………..……………………………………………………………....2-4
Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий ……………………………………….5-13
Содержание понятия «компьютерные технологии»………..………..5-8
Виды компьютерных технологий в обучении английскому языку..9-13
Глава II. Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку на среднем этапе обучения…………………………………...14-27
2.1. Критерии отбора учебных компьютерных программ и особенности применения учебных компьютерных программ на уроке английского языка.................................................................................................................…14-20
2.2. Методические рекомендации по применению компьютерных программ в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения…………………………………………………..……………………......20-22
Заключение…………………………………………………………….………......23
Список литературы………………………………………………………...…24-26
Приложение 1 Применение средств ИКТ
Приложение 2 Примеры упражнений обучающей программы “Reward”.
Приложение 3 Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Holidays» с применением компьютерных технологий
Введение
Иностранный язык - один из общеобразовательных предметов, который преследует комплексную реализацию практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей. Владение иностранным языком способствует формированию всесторонне развитой, социально активной личности; открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов; обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей.
Характер преподавания иностранных языков в мире определяется социальными запросами государства, исходя из характера экономических, политических и международных связей. Сегодня интерес к иностранным языкам довольно велик. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации.
В настоящее время вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета.
Внедрение современной техники меняет характер урока иностранного языка. Повышается самостоятельность учащихся, более активным становится их участие в речевой деятельности, открываются новые возможности для стимулирования индивидуальных способностей каждого школьника.
Данной проблемой занимались и занимаются следующие ученые-методисты: Андреев А.А., Бешенков С.А., Бубнов В.А., Григорьев С.Г., С.А.Жданов С.А., Козлов О.А., Пак Н.И., Полат Е.С., Роберт И.В и др.
Однако в образовательной практике нередко возникают противоречия между практической значимостью использования компьютерных технологий и их систематическим внедрением в процесс обучения английскому языку.
Данные противоречия определяют проблему исследования: поиск эффективных путей внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку на средней ступени обучения»
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на среднем этапе обучения.
Предмет исследования: компьютерные технологии на уроке английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе.
Цель определила следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «компьютерные технологии», их цели и задачи.
2. Охарактеризовать критерии отбора учебных компьютерных программ на уроке английского языка на среднем этапе обучения.
3. Рассмотреть особенности применения компьютерных программ на уроке английского языка и обобщить методические рекомендации по внедрению компьютерных технологий в преподавание иностранного языка.
4 .Разработать конспект урока с применением компьютерных технологий.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, анкетирование, наблюдение, анализ, синтез, моделирование.
Практическая значимость исследования:
- проанализированы возможности использования разнообразных учебных компьютерных программ для уроков английского языка на среднем этапе обучения;
- подготовлены методические рекомендации по теме исследования.
Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий
1.1. Содержание понятия «компьютерные технологии»
Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть.
Другое определение технологий представлено в толковом словаре русского языка: «Технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [15].
Вот некоторые варианты определения технологии из научной и методической литературы:
- это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы;
- это набор методов организации человеческой деятельности [11].
На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым [9].
Идеянепрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если общеобразовательная школа сможет эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное - методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому, по мнению И.Л. Колесниковой, каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
Новые технологии в обучении уже стали неотъемлемой частью учебного процесса во всем мире, и в нашей стране уже сделаны определённые шаги в данном направлении. Новые образовательные стандарты второго поколения также предусматривают использование информационных технологий в учебном процессе.
Компьютерные технологии - совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности [20].
Компьютерные технологии представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов: символьные объекты (знаки, символы, тексты); образные объекты (фото, рисунки); аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка); видеобъекты (анимации, видеосюжеты); объекты «виртуальной реальности» (тренажёры, конструкторы).
Компьютерные технологии обеспечивают возможность интенсификации школьного обучения и повышение мотивации школьников к учению за счёт применения современных способов обработки аудиовизуальной информации. Они способствуют стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; активизации познавательной деятельности учащихся [15].
К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующее:
- повышение информационной обеспеченности школьников (за счёт компьютерных технологий расширяется возможность для учащихся и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации);
- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых компьютерных программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность для детей;
- компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
Е.В. Муковникова выделяет следующие цели внедрения компьютерных технологий в обучение иностранному языку:
- улучшить эффективность и качество образования;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- повысить качество наглядности [14].
Среди образовательных задач внедрения компьютерных технологий следует отметить: обеспечение индивидуализации учебного процесса; расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка; поиск информации из самых широких источников; моделирование изучаемых процессов или явлений.
Воспитательные задачи предусматривают развитие способностей к коллективной работе, воспитание чувства ответственности за совместную работу, формирование уважения к истории и культуре другого народа, воспитание толерантности посредством внедрения компьютерных технологий.
К развивающим задачам можно отнести следующее:
- развитие языковой догадки, связанной речи, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления.
Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:
а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;
б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;
в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально созданных компьютерных программ по изучению иностранного языка.
Итак, перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение учащихся у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.
Итак, можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в обучение иностранному языку способствует:
индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;
стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности обучающихся и организации их досуга.
Таким образом, грамотное использование ИКТ позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который предоставляет возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, реалиями современной жизни в англоязычных странах, стимулирует развитие гуманитарного образования, способствует приобретению навыков пользования компьютерной техникой и технологией.
1.2. Виды компьютерных технологий в обучении английскому языку
Безусловно, использование компьютерных технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию школьников к учебной деятельности, повышает уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
Первые компьютерные программы, появившиеся в 1960-70-е годы представляли собой грамматические и лексические языковые упражнения. В 70-е годы разработчики стали обращать внимание на содержательную сторону программ. Исследования в области искусственного интеллекта позволили значительно улучшить программы и ориентировать их на формирование коммуникативных умений обучаемых.
В настоящее время выделяется следующие группы программ:
1.Тренировочные программы для индивидуальной работы дома или в компьютерных классах, ориентированные на овладение грамматическими формами, лексическими единицами и отдельными речевыми образцами, а также программы по обучению чтению и письму, предполагающие использование текстового редактора.
2. Текстовые программы для индивидуальной, парной или групповой работы, позволяющие модифицировать текст, расставляя знаки препинания, перегруппировывая предложения, редактировать текст и т.д.
Среди них наиболее распространенной является программа «Составь рассказ». В основе программы лежит приём восстановления, когда на экране появляется короткий текст, в котором сохранены знаки препинания и название, а вместо слов оставлены черточки.
3. Текстовые программы, позволяющие осуществить различные виды тестирования. Они предназначены в основном для итогового контроля, выставления оценок и определение уровня владения языком учащимися.
4. Игровые программы, построенные на проблемных ситуациях и способствующие мотивации учащихся. К ним относятся разного рода игры, которые широко известны и популярны среди детей и взрослых.
5. Базы данных и программы, разработанные на их основе.
Среди программ этой группы можно назвать программы, которые позволяют выяснить дериваты слова, сочетаемость искомого слова, а также знакомят с употреблением слов в более широком контексте.
К наиболее часто используемым элементам информационно-компьютерных технологий в учебном процессе относятся: DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, интерактивные доски, презентация Power Point, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы сети Интернет, интерактивные конференции и конкурсы, научно-исследовательские работы и проекты, а также учебные компьютерные программы.
Безусловно, применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимся и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторской доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на настенный экран.
Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых других случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только формы, в зависимости от поставленной цели использования.
презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Одна из самых эффективных программ для создания презентации Microsoft Power Point .
Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Итак, использование компьютерных презентаций на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
Интерактивная доска играет важную роль в представлении информации.
Безусловно, применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ:
- возможность выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;
- возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;
- возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время;
- возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом более яркой;
- возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
Другой не менее важной компьютерной технологией, которая используется на уроке иностранного языка являются Интернет- ресурсы.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;
- знакомиться с культуроведческими знаниями.
Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с выходом в Интернет, который предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов.
По мнению Р.С.Ржевского, установленный в классе Интернет делает процесс обучения более привлекательным. Учащиеся получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В целом, использование Интернет и его ресурсов позволяет сделать уроки более интересными, наполняет их новым, более современным и актуальным содержанием и, в конечном счёте, повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся.
Тем не менее, использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования компьютера на уроках. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы.
Очень эффективны программы грамматических упражнений и контрольных работ с мгновенной проверкой и оценкой результатов: «Bridge to English. Базовый курс английского языка», «English Platinum 2000», «Oxford Platinum», Курс Н.А. Бонк «Английский – шаг за шагом», «Английский язык. Путь к совершенству». Имеются и программы, обеспечивающие корректировку слухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами: «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой, для этого используются следующие программы: Winnie the Pooh" и "Reward" . Для развития навыков чтения эффективны следующие компьютерные программы: Triple Play Plus", "Learn to Speak English”.
Итак, среди многообразных видов информационно-коммуникационных технологий, применяемых на уроке английского языка, большую роль играют: презентации, ресурсы сети Интернет, обучающие программы и компьютерные игры.
Глава II. Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения
2.1. Критерии отбора учебных компьютерных программ и методические рекомендации по применению компьютерных программ в преподавании английского языка
Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения и правильный выбор вида программ (обучающие, игровые, развивающие) для конкретного урока.
Ударения в функциях современного урока можно расставить следующим образом: вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности и т. д.
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Эффективное использование информационных технологий в обучении языку зависит от таких факторов как: обеспеченность компьютерной техникой и доступом в Интернет; наличие компьютерных учебных материалов и необходимого комплекса программ различных типов; образовательное качество использующихся компьютерных средств обучения; оправданное соотношение цены и качества коммерческих образовательных продуктов; достаточный уровень общей компьютерной грамотности учащихся и преподавателей; специальная подготовка преподавателей в области компьютерной линводидактики; наличие квалифицированного инженерно-вспомогательного персонала;эффективная организация учебного процесса.
Требования к преподавателю языка в области использования компьютерных технологий намного выше, чем требования к преподавателям других предметных дисциплин, поскольку программное обеспечение обучения языку включает очень широкий диапазон программных средств и учебных материалов, ориентированных на разные уровни, этапы, аспекты и профили обучения.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютерных программ, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, компьютерные технологии помогают в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создаёт реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Не менее важное требование к компьютерным программам – доступность и простота установки, что невозможно без наличия материально- технической базы. В кабинете для проведения уроков английского языка необходимо современное оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, компьютеры, колонки, наушники, подключение к сети Интернет, принтер, сканер. Именно полный набор даёт наиболее значительные результаты.
Следующим требованием для педагога является комбинирование компьютерных программ, то есть использование компьютерных технологий для работы над разными видами речевой деятельности. Они позволяют осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся и сочетают в себе обучающий и игровой аспекты. Не менее важно учителю соблюдать логичность использования программ в соответствии с темой и целью данного урока.
Кроме того, при использовании компьютера на уроках иностранного языка учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников, для организации самостоятельных действий каждого ученика.
Итак, следует сказать что, для достижения наилучшего результата при работе с компьютерными программами при изучении английского языка учителю следует соблюдать ряд требований, выполнение которых будет способствовать повышению уровня знаний учащихся. Правильно организованная работа учащихся с компьютерными программами может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком.
Использование компьютерных программ ннаиболее эффективно. Оно способствует:
- повышению качества обучения по английскому языку;
- развитию творческих способностей учащихся;
- повышению уровня наглядности на уроке;
- повышению производительности урока;
- установлению межпредметных связей;
- развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
То, как можно организовать работу на уроках английского языка с применением ИКТ представлено в таблице (см. Приложение 1).
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать её на фоне музыки. Вообще это процесс творческий. Но когда урок готов, то работа на нём становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Л. С. Выготский считает что, именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.
Использование обучающих и познавательных программ на СD - наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во вне урочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами:Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", "Learn to Speak English”, “Bridge to English”, “Английский - путь к совершенству”. Овладение языком через игру- один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Е.В. Муковникова предлагает следующие формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка на среднем этапе:
1. При введении и отработке тематической лексики используются следующие программы: «Английский путь к совершенству»- курс содержит около 1200 слов и выражений. Позволяет увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слов. «Английский из Англии»- содержит разнообразные задания с новой лексикой.
2. Программа «Профессор Хиггинс» рассчитана на индивидуальную отработку фонетических навыков учащихся с микрофоном; постановку произношения с помощью чтения пословиц и скороговорок.
3. При обучении диалогической речи. (Интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” состоит 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, “озвученный” словарь, диалоги. (I этап - знакомство с диалогом; II этап - разучивание диалога; III этап - инсценирование диалога)).
4. При обучении письму. (Новый компонент курса “New Opportunities: Russian Edition”- разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности для письменного контроля знаний и навыков. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся).
5. В интерактивном курсе “Round-up” №3,4,5 упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Интерактивные курсы отличаются уровнем сложности по возрастным этапам.
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Большой интерес представляет компьютерная программа Reward Inter@tive (издательство оксфордского Университета). Программа Reward разработана таким образом, чтобы провести обучающего через все стадии изучения языка: от начального знакомства до профессионального владения. Reward равномерно развивает основные фонетические, лексические и грамматические навыки (см. Приложение 2).
Все эти операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер не пропускает учащегося к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми лексическими единицами не будет полностью выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более простому закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени.
Следующей познавательной и полезной программой является «InandaroundLondon». Эта программа содержит страноведческую информацию по основным достопримечательностям Лондона, около 100 красочных фотографий, интерактивную карту, тестирование, список веб-сайтов, содержащих дополнительную информацию по Лондону. Она развивает навыки чтения, аудирования.
Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс “Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме.
В настоящее время интерактивный курс “Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman) представлен тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебное пособие построено следующим образом: в конце каждого раздела даётся проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка на диске (каждое упражнение соответствует определённому уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания.
Шесть уровней интерактивного курса “Way Ahead” (издательство Macmillan) включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.
Итак, использование компьютерных программ при формировании определённых навыков учащихся на уроках показывает, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении иностранному языку, и имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
2.2.Методические рекомендации по применению компьютерных программ в преподавание иностранного языка
Безусловно, используя компьютер можно достигнуть главные функции урока: обучающие, воспитывающие, развивающие.
Необходимо обобщить следующие рекомендации по применению компьютерных программ на уроках английского языка:
1. При организации учебного процесса учителю нужно помнить, что урок должен проводить учитель-предметник, т.к. он обучен методике преподавания, знает предметный материал и возрастные особенности детей.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы.
5. Компьютерные программы должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
6. Серия заданий с использованием компьютерных технологий может использоваться с целью активизации познавательной деятельности на среднем этапе усвоения знаний.
7. Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- чётко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.
8. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов.
9. Большой популярностью у учащихся пользуются игровые программы. Для совершенствования знаний грамматики английского языка поможет программа из серии AUDIO курсы “Грамматика английского языка для школьников”. Программа “Учим английский”- предназначена для изучения лексики английского языка. В играх заучиваются написание слов, их переводы и произношение.
10. При обучении фонетике - эффективно использовать на уроках программу “Sing and Learn English”- (Поем и учим английский), где представлена оригинальная методика обучения языку на базе народных английских и американских песен (всего 28). Песни исполняются носителями языка. Предоставляется интерактивный, говорящий словарь, более 1500 слов и выражений, возможность записи собственного исполнения песен.
9. На уроке должны использоваться различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
10. Целесообразно и эффективно применять компьютерные программы на
уроках иностранного языка на среднем этапе обучения с целью повышения
мотивации в изучении языка в дальнейшем и более эффективного усвоения учебного материала.
Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и компьютерные технологии на уроках нельзя, так как ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат.
Заключение
Учебно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам. Так, на основе анализа методической, психологической и педагогической литературы было раскрыто понятие компьютерные технологии, рассмотрены виды компьютерных технологий и учебных компьютерных программ, определены критерии отбора компьютерных программ, выделены особенности применения учебных компьютерных программ на среднем этапе обучения.
Систематизация теоретического наследия по проблеме исследования позволила обосновать эффективность использования разнообразных компьютерных программ на уроках английского языка на среднем этапе обучения. Было установлено, что применениесовременных компьютерных технологийспособствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нём.
Анализ педагогического опыта способствовал обобщению методических рекомендаций по применению разнообразных компьютерных программ на уроке английского языка.
Таким образом, применение учебных компьютерных программ на среднем этапе обучения протекает эффективнее, если данный процесс доступен, целенаправлен, будет иметь коммуникативно-лингвистическую направленность и учитель учитывает интересы и возрастные особенности учащихся.
Список литературы:
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы //М.З. Биболетова. - Иностранные языки в школе. - 1999.- №3.-С 17-19.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // Л.П.Владимирова.- Иностранные языки в школе.- №3.- 2002.- С 33-41.
Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты) // Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - М.: Издательство "Информатик", 1995. – С 224-228.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. -2-е издание, перераб. и доп.// Н.Д.Гальскова. -М.: АРКТИ.- 2003. –С 192-197.
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования // В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1992. – С 160-164.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования // Г.М.Коджаспирова. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.- 2004.- С 352-357.
Коджаспирова Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования// Г. М. Коджаспирова, К. В Петров. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – С 256-261 .
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков.// И.Л.Колесникова. - СПб, Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press»,2001.-С 224-229.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии // В.С. Кукушин. – Мартиросян Л.П.- Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики. - ж/л "Информатика и образование" №12.- 2002.- С 254-268.
Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров // Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр "Академия", 1999.- С 249-254.
Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В.Рахманова, В.С.Цетлин Изд-во «Просвещение».- 1967.-С 181.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов // Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- 18-е изд., стереотип.- М.: Рус.яз., 1986.-С 797.
Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога// Н.Ю.Пахомов.- М., 2005. – С 152-159.
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени// Л.П. Петрова. – Иностранные языки в школе. - №5.- 2005.-С 14-16.
Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В.Рогов. -М.: Просвещение, 1991.- С 287.
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка/ /АС.Карпов - Иностранные языкм в школе, №4.- 2002.- С 73-78.
Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка //Е.В.Муковникова.- Иностранные языки в школе.-2008.-№4.-С 4-6.
Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку //Н.В.Нестерова.- Иностранные языки в школе.-2005. -№8.- С 102-103.
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени //Л.П.Петрова.- Иностранные языки в школе.- 2005. - №5.-С 57-60.
Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий// Т.А.Полилова.- Иностранные языки в школе, №6.- 1997.-С 2-7.
Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против // Т.Н.Протасеня.-ностранные языки в школе.- №3.- 1997. –С 12-14.
Рындак В.Г. Методические основы образования (учебные пособия к спецкурсу)// В.Г. Рындак.- – Оренбург: Изд. центр Огау, 2000. – С. 192 .
Телицина Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Т.Н.Телицина.- Иностранные языки в школе. -2002.- №2.- С 17-19.
Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка //С.В.Ушакова.- Иностранные языки в школе.- 1997.-№5.- С. 40-41.
Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе //Л.В.Цветкова.- Иностранные языки в школе.- 2002.-№2.- С 43-47.
Шафрин Ю. Основы компьютерных технологий// Ю.Шафрин.-
Москва 1996.- С 243-247.
LeLoup J.W., Ponterio R. Basic Internet Tools for Foreign Language Educators. In M. Warschauer, Ed. Virtual Connections: Online Activities & Projects for Networking Language Learners. Honolulu, HI: University of Hawaii Press,- 1995.- С 412-414.