Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка при обучении устной и письменной речи.
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка при обучении устной и письменной речи.
Данные методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на уроках английского языка при обучению устной и письменной речи разработаны мною на основе обобщения опыта моей работы. Актуальность данной работы состоит в том, что ИКТ характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка при обучении устной и письменной речи. »
Использование ИКТ на уроках английского языка
на уроках английского языка при обучении
устной и письменной речи.
Автор: Анисимова Елена Алексеевна
Учитель английского языка
г. Южноуральск Челябинской области
Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, методы проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении. Основная цель моей деятельностизаключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.
1. Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах в обучении, повышение интереса к получению знаний.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
1. повышение мотивации к изучению языка;
2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
3. увеличение объема лингвистических знаний;
3. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
2.Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку.
В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
К наиболее часто используемыми мною в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
Образовательные ресурсы Интернета.
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями.
Видео и аудиотехника.
Мультимедийные презентации.
Они создают благоприятные возможности на уроках английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием ИКТ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, рисунка. Все это, позволяет мне более наглядно и доступно объяснить учебный материал.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной мною, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми на уровне урока.
Так, при постоянном использовании ИКТ на уроках, я создала свою медиатеку, в которой хранится информация (презентации, картинки разбитые по лексическим или грамматическим темам, карты, таблицы, Коммиксы звуковые файлы разбитые по темам и т.д.) При ее использовании не надо тратить много времени на поиски необходимого материала. Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП.
Перспективное планированиеиспользования ММП необходимо мне для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.
Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММПпредполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа я : а) определяю степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б) намечаю задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделяю в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости дорабатываю существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов).Комплексный подход к применению ММПпредусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и развития учащихся данного класса. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.
Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).
Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо выполнять определенные гигиенические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших – 20-25 минут.
В ходе работы мною используются следующие основные требования к оформлению ММП
Технология непосредственного использования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:
1) подготовительный;
2) преддемонстрационный;
3) демонстрационный;
4) последемонстрационный;
5) рефлексивный.
Подготовительный этапвключает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему я:
а) определяю педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;
б) продумываю цели и задачи создания слайдов;
в) ставлю себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;
г) подобираю иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);
д) продумываю содержание текстов исходя из основных требований к ММП;
е) составляю сценарий ММП;
ж) создаю структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;
з) применяю анимационные и звуковые эффекты;
и) анализирую подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП;
к) корректирую возможные недочеты.
В преддемонстрационный этапвходят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.
На демонстрационном этапепроисходит предъявление материала с параллельным комментарием, работа над содержанием каждого слайда, при необходимости повтор нужных слайдов.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая особенности каждого конкретного класса, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:
по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Формированиеречевых умений средствами ИКТ.
Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.
Считаю важным вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.
Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.
Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся.
В своей работе я, как и другие учителя, применяю материал, взятый из Интернета.Постоянно используюсь и ЦОР нового поколения – ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы) по английскому языку. На сайте Федерального центра (информационно-образовательных ресурсов можно найти большое количество ОМС на разные темы.
Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения мною используются следующие приемы:
представление существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно в связанном предложении;
представление и отработка глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками;
представление и отработка прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);
представление и отработка числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);
введение местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения);
введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
ведение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов);
использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись);
отработка слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке);
введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями
введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;
семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений (фотографий, рисунков, карт и т.п.);
семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;
семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадкипри общей мультимедийной поддержке;
систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значение, что исключает перевод (план дома, ситуация на вокзале, в театре, в магазине);
семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке.
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.
Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:
Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• обеспечивать моментальную обратную связь;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.