«Интеграция семи модулей в серию последовательных уроков»
«Интеграция семи модулей в серию последовательных уроков»
Статья:Интеграция семи модулей в серию последовательных уроков".
Посещение трехмесячных курсов повышения квалификации, разработанных казахстанским Центром педагогического мастерства НИШ совместно с Университетом Кембридж, оставило очень яркие впечатления и сильно повлияло на мою практическую деятельность в школе. Мне хотелось бы поделиться полученным багажом знаний по использованию современных подходов в преподавании и обучении. Для того чтобы интегрировать идеи семи модулей в серию последовательных уроков, необходимо создание коллаборативной среды и диалога в классе, что способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Обучение через диалог – это не привычная форма «вопрос-ответ», а гораздо большее – процесс обмена мыслями, добывание знаний в процессе социального взаимодействия с учителем и одноклассниками. Я стараюсь разрабатывать разнообразные упражнения, которые бы способствовали диалогическому обучению. Мною часто используются вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» или «закрытые», «буквальные» направлены на запоминание, и ответы на них расценивались как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию. Я использую различные техники постановки вопросов, такие, как побуждение, апробирование, и переориентация.
Изучив идеи Программы и применив их на практике, я изменила своё отношение к роли ученика в процессе обучения, узнала о возможностях эффективного оценивания, поняла суть критического мышления. Я стала более толерантной по отношению к ученикам, осознав их особенности и скрытые возможности.
Поскольку главными идеями Программы являются обучение тому, как учиться, чтобы в результате стать самомотивированными учениками с развитым критическим мышлением, и принятие учащимися ответственности за собственное обучение, моей главной целью является, опираясь на конструктивистские теории, научить детей добывать самостоятельно «живые» знания, которые смогут применяться в дальнейшем. Я хочу воспитать людей независимых, увлечённых, обладающих лидерскими качествами, компетентных во многих областях, способных мыслить критически.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интеграция семи модулей в серию последовательных уроков» »
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №31 отдела образования акимата г. Тараз»
Учитель английского языка
Беркалова Ирина Викторовна
«Интеграция семи модулей в серию последовательных уроков»
Посещение трехмесячных курсов повышения квалификации, разработанных казахстанским Центром педагогического мастерства НИШ совместно с Университетом Кембридж, оставило очень яркие впечатления и сильно повлияло на мою практическую деятельность в школе. Мне хотелось бы поделиться полученным багажом знаний по использованию современных подходов в преподавании и обучении.
Для того чтобы интегрировать идеи семи модулей в серию последовательных уроков, необходимо создание коллаборативной среды и диалога в классе, что способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Обучение через диалог – это не привычная форма «вопрос-ответ», а гораздо большее – процесс обмена мыслями, добывание знаний в процессе социального взаимодействия с учителем и одноклассниками. Я стараюсь разрабатывать разнообразные упражнения, которые бы способствовали диалогическому обучению. Мною часто используются вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» или «закрытые», «буквальные» направлены на запоминание, и ответы на них расценивались как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию. Я использую различные техники постановки вопросов, такие, как побуждение, апробирование, и переориентация.
Пожалуй, самым продуктивным видом диалога является исследовательская беседа, в ходе которой происходит обмен идеями, проходящими тщательное оценивание. Ученики задают вопросы и обосновывают то, что сказано, стремясь к единому выводу и согласию. Я пришла к выводу, что совершенно необходимо оценивать возможности учащегося, прежде чем задавать ему вопрос. До посещения трехмесячных курсов я считала, что если ребенок быстро отвечает на поставленный вопрос, то это хороший показатель знаний, умений и навыков учащегося. Теперь я поняла, что если дать ребенку больше времени на ответ, то это может привести к увеличению таких параметров, как количество добровольных ответов, продолжительность ответов учеников, количество ответов от менее способных учеников, взаимодействие по типу «ученик-ученик». Увеличение времени на размышление позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. [2, стр.148]
Что касается такого нового подхода, как «обучение тому, как обучаться», я стараюсь строить уроки так, чтобы обучение новому строилось на основе того, что ученики уже знают и понимают, и предоставляю учащимся возможность учить друг друга. Я преподношу новые знания таким образом, чтобы дети имели возможность осмыслить их, понять, как «это работает», предоставляю им повод для размышления, чтобы, анализируя свои идеи и мысли одноклассников, ученики могли составить своё собственное мнение о предмете изучения. Хочется отметить, что работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать друг друга. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Моя работа в этом направлении и наблюдения показывают, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению внутренней мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, делает урок более разнообразным. Работая в группе, учащиеся проявляют саморегуляцию и речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания.
Переходя к модулю критического мышления, хочется отметить, что для меня и моих детей, это не ново, в том плане, что некоторые элементы мы использовали в нашей практической деятельности. Но с философией и более глубоким содержанием этого модуля я познакомилась именно здесь на трехмесячных курсах.
Обучение критически мыслить направлено на развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые умеют принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Готовить таких специалистов нужно со школьной скамьи, развивая в учащихся оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексию собственных суждений. Планируя уроки, я целенаправленно включаю элементы критического мышления на разных стадиях урока. Эта стратегия помогает мне и учащимся на стадии вызова актуализировать уже имеющиеся знания учащихся и вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме. На стадии осмысления получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями и проанализировать. На стадии рефлексии целостно осмыслить и обобщить полученную информацию, а так же сформировать у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Это метод Джиксо, составление кластера, синквейн, диаграмма Венна, драма, кроссворд, таблица ЗХУ, коллаж, широко используемых в методике критического мышления. Интегрируя модуль в учебный процесс, я обращаю внимание на развитие критического мышления не только у учеников, но и у меня, как учителя. В результате мои ученики учатся критически мыслить, повышается эффективность восприятия информации и интерес, как изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Учащиеся учатся работать в группах в тесном сотрудничестве с другими детьми. А самое главное, мои ученики стали ответственно относиться к собственному образованию. Что касается меня, как практикующего учителя, то я начала анализировать причины не только неудач, что является частым событием для многих учителей, но и успехов, чтобы использовать эти возможности в дальнейшей практике. Я стала подвергать каждое событие на уроке критическому обдумыванию и больше обращать внимание на меняющуюся ситуацию в классе. Я поняла важность стоящих перед учениками проблем и научилась оказывать помощь учащимся в их самостоятельном формулировании.
Совершенно новым для меня стало оценивание обучения учащихся. Я познакомилась с такими видами оценивания, как «оценивание для обучения» или формативным и «оценивание обучения» под названием суммативным. «Оценивание для обучения» - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителем для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. При этом важно отметить, что учитель не являются единственным оценивающим лицом. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учитель активно проводит оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать. Такая форма оценивания очень понравилась моим учениками. Мы использовали на уроках такие виды оценивания, как самооценку и взаимооценку по критериям, например для оценивания заданий творческого характера, смайлики, рефлективную таблицу и «Светофор». Также я использую очень активно похвалу, как стимулирование учебного процесса. И целью «оценивания обучения» является суммирование того, что изучил ученик, например за серию последовательных уроков.
Применение модуля ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития положительной мотивации учащихся. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Обучение позволяет ученикам шагать в ногу со временем. Им это нравится. Использование ИКТ реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Использование ИКТ дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. На своих уроках я использую следующие средства ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, видео и аудиоматериалы по темам урока, демонстрирую слайды. Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися. Мои дети сделали открытие, что оказывается сотовый телефон или смартфон, может служить не только средством общения, но и средством обучения на уроках английского языка.
Переходя к модулю «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» следует отметить, что в моем классном коллективе отсутствуют разновозрастные дети. Самая большая возрастная разница между детьми пять, шесть месяцев. Исходя из возрастных особенностей учащихся, я стараюсь подбирать соответствующие задания и упражнения. Для преодоления языкового барьера учащимся предлагаю разучивание пословиц, скороговорок, загадок, стихотворений и песенок. Для релаксации и снятия напряжения провожу физминутки с музыкальным сопровождением. Все эти виды работы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка.
Если говорить о модуле «Управление и лидерство в обучении», то на моих уроках происходит наблюдение за учащимися. Это наблюдение ведут мои коллеги, которых я приглашаю на урок для решения проблемы обучения учащихся с низкой внутренней мотивацией. После проведенного занятия мои коллеги путем обсуждения предлагают мне различные стратегии для решения этой проблемы.
В заключении хотелось бы отметить, что учитель, умело организующий учебный процесс обучения учащихся является лидером. От которого зависит, смогут ли учащиеся развивать саморегуляцию и вести диалог, правильно использовать оценивание обучения и рефлексию. Настоящий учитель –лидер обнаруживает скрытые таланты в своих учениках, которые открывают для себя новые знания, устанавливает отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо учеников. Учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.
Изучив идеи Программы и применив их на практике, я изменила своё отношение к роли ученика в процессе обучения, узнала о возможностях эффективного оценивания, поняла суть критического мышления. Я стала более толерантной по отношению к ученикам, осознав их особенности и скрытые возможности.
Поскольку главными идеями Программы являются обучение тому, как учиться, чтобы в результате стать самомотивированными учениками с развитым критическим мышлением, и принятие учащимися ответственности за собственное обучение, моей главной целью является, опираясь на конструктивистские теории, научить детей добывать самостоятельно «живые» знания, которые смогут применяться в дальнейшем. Я хочу воспитать людей независимых, увлечённых, обладающих лидерскими качествами, компетентных во многих областях, способных мыслить критически.