Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции»
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Что же такое «информационные технологии»?
В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии». Согласно «Словарю методических терминов» (авторы Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин) информационные технологии — это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для преподавателя новые возможности в преподавании иностранного языка. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.
Использование ИКТ позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; - от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции. Являясь преподавателем английского языка в профессиональном училище, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:
- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпа развития современного общества и не сможем идти «в ногу со временем». Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Моя цель как преподавателя — научить обучающихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве.
Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:
- Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.
- Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также мои обучающиеся создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности я преследую ещё и практическую цель — научить обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка. Предлагаю обучающимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих обучающихся. Вот только некоторые из тем: «Город, в котором я живу и его проблемы», «Как сделать мой город Осинники привлекательным» и др. - Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. Я использую этот ресурс для погружения обучающихся в англоязычную среду во внеурочной деятельности при самостоятельной работе.
Я использую следующие ресурсы:
- Онлайн версии зарубежных газет. Естественно, для обучающихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными изданиями. Так как в Интернет новости постоянно обновляются, они всегда свежи и позволяют обучающимся ориентироваться в более широком кругу событий и заголовков. Наиболее часто используемые сайты:
http://english.mn.ru/english,
http://www.whitehouse.gov,
http://www.bbc.co.uk/home/today/index.shtml,
http://www.washingtonpost.com,
http://cnn.com
Варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).
· Мультимедийные материалы, представленные Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.
· On-line версии произведений известных английских и американских писателей. · Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п. Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.
На каждом уроке я организую информационную пятиминутку “Hot News”, на которой обучающиеся представляют информацию о текущих событиях в мире, предварительно познакомив учащихся с новой лексикой. (Для информационных пятиминуток используются материалы Интернет).
Если удаётся записать аудиотекст из Интернета, то организую работу с записью. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволило выявить следующие факторы их эффективности:
- Интенсификация учебного процесса - Создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям ИКТ– цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т. д.
- Усиление мотивации
- Индивидуализация учебного процесса
- Углубленность в усвоении конкретного материала
- Пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка; В заключении я хотела бы подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Литература:
1. Бабинская П. К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2003.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2002. с 33–41.
3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. 4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–21
6. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе (практико-ориентированная монография) Научные редакторы: Т. И. Шамова, П. И. Третьяков.– Тюмень: ИПП, 1994. — 288с.
7. Телицина Т. Н., А. Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, № 2. 2002.
8. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, № 5, 1997г с. 40–41.
9. Урок иностранного языка: учебное пособие /Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 16).