Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Ни для кого ни секрет, что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, огромно. Необходимо уметь с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, выбирать нужную. Все, что человек узнает в течении жизни, способствует расширению его функциональной грамотности.
Одной из разновидностей функциональной грамотности является читательская грамотность. Она занимает особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
Поиск информации – это то место в тексте, где эта информация содержится. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Чаще всего нужная информация содержится в какой то одной части текста, иногда она занимает несколько предложений, несколько клеточек таблицы, несколько строк списка.
Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в явном виде.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
Интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. Для ответа на вопрос обучающимся приходится делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений до частей составных текстов. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, например, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи. И связывание отдельных частей текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять или предполагать. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне текстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать свою точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте.
Зачастую эти действия вызывают у обучающихся затруднения. Наиболее частыми проблемами является неумение выделять главную мысль, интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. То есть обучающиеся не в состоянии перенести свои знания и умения из одной области в другую. Все это говорит о недостаточном уровне сформированности читательской грамотности.
Достичь функциональной грамотности на уроках английского языка мне помогают разные приемы. Рассмотрим некоторые из них. Делим работу с текстом на три этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
Предтекстовый этап – побуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом.
Прием «Мозговой штурм»
Задается вопрос: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
Прием «Глоссарий»
Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
Прием «Рассечения вопроса»
Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Текстовый этап.
Прием «Чтение про себя с вопросами»
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работа в парах. Один ученик задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
Прием «Чтение с остановками»
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Прием «Чтение про себя с пометками»
Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными текстами. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Индивидуальное чтение.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Работа с текстом после чтения
Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).
Прием «Тайм-аут»
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Прием «Проверочный лист»
Проверочный лист «Краткий пересказ»:
1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)
5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)
Прием «Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?
Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Следует отметить, что не всегда все три этапа (стадии) могут быть проведены на одном уроке, это зависит от выбранного текста и запланированной учителем работы.
Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Не все из нас имеют возможность общаться с носителями языка (хотя в век высоких технологий это тоже не такая уж большая проблема), но читать могут все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально ценного человека.
Литература:
Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы. Министерство просвещения РФ. Институт стратегии развития образования российской академии образования.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Под редакцией Г.С. Ковалевой, 2020.
https://infourok.ru/iz-opyta-raboty-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-5053500.html Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
https://iyazyki.prosv.ru Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка.