Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции на уроках английского языка
Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития читательской грамотности в образовательных учреждениях в рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции на уроках английского языка»
Светлана Владимировна Никифорова
учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№47»
svet-oles-art11@mail.ru
Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции.
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития читательской грамотности в образовательных учреждениях в рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках английского языка. Приведено определение понятия читательская грамотность. Подробно рассмотрены затруднения, с которыми встречаются учителя в ходе развития и формирования читательской грамотности на уроках английского языка. В работе также представлены критерии при выборе текстов для чтения на уроках английского языка и во внеурочное время, а также этапы развития читательских умений в зависимости от уровня обученности учащихся. В статье даны ответы на следующие вопросы: какие предметные результаты должны быть достигнуты в области развития читательской грамотности при изучении иностранного языка? Какие задания разрабатываются учителем, кроме заданий направленных на проверку чтения и перевода?
Ключевые слова: читательская грамотность, предметные результаты, требования к тексту, предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания.
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одной из самых важных компетентностей. Вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение и поскольку задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС, данная проблема является актуальной.
Что же включает в себя понятие читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни 1.
В русскоязычных источниках читательская грамотность определяется как «способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [11, с. 8. Приказ мин
Уметь читать сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и овладеть навыками для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Данное умение для школьников не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, ведь чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Итак, что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки читательской грамотности? Прежде всего, это ученик, который умеет пользоваться различными видами чтения. Например, в методике английского языка различаются такие виды чтения как: изучающее, просмотровое, ознакомительное. Такой обучающийся способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов .
На уроке задания могут распределяться индивидуально с учётом интересов и пожеланий учащихся, т.е. осуществляется дифференцированный подход в условиях совместной деятельности, что предполагает различные организационные формы работы: индивидуальную, парную, коллективную, групповую. Здесь могут происходить дискуссии, задаваться вопросы в случае неясностей, а также возможно осуществление обмена мнениями по поводу прочитанного и выявление степени понимания содержания текста. Таким образом, на урочное занятие будут выноситься текст и задания к нему, которые требуют квалифицированной помощи учителя на уроке. Для самостоятельного чтения дома подбираются более упрощённые тексты, либо это может быть подготовительный текст к последующему чтению основного текста на уроке.
Какие предметные результаты должны быть достигнуты в области развития читательской грамотности при изучении иностранного языка? Со ссылкой на требования Федерального государственного образовательного стандарта, отметим, «читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 450-500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять главную тему, главную идею текста, цель его создания), с пониманием нужной/ интересующей / запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), с полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию» 4,с.19.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не умеют актуализировать свои знания и умения, не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Основными причинами данных затруднений обучающихся являются:
размер, сложность текста и объем информации, представленный в тексте;
непривычная для учащегося форма последовательного рассказа в виде схемы, диаграммы, надписи под рисунками, сноски;
наличие или отсутствие точного указания, в какой части текста следует искать ответ, а также число единиц информации, которые нужно найти.
Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать, либо составить соответствующие задания. При этом при составлении заданий на развитие читательской грамотности учителю важно ответить самому на следующие вопросы:
Какую цель они преследуют?
Какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?
Рассмотрим более подробно выбор текстов для учащихся. Тексты должны быть подобраны на основе Программы по иностранным языкам, ФГОСу и пройденному количеству лексических единиц к определённому периоду обучения. Также существуют критерии, которыми очень важно руководствоваться при выборе:
Текст должен быть интересен ученику. Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. Текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию для ученика.
Нельзя перегружать текст незнакомыми словами, т.е уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика и его уровню владения английским языком. Также объем текста не должен превышать норму. Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами, которые усложняли бы понимание текста. Но он может быть снабжён иллюстрациями. При этом иллюстрации не должны отвлекать ученика, а должны способствовать тому, чтобы обучающийся мог разобраться в содержании текста. Немаловажным является и тот факт, что текст должен быть правильно структурирован и адаптирован, и, конечно, он не может содержать ошибок. Тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему 5, с.3.
После выбора соответствующего текста следует на их основе составить задания. При этом следует учитывать следующие требования:
задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;
должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;
в одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как);
задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;
задания должны быть разного уровня сложности.
Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.
Так, например, предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания», умения прогнозирования. Предтекстовый этап работы с текстом на иностранном языке предполагает собой именно подготовку к чтению, снятие всех языковых трудностей, ознакомление с темой, социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. На данном этапе необходимо заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создать положительную мотивацию. Важно заметить, что вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
В соответствии с методическими рекомендациями, развитие читательских умений на уроках английского языка осуществляется поэтапно, в зависимости от уровня обученности учащихся. Рассмотрим данные этапы более подробно:
На первом этапе учащиеся учатся находить в тексте и извлекать информацию, сообщенную в явном виде. Для этого учитель подбирает задания на определение информационного пространства, т.е. где содержится необходимая для понимания информация. Также предлагаются задания на извлечение явной и скрытой информации (например, на составление плана, таблицы или схемы).
Второй этап заключается в развитии умения выводить простое умозаключение из информации, содержащейся в тексте.
На третьем этапе учащиеся учатся интегрировать и интерпретировать идеи и информацию из текста. Здесь учитель подбирает задания на: интерпретацию произведений, понимание мотивов поведения и поступков героев, установление причинно-следственных связей, формирование выводов, выделение главной и второстепенной информации, соотнесение различных источников, связывание элементов информации текста, нахождение доказательства о намерении автора, нахождение и сравнение тех или иных культурных традиций и т.д.
На четвертом этапе учащиеся учатся осмысливать и оценивать содержание и форму текста. На этом этапе предлагаются задания на: сопоставление авторских идей с идеей и информацией из других источников, критический взгляд на прочитанное, обзор текста со стороны, создание текста с опорой на читательский жизненный опыт, аргументацию свой точки зрения, формулировку суждения на знаниях и опыте за рамками текста.
Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
В заключении хотелось бы сказать , что главный принцип методической работы при формировании читательской грамотности на уроках английского языка, который следует соблюдать на протяжение всего периода обучения важно не количество времени и заданий на обучение чтению, а качество самого процесса обучения. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретать социально-нравственный опыт, а также заставляет думать, познавая окружающий мир. От того насколько методически правильно будет проводиться учителем работа в данном направлении зависит уровень сформированности читательской грамотности у учеников.
Таким образом, работа с иноязычным текстом, действительно, имеет огромное значение в формировании читательской грамотности, понимаемой в широком смысле как способности к осмыслению текстов различного содержания, формам и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Список литературы:
Азарова С.А. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка / С.А. Азарова // Инфоурок. 2022. [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Инфоурок». – Режим доступа: https://infourok.ru /formirovanie-i-ocenka-funkcionalnoj-gramotnosti-obuchayushihsya-metodicheskie-osobennosti-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-kak-k-6307125.html, (дата обращения: 26.12.2022).
Бредихина Н.М. Формирование Функциональной грамотности (ФГ) на уроках иностранного языка / Н.М. Бредихина // Инфоурок. 2022. [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Инфоурок». – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka-5178774.html, (дата обращения: 26.12.2022).
Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку / Н.Е. Буланкина // Иностранные языки. – 2018. – №6. [Электронный ресурс] / Интернет-издание для учителя «Иностранные языки». – Режим доступа: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij, (дата обращения: 26.12.2022).
Евстигнеева О.А. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка / О.А. Евстигнеева // Инфоурок. 2022. [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Инфоурок». – Режим доступа: https://infou rok.ru/statya-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogoyazyka-5687997.html, (дата обращения: 26.12.2022).
Ланская С. В. Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности / С.В. Ланская // Первое сентября. 2022. [Электронный ресурс] / Открытый урок «Первое сентября». – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/694438, (дата обращения: 26.12.2022).
Махмутова А. А. Формирование читательской грамотности / А.А. Махмутова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tob9.ru/wp-content/uploads/Formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka-uchitel-inostrannogo-yazyka-A.A.-Mahmutova.pdf, (дата обращения: 26.12.2022).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202107050027 (дата обращения: 26.12.2022).
Система развивающих заданий в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Просвещение. Иностранные языки. – Режим доступа: https://iyazyki.prosv.ru/2012/03/sistema-zadanij/, (дата обращения 26.12.2022).
Технология продуктивного чтения» на уроках английского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://englishteacher.iznoskischool.ru, (дата обращения: 26.12.2022).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru (дата обращения: 26.12.2022).
Формирование читательской грамотности школьников на уроках английского языка: сборник методических материалов / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городская гимназия города Димитровграда ; под ред. канд. пед. наук О. В. Веселовой. – Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2021 − 44 с.