kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Коммуникативная компетентность учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная компетентность учителя

                                                                                

                                                                               

                                                                              

    Проблема учителя является самой важной в системе гуманно-личностного педагогического мышления, которое стало характерным для современного образования. Учитель создает вокруг себя свое образовательное поле, в котором определяется  общение учителя с учеником. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик «добровольно» входит в «духовную общность»  с учителем, находит в учителе «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь.

            Такое притягивающее образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей педагогической практике. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

          Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

  • социально – психологический;
  • нравственно – этический;
  • эстетический;
  • технологический.

       К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения…

           В  нравственно – этический блок входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

           В эстетический блок  входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

           В технологический блок входят умения: использовать учебно- воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

            Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

           Какой же учитель эмоционально привлекает  учащихся?

           Им интересен учитель, обладающий профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-этической культурой, педагогическим мастерством, включая искусство общения.

           К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

-потребность в общении с детьми;

-его положительная эмоциональная тональность;

-доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

-взаимное сближение учителя и учащихся;

-понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

-конструктивное решение межличностных противоречий;

-гуманизм и демократизм общения;

-эстетика общения.

Выявлены мнения  школьников об  педагоге .Учащиеся назвали  самые важные качества учителя.  Прежде всего, они хотят, чтобы на уроке было интересно , чтобы учитель был доброжелательным , с чувством юмора. На втором месте оказались уважение к ученикам  и справедливость . В третьем ряду стоят требовательность и хорошее знание предмета , затем любовь к детям , спокойствие , терпение .. Ученики хотят доброго, доброжелательного, с чувством юмора и интересно ведущего уроки учителя. Еще, по их мнению, учитель должен уважать ученика, быть справедливым и требовательным.

           Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. Интересно, что такие важные для учителей качества, как спокойствие и терпение учащиеся  оценили невысоко. Возможно, это произошло потому, что они выделили как основное качество учителя уважение. А оно уже предполагает, что учитель не позволит себе повысить голос на ученика и терпеливо, не перебивая, выслушает ученика до конца, при этом давая советы по той или иной ситуации.
       Итак, по мнению учащихся, хороший учитель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, требовательный и одновременно уважает учеников и много знает. Почему так важен юмор? Думаем, что, если учитель и дети улыбаются на уроке, значит, нет напряжения, значит, дети не трясутся от страха, не боятся учителя, они (и учитель, и дети) в хорошем настроении, а в хорошем настроении всё лучше получается. Смех и улыбка создают на уроке ту необходимую доброжелательную атмосферу для установления отношений дружбы и сотрудничества между учителем и учениками. В такой атмосфере легко работается. Именно поэтому дети так ценят это качество. Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами – улыбками, одобрением. Тактика учителя должна быть не наказывающая, а поощряющая, воодушевляющая, щадящая достоинство каждого ребенка. «Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников» – говорит Ш.А.Амонашвили. Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе её мощь, он сам становится Улыбкою и распространяет вокруг себя  добро и надежду. Это состояние и есть самое важное, в нем обилие даров его духа. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то, что именно сейчас ему нужно было.  Дети, как и все люди, стремятся к получению положительных эмоций. Плохое настроение учителя быстро передаётся детям, угнетает их. Стремление детей к положительным эмоциям проявляется также в том, что ученики больше всего любят, когда учитель ставит хорошие оценки, улыбается, шутит.

        По мнению школьников, самые плохие качества учителя - это злость , непонимание , несправедливость, «имеет любимчиков» . С точки зрения школьников, неправильно, когда учитель «кричит, злится, ругается, ставит двойки, много задаёт, зовет директора, читает нравоучения».
      Какие же факторы следует считать решающими для того, чтобы дети понимали учителя?

           Прежде всего, ему необходима четкая личностная направленность – быть понятым и принятым школьниками. Учитель должен прислушиваться к мнению школьников. Учителю требуется умение произвести на детей положительное впечатление. Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Более надежно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, в выборе форм и методов работы, подведении итогов. «Педагог должен входить в класс не с готовым планом, а с готовностью его изменить . В развитии социально - персептивной культуры учащихся решающую роль играет гуманность повседневного педагогического общения, построенного на взаимопонимании. Каждый урок, каждая встреча учителя с детьми должны строиться на взаимопонимании и взаимном сотрудничестве. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Коммуникативная компетентность учителя" »

Коммуникативная компетентность учителя

Проблема учителя является самой важной в системе гуманно-личностного педагогического мышления, которое стало характерным для современного образования. Учитель создает вокруг себя свое образовательное поле, в котором определяется общение учителя с учеником. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик «добровольно» входит в «духовную общность» с учителем, находит в учителе «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь.

Такое притягивающее образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей педагогической практике. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

  • социально – психологический;

  • нравственно – этический;

  • эстетический;

  • технологический.

К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения…

В нравственно – этический блок входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

В технологический блок входят умения: использовать учебно- воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

Какой же учитель эмоционально привлекает учащихся?

Им интересен учитель, обладающий профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-этической культурой, педагогическим мастерством, включая искусство общения.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

-потребность в общении с детьми;

-его положительная эмоциональная тональность;

-доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

-взаимное сближение учителя и учащихся;

-понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

-конструктивное решение межличностных противоречий;

-гуманизм и демократизм общения;

-эстетика общения.

Выявлены мнения школьников об педагоге .Учащиеся назвали самые важные качества учителя. Прежде всего, они хотят, чтобы на уроке было интересно , чтобы учитель был доброжелательным , с чувством юмора. На втором месте оказались уважение к ученикам и справедливость . В третьем ряду стоят требовательность и хорошее знание предмета , затем любовь к детям , спокойствие , терпение .. Ученики хотят доброго, доброжелательного, с чувством юмора и интересно ведущего уроки учителя. Еще, по их мнению, учитель должен уважать ученика, быть справедливым и требовательным.

Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. Интересно, что такие важные для учителей качества, как спокойствие и терпение учащиеся оценили невысоко. Возможно, это произошло потому, что они выделили как основное качество учителя уважение. А оно уже предполагает, что учитель не позволит себе повысить голос на ученика и терпеливо, не перебивая, выслушает ученика до конца, при этом давая советы по той или иной ситуации.
      Итак, по мнению учащихся, хороший учитель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, требовательный и одновременно уважает учеников и много знает. Почему так важен юмор? Думаем, что, если учитель и дети улыбаются на уроке, значит, нет напряжения, значит, дети не трясутся от страха, не боятся учителя, они (и учитель, и дети) в хорошем настроении, а в хорошем настроении всё лучше получается. Смех и улыбка создают на уроке ту необходимую доброжелательную атмосферу для установления отношений дружбы и сотрудничества между учителем и учениками. В такой атмосфере легко работается. Именно поэтому дети так ценят это качество. Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами – улыбками, одобрением. Тактика учителя должна быть не наказывающая, а поощряющая, воодушевляющая, щадящая достоинство каждого ребенка. «Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников» – говорит Ш.А.Амонашвили. Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе её мощь, он сам становится Улыбкою и распространяет вокруг себя добро и надежду. Это состояние и есть самое важное, в нем обилие даров его духа. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то, что именно сейчас ему нужно было. Дети, как и все люди, стремятся к получению положительных эмоций. Плохое настроение учителя быстро передаётся детям, угнетает их. Стремление детей к положительным эмоциям проявляется также в том, что ученики больше всего любят, когда учитель ставит хорошие оценки, улыбается, шутит.

 По мнению школьников, самые плохие качества учителя - это злость , непонимание , несправедливость, «имеет любимчиков» . С точки зрения школьников, неправильно, когда учитель «кричит, злится, ругается, ставит двойки, много задаёт, зовет директора, читает нравоучения».
Какие же факторы следует считать решающими для того, чтобы дети понимали учителя?

Прежде всего, ему необходима четкая личностная направленность – быть понятым и принятым школьниками. Учитель должен прислушиваться к мнению школьников. Учителю требуется умение произвести на детей положительное впечатление. Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Более надежно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, в выборе форм и методов работы, подведении итогов. «Педагог должен входить в класс не с готовым планом, а с готовностью его изменить . В развитии социально - персептивной культуры учащихся решающую роль играет гуманность повседневного педагогического общения, построенного на взаимопонимании. Каждый урок, каждая встреча учителя с детьми должны строиться на взаимопонимании и взаимном сотрудничестве.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Коммуникативная компетентность учителя"

Автор: Кочеткова Людмила Петровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Презентация доклада «Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiiadokladaeffiektivnosturokakakusloviiepovyshieniiakachiestvaobrazovaniiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "278021"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453030524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация доклада "Эффективность урока  как условие повышения качества  образования""
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiiadokladaeffiektivnosturokakakusloviiepovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "278025"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453030671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Доклад "Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_intieraktivnoie_obuchieniie_kak_sriedstvo_razvitiia_poznavatiel_noi_aktiv"
    ["file_id"] => string(6) "398977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489144636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства