Доклад "Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника"
Доклад "Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника"
Одной из задач учителей начальных классов является создание условий для развития творческой, познавательной и коммуникативной активности школьников через организацию совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса на основе применения интерактивных форм организации учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника"»
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Новый государственный стандарт образования требует повышения самостоятельности учащихся, степени их самоорганизованности. Современное качество образования предполагает достижение таких результатов, благодаря которым ученик может самореализоваться в новых экономических условиях и при новых социальных отношениях. Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на первые позиции проблему активизации познавательной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся.
Сегодня растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для начальной школы возникает новая центральная задача: создать условия для успешного саморазвития ученика, формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Одной из задач учителей начальных классов является создание условий для развития творческой, познавательной и коммуникативной активности школьников через организацию совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса на основе применения интерактивных форм организации учебного процесса.
Коммуникативные компетенции– это способности осуществлять результативное общение, понимать точку зрения собеседника, понятно излагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, овладение умениями общения с людьми иноязычного происхождения.
Одним из способов формирования коммуникативной компетенции является учебная деятельность. Учебная деятельность – коллективный учебный диалог на всех этапах решения учебной задачи: умение излагать свои мысли; публично представлять результаты работы; понимать позиции другого; дискутировать с участниками диалога; представлять и защищать свою точку зрения. А это все является предпосылкой для успешной коммуникации с деловыми партнерами в будущем.
Коммуникативная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Эти характеристики личности так же входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе. Поэтому еще один путь развития коммуникативной компетентности в создании особой, развивающей атмосферы.
К концу обучения в начальной школе в отношении содержательной коммуникации должны быть сформированы следующие компетенции:
• владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
• умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
• умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);
• умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;
• способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях автора, зрителя, критика);
• способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Под коммуникативными способностями понимается совокупность свойств, умений и навыков, проявляющихся в процессе общения и определяющих его успешность. А общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями, что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Исходя из этого, учителя начальных классов формируют у учащихся следующие коммуникативные умения:
слушать и слышать другого человека;
участвовать в свободной беседе
быть внимательным к самому себе и окружающим;
понимать чувства и настроение другого;
осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Для развития коммуникативной компетенции школьников на уроках необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения.
При формировании коммуникативной компетентности необходимо решить следующие познавательные задачи:
Осуществлять формирование и развитие всех видов речевой деятельности.
Научить анализировать чужую речь с учетом темы, основной мысли, типа, стиля, адресата.
Сформировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации общения
Воспитывать культуру речевого поведения.
Повышение уровня коммуникативной культуры и диалога, толерантных отношений и правовой культуры учащихся обеспечит использование диалоговых технологий обучения.
Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.
Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
• стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.
• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.
• развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
• саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса
Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:
• это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
• это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
• это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности
Внедрение интерактивного обучения в учебный процесс вызывает появление учащегося нового поколения, с новыми потребностями в образовании, формируются новые интеллектуальные умения, новая культура в получении знаний. Учителю всё больше отводится роль руководителя учебного процесса.
Работа учителя и ученика при интерактивном обучении - в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Ученику предоставлена возможность моделирования различных природных, физических процессов и явлений, изучения явления в различных ситуациях, с возможностью изменения параметров, характеризующих явление. Учебная, поисково-познавательная деятельность с интерактивными электронными источниками знаний приобретает элементы достаточно серьёзного школьного, предметного исследования.
Среди основных преимуществ использования интерактивного обучения на уроках является большая вовлечённость учащихся в процесс обучения, их улучшенная мотивация, уменьшение случаев плохого и вызывающего поведения на уроках, возможность применения разных стилей обучения, повышение эффективности работы преподавателя.
На уроках можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображением по образцу. Повышается концентрация внимания. Младшим школьникам нравится работать с интерактивным оборудованием. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью инструмента ластик сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто, увлекательно, следовательно, повышается познавательный интерес к учению в процессе урока. Таким образом, использование интерактивного обучения несомненно улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса, способствует гармоничному сочетанию собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, стимулирует познавательный интерес учащихся к предмету.
Какие же виды интерактивых образовательных ресурсов можно использовать на уроках в начальных классах: презентации для демонстрации учебного материала, тексты электронных учебников, программы тестов, электронные учебники с заданиями для самостоятельной работы, электронные энциклопедии, аудио-файлы, видео-файлы
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания.
Применение интерактивного обучения позволяет создать условия для:
• постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
• выбора различных способов деятельности для достижения результата;
•развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
• развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
• мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
• уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
· активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
· достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
· развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
· снижению дидактических затруднений у учащихся;
· повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
· приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
• развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
• решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
• развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
• обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность. Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:
• урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению;
• по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приёмы обучения;
• особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
• главная цель каждой игры - помочь понять и закрепить материал урока.
Важную роль в реализации этих задач играет грамотное включение информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в образовательный процесс.
Этапы интерактивного урока при использовании современных методов преподавания:
1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) - 5-10 мин.
2. Исследовательская работа (групповая работа) - 10-12 мин.
3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.
4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.
5. Обобщение и результат - 5 мин.
6. Оценка - 3 мин.
7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.
После проведения уроков методами, перечисленными выше, у учеников повышается способность мыслить и развиваются следующие направления:
1. От индивидуальности к общественному.
2. От зависимости к независимости.
3. К навыкам использования ИКТ.
4. От интиуции к логике.
5. От единомыслия к альтернативности.
6. К творчеству и визуальным эффектам.
7. Эволюция навыков ведения независимых исследовательских работ.
8. Повышаются способности анализировать, исследовать и обобщать.
9. Формируется способность охарактеризировать любой объект, окружающий нас.
11. Ученики знакомятся с компьютерными программами.
12. Создается способность свободно выступать перед аудиторией.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Обучение на интерактивном оборудовании в учебном процессе школы - это дальнейшее обогащение образовательной среды, предполагающее различные варианты выхода учащихся на личностно-ориентированное обучение. Учащийся приближается к самоориентации в потоке учебно-познавательной и обучающей информации и к нахождению своей образовательной траектории. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал. Следствием использования интерактивного обучения является развитие познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника.