Просмотр содержимого документа
«Диагностика коммуникативных умений на уроках иностранного языка»
Диагностика коммуникативных умений на уроках английского языка
Иностранные языки прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространство совместного бытия людей. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом развития человека. Одной из приоритетных задач современного образования становится организация работы по развитию у учащихся навыков коммуникативной компетенции.
Главная цель обучения английскому языку в современной школе – развитие и формирование личности школьника, который должен уметь использовать английский язык как средство общения, «думать» и «мыслить» на иностранном языке.
Основным принципом обучения английскому языку является принцип коммуникативности, при котором формируются компетенции (речевые умения и навыки) необходимые для общения на английском языке в рамках определенной темы.
К коммуникативной компетенции относятся развитие коммуникативных умений (умение прочитать и понять основную мысль текста, овладение диалогической и монологической речью, умение выражать свои мысли письменно) и общие учебные умения (работа с разными видами словарей, с учебником, справочником)
Диагностика коммуникативных умений позволяет не только выяснить полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, но и проконтролировать, оценить, проанализировать, определить способы достижения наилучших результатов, выявить динамику и тенденции образовательного процесса.
Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения: как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. По ФГОС диагностику следует проводить 3 раза в год (в начале, в середине и в конце года, что позволяет учителю изучить коммуникативные навыки не всего класса в целом, а каждого обучающегося индивидуально. Особенность диагностической работы состоит в том, чтобы выяснить, в чем причина невыполнения (или неполного выполнения) задания. Часто это свидетельствует о недостаточной степени сформированности самоконтроля: ученик ограничивается нахождением одного верного ответа и не проверяет возможность иных вариантов решения.
При выполнении заданий педагогической диагностики учащиеся должны научиться понимать смысл нестандартного задания, уметь самостоятельно находить новый способ действия, самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Например (Учебник Spotlight «Английский в фокусе» 5 класс стр. 77 упр. 3)
Задача данного упражнения: развитие умений прогнозирования содержания текста (ознакомительное чтение). Учитель спрашивает учащихся, кто такая Лара Крофт, о чем, по их мнению, будет текст и т. д. После однократного беглого прочтения (просмотровое, ознакомительное чтение) текста учитель организует обсуждение прогнозов.
Диагностировать коммуникативные навыки помогают такие приемы работы как проектная деятельность, ролевые игры, групповая работа.
Проектная деятельность позволяет обучающимся активизировать свои знания и применить их на практике. Темы проектов («Моя семья», «Мой день» «Моя школа») затрагивают каждого ребенка по отдельности, темы для обсуждения ему близки и понятны, поэтому навык говорения развивается более активно.
Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. В групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями для диагностики коммуникативных умений.
Педагогическую диагностику нужно проводить не только для того, чтобы выявить уровень развития коммуникативных навыков, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждой обнаруженной в ходе диагностики трудностей. Принципиальной особенностью педагогической диагностикикак универсальной формы контроля является ее двусторонний характер: возможность анализа динамики продвижения каждого ученика и соответствующая корректировка учителем своей деятельности.
Используемая литература:
Ваулина Ю. Е, Дж. Дули. Английский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 4-е изд. –М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. –164 с.: ил. – (Английский в фокусе).
Журова Л. Е. Педагогическая диагностика. (Русский язык. Математика. ФГОС) –М.: Издательский центр, 2014.
Интернет-ресурсы
1. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru
2. Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций [Электронный ресурс]: http://www.resobr.ru
3. Виртуальный педагогический клуб «Уникум». Освоение ФГОС: от теории к действиям! [Электронный ресурс]: http://www.protema.ru (дата обращения 01.02.2016)
4. Международный образовательный портал MAAM.ru. педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru