kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аудирование как вид речевой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом параграфе мы рассмотрим такие основные понятия как деятельность,речевая деятельность,аудирование.А также виды речевой деятельности и связь аудирования с другими видами речевой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аудирование как вид речевой деятельности»

Аудирование как вид речевой деятельности.

В этом параграфе мы рассмотрим такие основные понятия как деятельность,речевая деятельность ,аудирование.А также виды речевой деятельности и связь аудирования с другими видами речевой деятельности.

Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения.

Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели.

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.

К основным видам речевой деятельности относятся:

• говорение (устное выражение мысли),



• слушание (восприятие речи на слух и ее понимание)



• письмо (графическое, письменное выражение мысли) и



• чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Аудирование – естественный вид речевой деятельности, представляющий собой понимание речи на слух при однократном ее восприятии.

Аудирование (от лат. audire - слышать) - прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе).

В качестве методов обучения аудирования можно назвать прослушивание речи диктора телевидения, прослушивание радио, например, прослушивание речи оратора или прослушивание аудиокниг.

Основным средством обучения аудированию является аудиотекст. Чтобы добиться успешного овладения иностранным языком для учителя важно бесспорно владение им и технологией работы с аудиотекстом.

Смысловое восприятие речи на слух является перцеп¬тивной, мыслительно-мнемической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда слож¬ных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, кон-кретизация и др.

Термин «аудирование» означает слушание и понимание иноязыч¬ной речи. В общем плане аудирование можно определить как аналитико-синтетическнй процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации. Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образ¬цов очень сложный и пока до конца не познан. Есть предположение, что он представляет собой процесс многоступенчатого отображения речевого воздействия.

Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. И аудирование, и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные виды речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют две стороны единого явления, называемого "устной речью".

Аудирование и говорение.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка. Важная роль в центральной регуляции говорения принадлежит динамическим стереотипам, возникающим благодаря многократному слуховому восприятию. В результате этого применение средств языка осуществляется автоматизировано, без специальных произвольных усилий. Правильность говорения контролируется самим говорящим двумя путями: через слух и через ощущения собственных речедвижений. Говорение оказывается невозможным без предшествующего аудирования, ибо на выдаче может быть только то, что было получено при приёме.

Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание может служить основой для говорения, в свою очередь, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа.

Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Аудирование и чтение.

Рассмотрим связь аудирования с чтением. Чтение представляет собой двухсторонний процесс: технику чтения и понимание смысла читаемого. Аналогично тому, как слушание без понимания ещё не есть аудирование, так и при чтении зрительное восприятие букв без понимания смысла слов есть лишь только озвучивание, а не чтение в полном смысле слова.

Между аудированием и чтением есть не только сходства, но и взаимодействие. Так, владение устной речью облегчает понимание читаемого: слуховое восприятие, как правило, превосходит по продуктивности восприятие при чтении, поэтому языковой материал лучше понимается и закрепляется не при чтении, а при пользовании устной речью.

Чтение облегчает аудирование только при условии, если проговаривается про себя читаемый текст с правильным произношением и беглым темпом. Следовательно, только правильное чтение в наибольшей степени содействует аудированию.

Аудирование и письмо.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. Письмо - графический эквивалент аудирования. Письмо не является чисто моторным актом, связанный только с движением руки, оно включает в себя элементы говорения, аудирования и чтения. При письме, мысли, выражаемые во внутренней речи, под своего рода диктовку внутреннего голоса передаются графическими знаками. В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении, осуществляемом путем проговаривания записываемых слов. Письмо способствует овладению устной речью, прежде всего, поскольку оно активизирует их, помогая в этом зрительной и моторной памяти.

Наиболее простой формой обучения аудированию с помощью письма является слуховой диктант связных текстов. Диктант читается по одной фразе, повторение фраз не допускается, а если фраза слишком длинная, то повторяется только 2-я часть.

Таким образом, умение аудировать имеет большое значение, являясь не только одной из важных целей обучения иноязычной речи, но и одним из средств обучения говорению, чтению и письму на иностранном языке, причём аудирование предшествует указанным видам речевой деятельности.

При аудировании фраза как одна из единиц восприятия понимается не путем анализа и последующего синтеза сос¬тавляющих ее слов, а в результате распознавания инфор¬мативных признаков. Наиболее информативным признаком принято считать интонацию, так как она обладает «воспри¬нимаемыми качествами», благодаря которым аудитор может сегментировать речь на синтаксические блоки, понять связь частей фразы, а, следовательно, и раскрыть содержание. За интонацией закреплены такие речевые функции, как коммуникативная, синтаксиче¬ская, логическая, модальная. При восприятии речевых сообщений прежде всего распознается коммуникативный план высказывания, причем интонация является одним из основных структурных признаков, по которым различаются коммуникативные типы предложений: повествование, вопрос, восклицание, побуждение.

Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно укрепились, и их появление имеет большую вероятность. Вместе с тем происходит «торможе¬ние всплывания несущественных признаков», т. е. побоч¬ных связей, не относящихся к контексту. При восприятии речи на родном языке избирательность связей осущест¬вляется достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только актив¬ным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основ¬ном, в процессе чтения. Запечатленный в памяти зритель¬ный образ слова не всегда легко ассоциируется со слухо¬вым. Нельзя не упомянуть, кроме того, так называемый потенциальный словарь, не бывший вовсе в языковом опыте учащихся (слова иностранного происхождения, слож¬ные или производные слова, образованные из известных учащимся аффиксов).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Аудирование как вид речевой деятельности

Автор: Закревская Анна Александровна

Дата: 30.05.2023

Номер свидетельства: 632753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Научная статья "Аудирование как вид речевой деятельности и его место в учебном процессе""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_audirovanie_kak_vid_rechevoi_deiatelnosti_i_ego_mesto_v_uchebno"
    ["file_id"] => string(6) "640066"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700321420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методические рекомендации по теме "Аудирование как вид речевой деятельности в процессе общения и обучения иностранному языку" "
    ["seo_title"] => string(151) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-audirovaniie-kak-vid-riechievoi-dieiatiel-nosti-v-protsiessie-obshchieniia-i-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "231770"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442613866"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация. Чтение-как вид речевой деятельности. "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-chtieniie-kak-vid-riechievoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "128316"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415469609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Роль аудирования в развитии коммуникативной компетенции в обучении английского языка"
    ["seo_title"] => string(83) "rolaudirovaniiavrazvitiikommunikativnoikompietientsiivobuchieniianghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "278599"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453114388"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ "
    ["seo_title"] => string(68) "aktivizatsiia-vidov-riechievoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "204400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429642292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства