Английский язык как средство формирования межкультурной коммуникации школьников
Английский язык как средство формирования межкультурной коммуникации школьников
Автор: Выдрина Лидия Владимировна, учитель английского языка КГУ «Школа-Лицей»
Тема:Английский язык как средство формирования межкультурной коммуникации школьников.
Современное состояние системы казахстанского образования характеризуется позитивным своеобразным кризисом, вызванным большими переменами в жизни нашего общества и его мироощущения. В своём стремлении соответствовать всем требованиям наша система образования пытается найти и утвердить новые подходы к обучению различных дисциплин. Современное состояние общества находит своё отражение и в системе обучения иностранным языкам во всех школах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Английский язык как средство формирования межкультурной коммуникации школьников »
Автор: Выдрина Лидия Владимировна, учитель английского языка КГУ «Школа-Лицей»
Тема:Английский язык как средство формирования межкультурной коммуникации школьников.
Современное состояние системы казахстанского образования характеризуется позитивным своеобразным кризисом, вызванным большими переменами в жизни нашего общества и его мироощущения. В своём стремлении соответствовать всем требованиям наша система образования пытается найти и утвердить новые подходы к обучению различных дисциплин. Современное состояние общества находит своё отражение и в системе обучения иностранным языкам во всех школах.
Всем известно, что формирование и становление поликультурной личности начинается с семьи, постепенно углубляется и совершенствуется в школе, а также изучение иностранного языка способствует развитию личности, поэтому иностранный язык как учёбный предмет востребован школой, общественностью, временем. Он становиться действительным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это повышает статус иностранного языка как образовательного школьного предмета. Тенденции глобализации и интеграции, поэтому для формирования и полиязычной и поликультурной личности является полиязычие. Полиязычие сегодня является неотъемлемым инструментом для межкультурного диалога, приоритетом в формировании конкурентоспособного человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде. Наиболее эффективным способом организации процесса в формировании конкурентной личности, по мнению Т.В.Стуровой, является формирование межкультурной коммуникационной компетенции учащихся. Это компетенция особой природы, позволяющей её носителю участвовать в новых для них культурах, усваивать новый культурный опыт.
Развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения иностранным языкам и формирования межкультурной коммуникации учащихся можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
-формирование у учащихся уважения и интереса к культуре изучаемого языка,
-воспитание культуры общения и потребности в практическом использование языка в различных сферах деятельности,
-научить учащихся ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка, специальной литературы по интересам, музыкальной продукции.
В содержании обучения иностранного языка наблюдаются следующие тенденции:
Акцент делается на деятельностный компонент, на развитие опыта творческой деятельности, на формирование ценностных ориентаций.
При отборе иноязычного содержания обучение учитывается в большой мере интересующие школьников проблемы, интересы, прежде всего это проявляется в отборе аутентического текстового материала, выборе тем для обсуждения, видео и т.д.
Используется проблемная подача материала, упражнения на рефлексию, на развитие самооценки и самосознания.
Отбираются такие материалы, которые позволяют проявить личный опыт каждого учащегося, их чувствам, эмоциям, побуждающие к выражению их собственного мнения, а также формирование у них ценностных ориентаций.
Важным аспектом в изучении иностранного языка является различные подходы и критерии. Так, например, на базе школы №22 в городе Костанае, я рассмотрела некоторые методы и приёмы, которые используется:
ПРИЁМ «Реставрация». Использование этого приёма на уроках иностранного языка способствует развитию у учащихся навыков аудирование. Они сосредотачиваются на выслушивании команд, а затем дают ответ с помощью действия, не используя вербальные средства языка. Языковые умения, которым здесь придаётся особое внимание, это восприятие на слух поступающих команд и умение их отдавать. В обоих случаях учащиеся активизируют свой словарный запас, включающий название цветов, форм, размеров, предлоги места и многое другое. Например, учитель предлагает проводить урок таким образом. Он соотнёс цвета со звуками английских букв. И когда студенты произносят звуки, учитель показывает на цвет. В видео ролике показано как это работает.
ПРИЁМ « Опиши и изобрази». Одним из способов вовлечения учащихся в процессе общения с использованием собственного запаса на иностранном языке является просьба записать картину таким образом, чтобы партнёр смог нарисовать то, что услышал. Например, описание детьми животных.
ПРИЁМ « Живая песенка». Данный вид работы способствует формированию музыкально-эстетического представления о культуре страны изучаемого языка, расширяет словарный запас и кругозор учащихся, а так же навыки аудирования и произношения. Например, учителем проводиться урок под названием « Music in the modern world ».
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Проект применительно к уроку иностранного языка - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. В качестве примера рассмотрим проект разработанный учителем для 9 классов в средней школе. Цель проведения проекта: проверить эффективность применения проектной методики в процессе обучения иностранным языкам. При разработке проекта происходило решение ряда задач: введение и закрепление новой лексики по теме « The Greatest People in the UK »; совершенствование лексики-граматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности; дальнейшее развитие умений, анализировать свою деятельность и делать выводы по проделанной работе. Дети разделены на небольшие группы. Каждая группа выбрала определённую группу: первая, выбрала тему «британские писатели», а другая группа детей выбрала тему «Вильям Шекспир». Цель данных проектов: повышение культурного и образовательного уровня и раскрыть социокультурный потенциал личности учащихся на основе ознакомления с творчеством В.Шекспира. Работа над проектом производится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На первом этапе происходило знакомство учащихся с темой проекта, определение проблемы, изучение лексического материала с помощью текстов учебника, сбор и анализ информации. В ходе заключительного урока учащиеся повторяют изученную лексику путём ответов на вопросы. В ходе защиты результатов проектной деятельности учащиеся демонстрируют свои навыки, рассказывая какой вклад в их разработке внёс каждый член группы. В конце урока формируется вывод о всех проектах и выставляются оценки. Таким образом, работа над творческим проектом позволила ученикам включиться в учебный процесс, проявить свои способности, внести посильный вклад в работу группы, используя при этом английский язык как средство реальной коммуникации.
Во всех вышеперечисленных приёмов ученик является субъектом деятельности. Всё это способствует созданию благоприятной обучающей и воспитательной среде.
Целью моего анкетирования стало выявление мотивации к изучению иностранных языков. Из опыта своей практической работы, я выяснила, что дети(больше 90%) хотят учить языки, так они помогут им в будущем. Языки помогут стать конкурирующей личности в нашем вменяющем мире. Большая часть детей(а это 85%), отвечая на вопросы из предложенной мной анкеты, на вопрос : На уроки иностранного языка вы идете с удовольствием? ответили положительно. Так же некоторые дети(9%) хотят изучать иностранный язык, потому что они испытываете трудности при работе в интернете, а также при чтении иностранной литературы в оригинале. Поэтому я считаю, что преподавание иностранных языков в школе играет огромную роль в формировании полиязычной личности.
Создание системы полиязычного, поликультурного образования – сложное дело, требующее тщательно планирования. Поэтому обучение иностранному языку должно осуществляться на основе сравнительно-сопоставительного анализа родной и неродной культуры и чётко поставленные рамочные условия в изучении какого-либо языка. Основными положениями в разработке учебных программ и материалов по иностранному языку является Общеевропейские рамочные условия, служащие рекомендательным справочником по изучению иностранных языков во всей Европе. За основу данного документа принята всем нам известная уровневая система оценивания языковой компетентности по шкале от А1 до С2,включающей все коммуникативные навыки (чтение, письмо, слушание, говорение). Преподавателям иностранных языков следует глубже изучить вышеназванный документ, т.к. в нём содержаться всё требования, следование которым может привести к постановке и дальнейшему решению чётких задач в обучении иностранным языкам.
Суммируя вышеизложенное, мы убеждены, что многоязычная среда, совместная деятельность живущих рядом народностей и наций, применение в процессе обучения иностранным языкам современных технологий обучения создают идеальные условия для формирования естественных полилингвов, духовно богатых подготовленных к восприятию других языков и культур.
Ответ на вопрос о решение актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов заключается в том, что языки должны изучать в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.