учитель английского языка, І категория, ГУ "Карабалыкская средняя школа №3 отдела образования акимата Карабалыкского района"
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Виды
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию:
II. По форме деятельности:
III. По цели:
- Эмоциональная;
- Рефлексия деятельности;
- Рефлексия содержания материала.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список использованной литературы
1. Амандыкова Г.Н. А?ылшынтілі п?ні саба?тарында инновациялы? т?сілдерді ?олдану, Английский язык в школе, колледже и ВУЗ-е, 2.2013 г.;
2. Ахметова И.Ф., Кравченко Л.А. Раннее обучение иностранным языкам, Английский язык в школе, 2.2008 г.;
3. Bissengaliyeva A.M. Using of interactive teaching methods in the classroom of English for developing students' communicative competence, Английскийязыквшколе, колледже и ВУЗ-е, 2.2013г.;
4. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии на уроке английского языка»
ГУ «Карабалыкская средняя школа №3 отдела образования акимата Карабалыкского района»
Приемы рефлексии на уроке английского языка
учитель: Кульжабекова Айгуль Булатовна
Что такое РЕФЛЕКСИЯ? 1) Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". 2) Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна РЕФЛЕКСИЯ?- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;- какой вклад в общее дело он может внести;- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
Когда проводить РЕФЛЕКСИЮ?- на любом этапе урока,- по итогам изучения темы, раздела
Классификация РЕФЛЕКСИИ?
Содержание
Форма деятельности
Символическая
Цель
Индивидуальная
Устная
Эмоциональная
Фронтальная
Письменная
Рефлексия деятельности
Групповая
Рефлексия содержания материала
Коллективная
«Графическая»
Lesson’s objectives
+
1)
(all is clear)
-
2)
(can’t understand anything)
?
3)
(want to know more)
Цели урока учитель может составить как самостоятельно, так и совместно с учащимися
questions
GREAT
Did you like the theme of the lesson?
BAD
Did you enjoy yorselve?
BORING
Did you work hard?
SO-SO
Did you like to work in groups?
Did you get useful information?
Did you like the video?
Do you like English?
Учащиеся получают карточки и отвечают на вопросы, выбрав одну из карточек
«Акрослово» это характеристика, "зашифрованная" в буквах слова, связанных по смыслу
E- eternal
D- difficult
U- understandable
C- communicative
A- arduous
T– too expensive
I- interesting
O- open
N– nervous
T– Twain Mark
W– wrote
A– an
I– interesting
N- novel
Голос ученика
Учащиеся рисуют контур своей руки и отвечают на вопросы
“2 stars and 1 wish”
«3 победы 1 действие»
У меня получилось …
У меня получилось …
У меня получилось …
Действие, которое улучшит мою работу на следующем уроке …
«Градусник»
«Светофор»
Учитель показывает цвет, учащиеся поднимают руки
Учитель дает характеристику цвету, ученики поднимают карточку
Учитель раздает «светофоры», учащиеся закрашивают один цвет
«Светофор» на доске, учащиеся прикрепляют стикеры с именем / без имени
«Светофор» пускают по классу, учащиеся пишут имя напротив одного цвета
«Smiles / Likes»
«Дерево знаний / успеха»
«Лестница / Гора успеха»
«ПОПС формула»
П – позиция
“I consider that …”
О – объяснение (или обоснование)
“Because … ”
П – пример
“I can prove it by the example … ”
С – следствие (или суждение)
“On this basis I conclude that …”
Blob tree ИНТЕРЕСНЫЙ ТЕСТ. Где вы на этом дереве? Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.
Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград. Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям. Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей. Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил. Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения. Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми. Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир. Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии. Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису. Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому. Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.
I- interactive
N- notion
S- system
E- effective
R- reading
T- thinking
“INSERT”
«v»
You should put a tick if you knew this fact before.
«+»
«-»
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)
New information
«?»
Thought differently
(то, что вы читаете является для вас новым)
Don’t understand, have questions
(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)
(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )