Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по английскому языку, 5 класс»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент общего образования Томской области
Департамент образования администрации Города Томска
МАОУ СОШ № 30
РАССМОТРЕНО
На заседании кафедры иностранных языков
Руководитель кафедры
_________Т.В. Дементьева
Протокол № 1 от « » августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по НМР
________И.В. Коряковцева
« » 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №30 г. Томска
___________И.Г. Бедина
Приказ № от « » 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся 5 классов
г. Томск
2023-2024гг.
Наименование объединения МАОУ СОШ № 30 г. Томск
Наименование курса «Сказочное волшебство»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся _11 – 12 лет
Ф. И.О. преподавателя – Досимова Н. С.
Год разработки дополнительной образовательной программы 2023-2024 г.г.
Программа разработана на основе:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Авторской программы курса английского языка к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5 классов. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010.
Содержание
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
2.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9
5
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
10
6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 5 классе МАОУ СОШ № 30 г. Томска и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Программа разработана в соответствие со следующими федеральными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (одобрен решением от 31.05.2021 №287)
Письмо Минопросвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ 1290.03 «О направлении методических рекоммендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»)
Федеральный перечень ЭОР, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 02.08.2022 №653
Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 №/22)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28)
ООП ООО (утв. приказом от 30.08.2023 №206)
ООО ООО (утв. приказом от 30.08.2023 №206)
Данная программа предназначена для обучения школьников английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе
– примерных программ «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. (стандарты второго поколения);
– авторской программы курса английского языка к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5 класса.
- ресурсов сайта fg.resh.edu.ru
Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часов) и состоит из 1 модуля: «Народные английские сказки» (5 класс).
Цель внеурочной программы английского языка «Сказочное волшебство»
– повышение общего уровня владения английским языком, в процессе чтения на иностранном языке, приобщения к культуре и реалиям Великобритании на основе произведения «Джэк и бобовый стебель» (по мотивам английской народной сказки).
Задачипрограммы:
Образовательный аспект:
– приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
– формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
– развить способности к диалогическому и монологическому высказыванию на основе грамматики и лексики;
– выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильной интонации высказывания;
Познавательный аспект:
– способствовать формированию общеобразовательного кругозора и эрудиции учащихся, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
– способствовать развитию познавательных интересов;
– способствовать развитию интереса к иностранному языку и формированию навыков общения на иностранном языке;
Развивающий аспект:
– развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
– развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
– способствовать социализации детей путём проигрывания ролей в ситуациях;
Воспитательный аспект:
– Способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; знакомить с культурным наследием стран изучаемого языка и умение пользоваться им в жизненных ситуациях;
– способствовать воспитанию личностных качеств (коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
– прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
Коммуникативная компетенция развивается в ходе подготовки инсценирования сказок, рассказов, мини диалогов при отработке грамматических структур в соответствие с отобранным для данной ступени обучения материалом, связанным с социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной сферой общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на формирование у учащихся в 5 классе не только художественного творчества, но и всем видам речевой деятельности, что способствует развитию умений общаться ан английском языке.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Данная программа описывает следующие формы организации внеурочной деятельности - основными формами внеурочной деятельности являются индивидуальная (монологическое высказывание по теме) и групповая (беседы, дискуссии), разработка презентаций учениками по окончании внеурочного курса, работа с текстами, практические занятия.
Знакомство с английской народной сказкой «Джэк и бобовый стебель» (5ч). Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с народным творчеством англо-говорящих стран.
Знакомство с героями сказки, народных сказок и рассказов. (1ч) Презентация героев книги, рассказа. Фонетическая отработка имён собственных, речевые клише. Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь.
Путешествие в сказку.(1ч) Знакомство с особенностями перевода. Повторение грамматики, отработка новой лексики. Развитие у детей умений воспринимать английскую речь на слух.
Мой любимый герой.(1ч) Описание героев книг и сказок. Озвучивают героев сказки, используя аудиозапись. Формирование навыков монологического высказывания.
Путешествие в сказку. (1ч) Рисуют и описывают декорацию места события. Ведение словаря. Заучивания рифмованного материала.
Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи, рифмы) (1ч). Индивидуальные стихи, песни, рифмовки. Разучивают слова песни. Ведение словаря.
Учебные театральные миниатюры по сказке «Джэк и бобовый стебель» (7ч).
Разбор текста, эпизод 1-2. (1ч). Повторение грамматических структур. Аудирование текста и активизация устной речи. Формирование потенциального словаря через аудирование текста.
Разбор текста, эпизод 3-4. (1ч). Лексика по теме, повторение грамматических структур. Аудирование текста, разучивание диалога. Формирование навыков диалога.
10. Разбор текста, эпизод 5-6. (1ч). Повторение лексики по теме. Разыгрывание сцены, подготовка к презентации проекта.
11. Разбор текста, эпизод 7-8. (1ч). Лексика по теме, повторение грамматических структур. Учатся обсуждать предложенный материал. Формирование потенциального словаря через аудирование текста.
12. Разбор текста, эпизод 9-10(1ч). Презентация песни. Разучивают слова песни, обсуждают атрибуты сценки. Развитие навыков аудирования и монологического высказывания.
13. Презентация сценария театральной постановки. (1ч). Повторение грамматических структур, лексических единиц. Активизация навыков аудирования и устной речи. Развитие навыков аудирования и монологического высказывания.
14. Отработка эпизодов сценария (речевых высказываний и клише). (1ч). Отработка интонации в вопросительных и повествовательных предложениях. Учатся, играя (повторяют слова и предложения). Развитие навыков поведения в коллективе через коллективное творчество.
15. «Герои сказки на киноэкране» (3ч). Видеофильм. Мультфильм «Джэк и бобовый стебель» Просмотр мультфильма. Отвечают на вопросы учителя, повторяют имена собственные. Смотрят фильм с целью ведения беседы. Формирование потенциального словаря. Развитие умений общения. Конкурс переводчиков (дети разыгрывают диалог из фильма на английском языке по ключевым словам). Развитие интереса к изучению иностранного языка, развитие умений интерпретации.
16. Выбор и разучивание постановочного материала (5ч). «Джэк и бобовый стебель» Распределение ролей. Создание сценария, песни по сценарию. Постановка эпизода 1-2, 3-4, 5-6, 7. Отработка распределенных ролей. Репетиция сказки «Джэк и бобовый стебель».
17. Демонстрация презентации любительского спектакля Репетиция сказки «Джэк и бобовый стебель» (10ч). Собираемся в сказку. Активизация изученного материала.
18. Премьера сказки«Джэк и бобовый стебель» (2ч).
19. Проект «Презентация премьеры сказки» (2ч). Демонстрация презентации любительского спектакля.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детского литературного произведения «Джэк и бобовый стебель»;
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура и т.д.).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантное отношение к представителям других стран;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма и способы оценки достижения результатов:
Театрализованные выступления, презентации, выступление в начальной школе.
Формы организации ВУД.
Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа), художественные образовательные события.
Репетиционные занятия (от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления.
Информационное занятие предполагает беседы. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Каждое занятие – подготовка к инсценировке, предполагает повторение теоретического материала (лексики, фонетики, грамматики), а также практической части (чтение текстов сценок) состоит из двух частей – теоретической и практической. На занятии используется материал, соответствующий возрастным особенностям детей, является дополнительным материалом к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5 класса. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения. Для школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, в актовом зале.
Виды деятельности:
речевые и фонетические разминки; отработка грамматических структур;
микро ситуации и мини диалоги (инсценировка);
постановка драматических сценок, спектаклей;
просмотр видеоматериалов;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- желание и интерес ребёнка заниматься данной темой, сочетание различных видов деятельности, творческая составляющая при проведении данного кружка занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий.
Особенности реализации программы
Программа составлена на 1 год, состоит из семи разделов, представленных в таблице распределения часов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение педагогических задач.
Описание и активизация характеров доставляет творческую и эстетическую радость и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. Ребёнок приобщается к истокам мировой культуры, познаёт радость творчества.
Английский фольклор – это самобытное, вызывающее интерес проявление национального характера. Дети с удовольствием читают стихи и поют песни. Подготовка любительского театра - самый сложный и самый интересный этап в курсе обучения английскому языку. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования.
Драматизацияво внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Заключительным этапом внеурочной деятельности в 5 классе является любительская сценка, где дети будут исполнять песенки, стихи, сценки, которые они выучили в течение года.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 5 класса, способствует развитию их творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Драматизация, как никакой другой приём, делает процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.
Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Речевой материал /предметное содержание речи
Описание киногероев и героев книг, описание мест действия.
Языковой материал
Представлен в книге для чтения «Джек и бобовое зернышко» в 5 классе. – М., 2017
Ситуативная лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, far away ,from that day ,fly away ,wait a little
There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived:
Грамматический материал: Past Simple, Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, употребление артиклей с имена собственными, степени сравнения прилагательных
Презентации книг, портретов, видеороликов, фильмов и мультфильмов.
Методические рекомендации
Повторение лексического и грамматического материала, презентация изучаемого материала, составление микро ситуаций, написание сценариев, конструирование декораций, музыкальное оформление сценок и спектаклей. Каждое занятие является подготовкой к итоговому мероприятию, которое проводится на последнем занятии по теме.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Сказочное волшебство» Класс 5
Количество часов: всего 34 часа (1 час в неделю);
Планирование составлено на основе рабочей программы:
– Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся: теоретические и практические занятия чередуются.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
ЭОР
1
Знакомство с английской народной сказкой «Джэк и Бобовый стебель»
5
5
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
2
Учебные театральные миниатюры по произведению «Джэк и Бобовый стебель»
7
7
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
3
«Герои сказки на киноэкране»
Видеофильм на английском языке.
3
3
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
4
Выбор и разучивание постановочного материала
5
1
4
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
5
Репетиция сказки «Джэк и Бобовый стебель»
10
10
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
6
Премьера сказки «Джэк и Бобовое зернышко»
2
2
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
7
Проект «Премьера сказки»
2
2
resh.edu.ru
learnenglishteens.britishcouncil.org
Итого
34
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий; наглядные пособия;
3. Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для учащихся;
4.Материалы по результатам освоения программы:
творческие отчёты в виде презентаций, фотографий;
видеозаписи и аудиозаписи мероприятий/ постановок;
5. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, маски героев и пр.
сценическая ширма (сцена, актовый зал); элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран, кинопроектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предметная линия учебников «Английский в фокусе» В. Г. Апальков «Просвещение» 2012 г.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочие программы. Английский язык. Н.И. Быкова. М.Д. Поселова - Москва. Просвещение. 2011.г
Английский через сказку. К.К. Остапенко «КАРО» 2010 г.
Английский в фокусе. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА) / Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко. – М.: Просвещение, 2019. -115 с.
Книга для чтения «Джэк и бобовый стебель» к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 5) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017.(www.prosv.ru )
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(220) "СЦЕНАРИЙ занятия по английскому языку по программе внеурочной деятельности в I классе “A Letter From the Forest” «Письмо из леса»"
["seo_title"] => string(80) "stsienarii_zaniatiia_po_anghliiskomu_iazyku_po_proghrammie_vnieurochnoi_dieiatie"
["file_id"] => string(6) "368763"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1481546177"
}
}