Программа работы с одаренными детьми (английский язык)
Программа работы с одаренными детьми (английский язык)
Проблема выявления и развития умственно одаренных детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, так как она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым помогли максимально развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми (английский язык) »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ СОШ № 2 города Тулуна
Программа
«Одаренные дети»
Барсегян Евгения Петровна,
руководитель научного
общества учащихся,
МОУ СОШ № 2
города Тулуна
2009 г.
г. Тулун
Актуальность
Проблема выявления и развития умственно одаренных детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, так как она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым помогли максимально развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве. Одним из путей решения указанной проблемы явилось создание школ нового типа. Однако, создав достаточно много гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов для развития одаренных детей, образовательная система не изменила ни содержания, ни методики обучения этих детей. Мы имеем дело с расширением объемов содержания школьных учебников для опять же усредненной массы учащихся, вынужденных проходить этот материал в опять же едином темпе и по единой методике, что нельзя считать изменениями, вполне соответствующими особенностям познавательного стиля одаренного ребенка. А самое главное, наше высшее образование и сегодня не вооружает учителя нужными знаниями об одаренных детях и умениями работать с ними, диагностировать их при приеме в школы, строить индивидуальные развивающие траектории и отслеживать развитие, выявлять и грамотно устранять проблемы одаренных детей. Их способности по-прежнему оцениваются по результатам выполнения предметных проверочных работ, большинство из которых построено по принципу репродуктивного воспроизведения показанных учителем образцов и сохраненной в памяти информации. Педагог либо вынужден уделять больше внимания одаренному ребенку в ущерб основной группе учащихся (примерно равных по способностям), либо он работает с основной группой, игнорируя запросы этого ребенка. Учесть интересы всех сторон в условиях «поточного» образования не представляется возможным. В силу несогласованности государственных, городских, школьных и персональных педагогических развивающих программ, а также программ семейного воспитания, личностных программ самого ребенка, проводимая с одарёнными детьми, работа не может быть отнесена к системному образованию, ибо представляет собой чаще всего набор разовых образовательных мероприятий. Работа по диагностике учащихся возложена на немногочисленных школьных психологов. Но количество психологов на школу так невелико, что справиться с задачей выявления индивидуальных особенностей большого количества детей они просто не в состоянии. Краткосрочные курсы подготовки школьного психолога не дают ему необходимой подготовки к развивающей работе с детьми и обучающему взаимодействию с педагогами и родителями. Школе нужен не просто школьный психолог, а психолог - педагог высочайшей квалификации, владеющий навыками работы с детьми и хорошо знающий область педагогики взрослых. Такого специалиста, способного объединить в развивающем взаимодействии коллектив педагогов, родителей и самого ребенка школа не получила, поэтому основная нагрузка в оказании помощи школе в этом вопросе ложится на местные отделы образования и частично затрагивает системы повышения квалификации работников образования. Поэтому работа по изучению ребенка чаще всего ограничивается традиционной диагностикой с использованием преимущественно зарубежных методик, а деятельность педагогического коллектива идет старым испытанным путем, мало завися от результатов деятельности школьного психолога. Поэтому учитель работает с детьми успешными в учебе, что далеко не всегда обусловлено их одаренностью, а формы, используемые для работы с ними, немногочисленны, применяются эпизодически и не всегда грамотно. Например, наиболее популярной формой работы с одаренными детьми является метод проектов. Но часто, так называемая «исследовательская работа учащегося над проектом», чаще всего сводится к самостоятельной проработке указанного учителем материала и подготовке доклада на основе сделанных выписок. Работа эта весьма однообразна, трудоемка и далека от решения задачи формирования исследовательских навыков, как это заявляется в отчетах. Учитель не вооружен надежными критериями выявления одаренности, определения ее типа и предоставляемого ею потенциала. Нет и методических разработок в помощь учителю. Анализ многочисленных сборников по проблеме, где делались попытки осветить работу школ в этом направлении, показал, что это больше отчетные доклады, а не методические рекомендации. И даже там, где школа имеет неплохие результаты, переместить ее опыт на другую базу не представляется возможным, поскольку упоминание и перечисление проведенных мероприятий дают слабое представление о способах получения этого результата. В итоге работа сводится к постановке детям трудоемких и часто малополезных для раскрытия их потенциала заданий и тренировкам перед очередной олимпиадой. На уроке эти дети иногда получают несколько дополнительных усложненных предметных задач и заданий без учета его индивидуальных особенностей, поэтому развивают ли они способности ученика или просто занимают его время определить трудно. Вместо выявления сильных и слабых сторон в умственной деятельности одаренного ребенка и целенаправленном развитии тех составляющих, отсутствие которых мешает ему подниматься к более высоким достижениям, идет работа вслепую с применением случайного набора заданий. Их выбор определяется не особенностями ребенка, а тем, насколько они понравились учителю и показались ему полезными и интересными. Главного для развития такого ребенка - свободы выбора вида и содержания деятельности хотя бы там, где с запланированной учителем нагрузкой он справился, такой ребенок по-прежнему не имеет. Вследствие этого развивающая деятельность нерациональна и большого развивающего или корректирующего значения не имеет. Проблемы данного ребенка остаются не выявленными учителем, а причины, мешающие ему проявиться, не устраняются. В исследовании проблемы одаренности можно выделить 3 основные плоскости ее исследования: - разработка объективных способов и методик выявления и типизации одаренных детей; - разработка и экспериментальная апробация условий и способов работы с одаренными детьми; - отбор и подготовка учителя к работе с умственно одаренными. Эти вопросы должны решаться на стыке дидактики и методики в тесном содружестве теоретиков и практиков, на основе целенаправленного взаимодействия работающих в этой области ученых со школами и отделами образования города. Только такой подход позволит найти оптимальные сочетания традиционно применяемых в работе с учителями и детьми форм обучения с новыми формами работы, учитывающими специфику одаренного ребенка и способствующие раскрытию его природного потенциала. Проблеме одарённости посвящено много зарубежных работ, в последнее время к ее решению обратились и отечественные исследователи, во всяком случае, наблюдается активизация работ в этой области. Однако теоретические работы пока не преобразованы в конкретные методики работы с учителем и одаренными детьми, описание приемов и способов работы с ними, которые можно было предложить учителю как инструментарий его деятельности. Создание программы «одаренные дети» в школе № 2 города Тулуна , исходит из требований, которые предъявляются к ним сегодня. Эти требования мы сформулируем для себя как социальный заказ. Главным заказчиком здесь выступают родители. Они заинтересованы во всестороннем развитии детей.
Школа № 2 на сегодняшний день является учебным учреждением, предоставляющим широкий спектр образовательных услуг, направленных на развитие различных видов одаренности:
- предпрофильное обучение;
- разнообразные элективные курсы;
- музыкальная школа;
- художественная школа;
- танцевальный кружок.
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Определить специфику контингента, то есть те индивидуально- психологические и возрастные особенности одаренных детей, на которые сориентированы цели, содержание и методы обучения и развития в рамках данной образовательной технологии.
Разработать систему психолого- педагогической диагностики для выявления детей с признаками одаренности.
Определить приоритетные цели и задачи работы с одаренными детьми: развитие как уже явно выраженных, так и недостаточно выраженных способностей;
Помощь и психолого- педагогическая поддержка одаренных детей.
Цель программы: создание психолого- педагогических условий, максимально содействующих выявлению и развитию одаренности детей с учетом их природных способностей и образовательных потребностей.
Задачи:
Разработать систему психолого- педагогической диагностики для выявления детей с признаками одаренности. Создать информационный банк данных об одаренных детях школы.
Создать условия для разработки и внедрения образовательных программ развития творческих способностей, познавательных потребностей, одаренности учащихся.
Внедрить в учебный процесс образовательные технологии работы с одаренными учащимися.
Осуществлять систематическое повышение квалификации педагогов по актуальным проблемам работы с одаренными детьми.
Организовать психологическую поддержку образовательного процесса одаренных детей.
Объект исследования: учебно- воспитательный процесс школы № 2 города Тулуна.
Предмет исследования: влияние организационно - психолого-педагогических условий на успешность и эффективность развития одаренности, способностей, талантов учащихся.
Гипотеза : если образовательный процесс построить с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся, постоянно осуществляется психолого- педагогический мониторинг развития личности ребенка, внедрять новые программы и технологии, то можно создать условия каждому ребенку для реализации своего дарования.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы по проблеме «Одаренные дети» (литература, где рассмотрены общетеоретические вопросы: «Основные направления разработки и развития «Рабочей концепuии одаренности»»; 1998 год)
исторический экскурс в проблему;
знакомство с региональными и федеральными программами «Одаренные дети»;
психолого-педагогический эксперимент (определение исходных данных для
дальнейшего исследования);
- формирующий эксперимент (внедрение образовательных технологий и проведение мониторинга развития одаренных детей.
Критерии оценки эффективности программы :
-уровень развития психических познавательных процессов;
-уровень обученности, интеллект учащихся;
-мотивация к учению;
-уровень тревожносхи;
-результаты интеллектуальных конкурсов и соревнований (олимпиады, марафо-
ны, конференции и т.д.);
-уровень готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Основные принципы работы c одаренными детьми.
1. Пpuнцuп развивающего и воспитывающего обучения заключается в следующем: цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Для всех детей главнейшей· целью обучения· и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
В качестве основных управленческих стратегий, обеспечивающих организацию эффективной работы с одаренными детьми, в гимназии выбраны следующие направления:
Разработка организации единого образовательного пространства по работе с интеллектуально одаренными детьми начинаются с информационноаналитического направления.