Нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка.
Нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка.
В настоящее время общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому должен способствовать каждый учебный предмет, в том числе и английский язык.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка.»
Выступление на педагогическом совете от 25.03.11
учителя иностранного (английского) языка
Катыровой Ю.А.
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
Эйнштейн Альберт
Нравственное воспитание учащихся
на уроках английского языка.
В настоящее время общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому должен способствовать каждый учебный предмет, в том числе и английский язык.
Основной функцией английского языка как учебной дисциплины является развивающая функция, но не следует пренебрегать и воспитательной. Более того, воспитательный компонент в обучении иностранным языкам может быть ведущим.
Становится, очевидно, что нравственное воспитание учащихся должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Место воспитательного компонента в обучении иностранным языкам можно определить из содержания, целей и задач обучения.
Основным содержанием обучения иностранным языкам являются следующие положения:
I.Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность учащегося, формирует у обучаемого широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.
II. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся.
III. Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка активизирует работу памяти, мышления и других высших психических функций и тем самым способствует умственному развитию учащихся.
IV.Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учащихся.
V.Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.
Мы рассматриваем более подробно лишь первый компонент, а именно: воспитательный, цели которого заключаются в следующем:
-в формировании у учащихся уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
-в воспитании культуры общения;
-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.
Воспитание личности предполагает:
-развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;
-формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;
-формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
-развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
-развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык». Правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности.
Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения.
Воспитательные возможности нашего урока заключены в трёх сторонах урока. Во-первых, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности преподавателя и его поведении. Если вспомнить в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. д.) включены в учебник и используется на уроках, то получится, что это рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, музыке, экологии. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Учащийся не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно это и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие.
Но, к сожалению, этот канал используется ещё сравнительно мало. Дело в том, что простое включение в учебник и прочтение текста ещё не даст должного эффекта; нужна ещё и соответствующая интерпретация и соответствующее отношение к нему у преподавателя. Педагог- главный образец для учащихся. Очень важно, чтобы учащийся на каждом шагу видел и чувствовал влюбленность самого преподавателя в язык, ощущал уважение преподавателя к народу - носителю этого языка. И очень важно здесь, не только то, что говорится, но и то, как это делается.
Овладевая иностранным языком, учащиеся лучше понимают свой родной язык. Именно занятия языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Всё это, несомненно, носит воспитательный и развивающий характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует ученика как здоровую нравственную личность. Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности. Изучение иностранных языков способствует формированию взглядов на мир учащегося, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируется навыки интеллектуального труда.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания является чтение текстов различной тематики и их отработку в различных упражнениях (преимущественно речевых).
Материал должен быть интересным по содержанию и при этом иметь воспитательное значение ( стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся). Необходимо так же тщательно продумывать, какие формы и приёмы работы следует использовать при организации чтения, чтобы привлечь учащихся к активному обсуждению прочитанного, к высказыванию своего мнения по затронутому в тексте вопросу. Прежде чем приступить к чтению, я задаю учащимся ряд вопросов, на которые они должны ответить, прочитав отрывок; или предлагаю, например, рассказать о том, почему им понравился герой, хотели бы они ему подражать и т.д. При этом формируются навыки чтения, умение ориентироваться в тексте. Вместе с тем такое задание имеет воспитательное значение, ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою.
Прекрасным помощником в реализации нравственного воспитания может служить поэзия страны изучаемого языка. Специфика поэзии помогает овладеть эмоционально-ценностным опытом общения и воспитывает учащегося в нравственном смысле, параллельно расширяя его кругозор.
Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от продуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, я предлагаю написание докладов и сочинений, представление проектов.
Также очень важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают
помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма
АНАЛИЗ УМК В.П.КУЗОВЛЕВА « ENGLISH» 5-11 классы
На предмет реализации нравственного воспитания мною были проанализированы учебно-методические комплекты В.П.Кузовлева с 5 по 11 класс. Приемы и способы воплощения нравственного воспитания в них во многом похожи.УМК разделены на юниты, названия которых сами по себе уже являются темами для обсуждения. Юниты условно разделены на уроки. Материал Учебника ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей. В каждом УМК использованы основные способы реализации нравственного воспитания: чтение «проблемных» текстов и поэзии страны изучаемого языка, работа в парах и проектная работа,обсуждения и сочинения.
Возьмем к примеру,УМК для 7 класса. Одной из главных задач УМК—7 является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
УМК предоставляет достаточно возможностей, чтобы на каждом уроке планировалась конкретная воспитательная цель. О воспитательных возможностях материала можно судить по названиям уроков: Are you glad to be back to school? I love school. Do you? (уроки 3—4, цикл 1); Who is on your board of fame? (урок 7, цикл 2); Do you do any voluntary work? What makes you help other people? (уроки 1, 4, цикл 3); Are you in charge of the planet? (урок 4, цикл 4); What is a friend like? What is friendship? What is an ideal friend like? (уроки 2, 7, цикл 5); What is best in your country? Are you happy to live in Russia? (уроки 1, 7, цикл 6); Who is the pride of your country? Who can you call a hero? (уроки 1, 4, цикл 7) и др.
Не только отдельный урок, но и весь цикл имеет свой воспитательный вектор: воспитание положительного отношения к школе, приобретению знаний (цикл 1 “Are you happy at school?”), воспитание потребности в труде (интеллектуальном и физическом), привитие интереса к труду (цикл 2 “What are you good at?”), воспитание уважительного отношения к людям (цикл 3 “Can people do without you?”), воспитание бережного отношения к природе (цикл 4 “How do you treat the Earth?”), воспитание правильного отношения к ценностям, истинным и мнимым (цикл 7 “Do you have an example to follow?”), воспитание товарищества, гуманизма, чувства дружбы (цикл 5 “Do you have any problems with your friends?”), воспитание правильного отношения к свободному времени (цикл 8 “How do you spend your free time?”), воспитание чувства патриотизма, желания достойно представить свою страну (цикл 9 “What is special about your country?”).
Названия циклов и уроков сформулированы на основе вопросов, которые хотели бы задать друг другу российские и британские школьники. Отвечая на них, школьники как бы ведут диалог культур. Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним британских сверстников, дети учатся лучше понимать друг друга. Они должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой. Каждый урок цикла воспитывает уважение, понимание и толерантность к другой культуре.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешному формированию личности на уроках иностранного языка будут способствовать: использование материала, имеющего нравственную направленность, основных и вспомогательных видов реализации нравственного воспитания( чтение текстов и речевые упражнения на их отработку, чтение и обсуждение аутентичной поэзии, проектная работа, работа в парах, проведение конференций, представление докладов, написание сочинений) и личность самого преподавателя.
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,