Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в сфере дошкольного образования»
«Метод проектов в сфере дошкольного образования»
Согласно п.4 статьи 10 «Структура системы образования» Закона «Об образовании», дошкольное образование в Российской Федерации является первой ступенью системы образования.
Разработка методов, отвечающих современным требованиям системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, инициирует постоянно повышающиеся запросы к воспитательно-образовательному процессу.
Вследствие чего пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства.
Задачами педагогической деятельности сегодня становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум и позитивно проявлять себя в нём; самостоятельно мыслить; добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их); тщательно обдумывать принимаемые решения; чётко планировать свои действия.
Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения с ориентацией на инновационный режим метода проектов, являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный нац. проект «Образование»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011‑2015 годы; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Локальные акты дошкольного учреждения.
Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся дошкольного ОУ приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Метод проектов» можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ, при котором родители могут обнаружить себя не только источниками информации при реальной помощи и поддержке ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой интеллектуальный и жизненный опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Данная технология ожидает от педагога определённых навыков широкого спектра, требуя, помимо специального обучения, ещё и постоянного подтверждения педагогического профессионализма.
Этапы работы с педколлективом по разработке и внедрению в образовательный процесс ДОУ инновационной технологии – «метод проектов»: Организовать консультации и тренинги по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании. Провести просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках заявленного метода. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
Этапы апробации проекта и ожидаемые результаты: Организационно-подготовительный этап. Цель : формирование команды проекта:
Основной этап . Цель : поэтапное решение проблем организации по внедрению «метода проектов» в образовательный процесс ДОУ:
Заключительный этап. Цель : определение эффективности проведенной работы.
Ресурсное обеспечение:
Ожидаемые результаты при условии успешной реализации данного инновационного проекта: Проектная деятельность качественно повлияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ; реализации индивидуальных возможностей и творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Повысится уровень активности детей, возрастёт уровень самостоятельности в решении поставленных задач. Изменится линия поведения в общении взрослого и ребёнком. Родители предстанут в качестве активных участников образовательного процесса. Сблизятся позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Произойдёт активное развитие, взаимообогащение и совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Прогноз ы на дальнейшее развитие проекта: в результате данного внедрения данного инновационного продукта будет создана система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. По итогам реализации данного проекта планируется разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности в системе ДОУ на долгосрочный период.