Элективный курс "Английский язык: практика письменной речи"
Элективный курс "Английский язык: практика письменной речи"
Предлагаемый элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» разработан для учащихся 10-11 классов с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации, а также для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку. Курс позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами продуктивного письма.
Актуальность создания данного курса обусловлена противоречиями между потребностями учащихся в развитии умений письменной речи, длительностью процесса овладения письменной формой речи и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для целенаправленного и полноценного обучения письменному общению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Английский язык: практика письменной речи"»
Элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» для 10-11классов
Разработала: учитель английского языка Бабкина Н.П
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» разработан для учащихся 10-11 классов с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации, а также для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку. Курс позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами продуктивного письма.
Актуальность создания данного курса обусловлена противоречиями между потребностями учащихся в развитии умений письменной речи, длительностью процесса овладения письменной формой речи и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для целенаправленного и полноценного обучения письменному общению.
Данный элективный курс
-сопровождает базовый и направлен на расширение знаний, умений, которые приобретаются на уроках английского языка при обучении письменной речи;
-построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, информационные технологии;
-ориентирован на учащихся, связывающих своё профессиональное будущее с дальнейшим изучение английского языка.
Основной целью данного элективного курса является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в области письменной речи.
Данный курс имеет следующие развивающие, воспитательные и общеобразовательные цели:
-развитие социокультурной компетенции, а именно: умение участвовать в письменной коммуникации в соответствие с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;
-развитие способности и готовности к самостоятельному изучению языка, построение учащимися личного профессионального алана,
-совершенствование речевой культуры учащихся.
Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:
-развить практические умения для употребления английского языка в профессиональных целях (создание некоторых видов письменных текстов: деловое письмо, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);
-расширить ( в сравнении с базисным курсом) число видов и типов текстов, уделить особое внимание жанровому разнообразию текстов, их структурным и стилистическим особенностям;
-развить у учащихся умение самостоятельной работы;
- углубить профессиональный интерес, помочь решить задачу профессионального самоопределения учащегося.
Требования к уровню освоения курса
По окончании курса учащиеся должны:
-уметь различать и создавать различные типы текстов (деловое письмо, письмо личного характера, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);
-уметь использовать соответствующий стиль речи и соблюдать формат письма;
-уметь правильно использовать пунктуационные знаки и внешнее оформление письменных текстов изученных жанров.
В сфере социокультурной учащиеся:
-расширят объём знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка;
-узнают азы профессиональной этики в области письменного делового общения.
В сфере учебно-познавательной данный курс способствует:
-углублению учебных знаний, умений и навыков;
-обогащению словарного запаса, развитию стилистического чутья;
-умению работать с основными типами справочной литературы ( словари, справочники, сайты Интернета);
-в целом развивает умение использовать английский язык для продолжения образования и самообразования в рамках выбранного профиля.
Структура курса и организация обучения
Программа курса рассчитана на 60 учебных часов и состоит из 7 тематических разделов. Выделяется 4 часа на лекции и 56 часов на практические занятия (написание, анализ, редактирование текстов и т.д.). При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 34 часа в 10 классе и 26 часов – в 11-ом классе. При двух часах занятий неделю курс может быть пройдет за один учебный год в 10-м или 11-м классе.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
-коммуникативная направленность;
-социокультурная направленность;
- практическая направленность;
-сотрудничество
Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов организации речевой деятельности учащихся:
-комментирование понятий;
-анализ организации, содержания, стиля письменных текстов;
-редактирование письменных работ;
-создание собственных письменных продуктов, их презентация и обсуждение;
-работа с электронной почтой.
Курс способствует развитию таких личностных качеств, как умение работать в сотрудничестве: работа в парах и группах, даст учащимся возможность поиска оптимального решения коммуникативных задач.
Контроль уровня обученности
Методы проверки достижения результатов: анкетирование, наблюдение, беседа, презентация письменных продуктов, тесты, метод взаимо- и самооценки. Основная форма контроля –портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов, профессиональных продуктов, текстов рефлексивного плана о динамике качества обучения и учебных достижений. В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам портфолио выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся. Старшеклассники осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель. Более того, его ключевыми элементами является рефлексия изучающего языка и самомониторинг. В языковом порфолио посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты процесса изучения иностранного языка, что способствует созданию условий для развития их учебной компетенции и автономии.
Методический аппарат программы
Методические инструкции сопровождают каждый тематический раздел курса и учитывают подготовку, проведение занятий и подведение итогов.
Предусмотрены варианты заданий в зависимости от наполняемости группы, интересов учащихся. Даны также рекомендации по алгоритмизации рассмотрения заданий и продуцирования письменных текстов.
Содержание курса
Тема 1.Особенности письменного текста и его отличия от устного.
Основы целостного подхода к тексту. Основные сведения о структуре и функционировании письменного текста.
Тема 2. Личная переписка.
1. Письмо личного характера.
Содержание и организация текста письма личного характера. Использование различных стилей: формального, неформального, дружеского. Критерии оценивания письма личного характера.
Логическая и культурно-традиционная структура текстов. Стандартные речевые формулы.
Тема 3. Деловая переписка.
1. Структура и особенности оформления деловых писем. Форматы деловых писем.
Разделы делового письма: адрес отправителя, ссылка, дата, адрес получателя, обращение, тема письма, подписной блок. Особенности написания адресов в США, Великобритании и России. Оформление конверта.
2. Стиль и содержание деловых писем.
Формальные и неформальные стили. Текст письма как основной информационный компонент: письмо-предложение, письмо-запрос информации, письмо-заказ, письмо-жалоба и ответы на них. Сочетания, штампы для написания деловых писем. Виды сокращения, используемые при оформлении деловой корреспонденцию. Американский и британский варианты английского языка при написании деловых писем.
3. Переписка при устройстве на работу/учёбу.
Правила составления письма-заявления, резюме, CV, заполнение анкеты.
Тема 4. Электронное письмо.
Языковые и культурные особенности электронной коммуникации по сравнению с личным и деловым письмом, этикет и правила поведения в Интернете.
Тема 5. Сочинение с элементами рассуждения.
1. Алгоритм создания и структура сочинения с элементами рассуждения.
Композиция сочинения. Деление текста на абзацы. Связность, логичность построения текста, адекватное применение логических средств связи в тексте.
2. Содержание с элементами рассуждения.
Постановка проблемы. Выражение собственного суждения с аргументацией. Формулировка противоположных мнений и аргументов против них. Вывод и заключение. Соответствие объёма высказывания поставленной задаче. Адекватное использование различных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. Некоторые стилистические приёмы: синонимы, сравнение, контраст, родственные слова, параллельные конструкции, лексический повтор. Использование пунктуационных знаков.
Тема 6. Обобщающий урок.
Презентация портфолио «Мои творческие работы на английском языке».
УЧЕБНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема, подтема
Кол-во уроков
Формы работы
Формы контроля
Лек-ции
Семи-нары
Все-го
1.
Особенности письменного текста и его отличия от устного.
1
1
Лекция с элементами беседы.
Конспект лекции. Беседа. Анкетирование.
2.
Личная переписка.
1
1
1.
Письмо личного характера.
10
10
Анализ образцов писем: содержание и организация текста, использование различных стилей ( формального, неформального, дружеского).
Написание писем личного характера. Само- и взаимопроверка писем по критериям.
Тест на знание особенностей написания e-mail. Оформление электронного письма.
5.
Сочинение с элементами рассуждения.
1
1
1.
Алгоритм и структура сочинения с элементами рассуждения.
6
6
Ознакомление с алгоритмом наполнения и структурой сочинений. Анализ образцов сочинений.
Написание черновых вариантов сочинений.
2.
Содержание сочинения с элементами рассуждения
11
11
Анализ образцов сочинений по критерию «Содержание».
Написание конечного варианта сочинений. Само- и взаимопроверка сочинений по критериям.
6.
Обобщающий урок.
1
1
Презентация порфолио «Мои творческие работы на английском языке».
Оценка портфолио.
Итого:
4
56
60
Литература
Для учителя:
Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе ( ИЯШ). 2004. №4.
Бим И. Л., Вайсбурд М.Л., Грачева Н.П. и др. Рекомендации по организации препрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Английский язык в школе (АЯШ). 2003. №3.
Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку –принципы и практика // АЯШ. 2006.№3.
Мазунова Л.К. Письмо как методическая категория // ИЯШ. 2004. №6.
Орехова И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам //ИЯШ. 2004. №5.
Тарнаева Л. П. Культура и общение: Пишем по-английски.-СПб.: Союз, 2001.
Для учащихся:
Болтнева О. Ю. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи. –М.: Дрофа, 2004.
Гроза О. Л., Деревянко Н. Н. и др. New Millennium English.-Обнинск: Титул, 2006.
Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю.,Новикова Н. В. Деловой английский для школы.- Обнинск: Титул, 2006.
Музланова Е. С. Английский язык. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ: Письмо. – М.: АСТ, 2009.
Стрельникова О. Writing an Essay // Английский язык. 2009.№5.
Шмакова О. В., Тарабунова Н. В. Учимся писать по-английски. – М: АСТ, 2005.
Приложение
Оценочный лист из раздела портфолио «Рефлексия»
Now I Can!
Have you ever thought skills you be successful in writing? To indentify your writing skills more accurately make use of this Student`s Evaluation Card.
Choose the colour which correspondents to your level:
GREEN I can it very well!
YELLOW I can do it but I have some difficulties!
RED I can not do it without support or I make a lot of mistakes!