средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО
Протокол № _______
«_____»____________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
ГБОУ СОШ № 6
______________________
«___»____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 6
_______________/Н.И.Соловьева/
«________»_____________2015 г.
Приказ № ___ «___» _____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«АНГЛИЙСКИЙ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Класс 5
Год составления программы 2015
Количество часов за год 34
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» составлена на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)
Программу разработала
учитель английского языка:
Сасина Маргарита Николаевна
Сызрань, 2015 год
Пояснительная записка
Программа “Английский с увлечением” представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-ых классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной компетенции, а также личностных качеств учащихся. Она обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, проявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований “Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения” и “Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык. 5 - 9 классы” с учетом интересов обучающихся и соответствует их возрастным особенностям.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она позволяет безболезненно перейти от УМК начальной школы удовлетворяет познавательные интересы ребенка, устраняет противоречия между условиями работы в классно-урочной системе и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал
Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со специальными предметными действиями, является развитие способностей ребенка, качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как: умение сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.
Для составления программы курса были использованы материалы различных пособий, предназначенных для внеклассной и внеурочной работы со школьниками 5 классов, интернет ресурсы.
Учитывая тот факт, что внеурочная деятельность проводится во второй половине дня, и то, что учащиеся данной возрастной группы отличаются подвижностью, желанием увидеть результат своей работы немедленно, работа над языковым материалом проводится в занимательной для них форме, практически, в игре, соревновании.
Работа c лексико-грамматическими заданиями способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию креативности, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражению.
Языковой и грамматический материал занятий в основном, совпадает с материалом УМК, однако встречаются и новые лексические единицы, что требует работы с двуязычным словарем, словарем синонимов. Встречаются в заданиях пословицы и поговорки, что требует обращения к фразеологическим словарям или специальным сборникам. Для некоторых заданий требуются навыки перевода с русского языка на английский, поэтому для успешного проведения занятий требуются все приведенные выше издания.
Для формирования навыков аудирования будут использоваться фрагменты мульфильмов на англ.языке, а также песни и рифмовки.
С целью повышения эффективности занятий желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами. С помощью мультимедийых средств занятия визуализируются, вызывая положительные эмоции учащихся.
Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 40 минут).
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Главной целью данного курса является
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Планируемые результаты.
Федеральные государственные образовательные стандарты значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Направлениявнеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение и содействующих социализации.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по общеинтеллектульному направлению предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника;
Регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии
( в соотношении 50% на 50%).
№
Название раздела
Общее количество часов
1.
«Мир игр, песен, рифмовок и стихов»
5 часов
2.
«Бытовой английский»
7 часов
3.
«Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России»
4 часа
4.
«Наша первая сказка»
1 часть «Золушка»
4 часа
5.
«Приятного аппетита!»
4 часа
6.
«Моё первое знакомство с Англией»
8 часов
7.
Подведение итогов.
2 часа
Тематическое планирование внеклассного занятия в 5 классе « Занимательный английский» с определением основных видов деятельности обучающихся.
№
Тема
Кол-во часов
Деятельность учителя
(осуществляемые действия)
Деятельность учащихся (осуществляемые действия)
Формируемые умения
Мир игр, песен, рифмовок и стихов
(5 часов)
1
Фразы и жесты приветствия и прощания.
В мире вежливости.
1ч.
1. приветствует класс (стих)
2.индивид.приветствие (игра с мячом)
3.диалог приветствия
4. прощание стих (стих)
Диалог «В аэропорту»
1.дети учатся отвечать на приветствие хором и индивидуально
2. диалог приветствия
3. прощаются (стих)
Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь.
2
Песенный английский
1ч.
даёт слова песен и их значения
пение Песни «Ленивая Мери», «Ранним утром…»
разучивают слова песен
поют вместе с учителем
Развитие у детей умений слушать музыку и понимать слова песен, применять их в речи
3
В мире песен.
1
Разучивание слов песни «Солнечный круг»
1.разучивают слова песен
2.поют вместе с учителем
4
В мире прекрасного.
1
1.повторение пройденных ЛЕ 2. Представление раскраски по теме «Моя семья»
1. рассказывают стихи, поют песни
2. Выходят к доске с готовой раскраской и называют членов семьи.
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
5
Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи, рифмы)
1
Индивидуальные стихи, песни, рифмовки
разучивают слова
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
«Бытовой английский»
(7 часов)
6
Краткая информация о себе
1
1.повторение лексики по теме «Моя семья»
2. составление рассказа
3. раскраска по теме
1.разучивают стих 2. Рассказывают о семье по-русски, повторяют по-английски 3.раскраска по теме
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала, монолога
7
Проект по теме «Моя семья»
1
Обучение составления проекта.
1.представить и защитить проект
Представление членов семьи.
Понимание семейных ценностей.
8
Диалог «В библиотеке»
1
Повторение лексики по теме
1. учатся, играя
Развитие умения понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них
9
Диалог «На улице»
1
Лексика по теме
Учатся отвечать на вопрос «Как добраться до определённого места в городе»
Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
10
Диалог «В магазине»
1
Лексика по теме
Игра «Давай пойдём в магазин»
Заучивание и разигрование диалога
Развитие диалогической речи
11
Диалог «Чем заняться в выходные дни?»
1
Лексика по теме
Диалог-расспрос
Учатся задавать вопросы и давать ответы на них
Развитие устной диалогической речи детей в ситуациях
12
Диалог по теме: «Природа и её влияние на людей» (выбор одежды)
1
1. лексика по теме «Одежда»
2. активизация пройденной лексики через игру
1. учатся, играя (повторяют слова, учатся правилам сотрудничества в коллективе)
Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
«Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России»
(4 часа)
13
Национальные традиции празднова-ния Рождества, Нового года в англо-язычных странах.
1
1.знакомство с новой лексикой
1.знакомство с новой лексикой
Формирование потенциального словаря по теме
14
Подготовка к праздникам.
1
1.изготовление игрушек, гирлянд, рисунков к Новому Году
2. стихи о Новом годе
1.изготовление новогодней игрушки
2.уметь назвать игрушку её размер и цвет
3. разучивание стихов
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения праздников
15
Оформление поздравительных открыток к Новому году.
Развитие интереса к изучению иностранного языка через проведение праздничных мероприятий.
16
Подведение итогов.
Зачёт по пройденному материалу в игровой форме.
1
1.создание выставки детских работ
2. игры по теме
1.помогают создать выставку рисунков
Развитие интереса к изучению англ.яз. через проведение досуговых мероприятий
«Наша первая сказка»
(4 часа)
1 часть «Золушка»
17
Чтение сказки, работа с лексикой
1
Работа с текстом и новой лексикой
Читают по ролям, переводят текст
Сравнение английского варианта сказки с русским.
Формирование потенциального словаря
18
Знакомство со сценарием и распределение ролей
1
Работа в группах
Распределяют роли, читают сказку по ролям
Развитие интереса к изучению англ.яз. через драматизацию сказок.
19
Репетиции, оформление спектакля
1
Контролирует действия детей
Разыгрывают сказку
Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их со сказками
20
Презентация спектакля
1
Показательное выступление
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения спектакля
«Приятного аппетита!»
(4часа)
21
Что мы любим. Продукты и блюда английской кухни.
1
1.новая лексика
2.работа с альбомами
1.знакомство с новыми словами 2.рисование, раскрашивание фруктов, овощей
Формирование потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
22
Что мы едим. Время приёма пищи.
Игра «Английский завтрак» (продукты)
1
1.развитие навыков диалогической речи 2.закрепление слов
1.назвать по-англ. столовые приборы и названия продуктов
2.диалогическая речь
Познакомить детей с сервировкой стола в России и Англии
23
Что мы пьём. Поведение и общение за столом.
1
1.развитие навыков диалогической речи 2.закрепление слов
1.учимся предлагать и благодарить 2.диалогическая речь по теме занятия
Развитие у детей навыков поведения и общения за столом на англ. и рус. языках
24
Ознакомление с особенностями питания в англо-язычных странах в разное время суток
1
1.повторение 2.презентация по теме
1.повторяем пройденное 2.презентация по теме 3.обсуждение
Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России.
«Моё первое знакомство с Англией»
(8 часов)
25
Названия стран и их столиц.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Краткая характеристика.
1
1.работа с картами и флагами 2.обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
1.описание флагов России, Англии, Америки на рус. яз., объяснение символики, называние цветов.
Развитие умения сообщать на английском языке элементарные сведения об англоязычных странах
26
Что мы знаем об Англии?
1
1.расположение на карте
2.особенности быта и жизни детей в Англии
1.рисуем открытки английским детям
Развитие у детей интереса к изучению англ.языка через ознакомление их с особенностями жизни их сверстников в Англии и Америке
27
Достопримечательности Лондона
1
1.презентация по теме
1.Беседа об увиденном.
Знакомство с историей страны изучаемого языка. Современная Великобритания.
28
Королевский Лондон
1
Презентация по теме
Беседа о королеве Великобритании
Знакомство с историей страны изучаемого языка.
29
Традиции и обычаи страны изучаемого языка
1
Презентация по теме
Беседа об увиденном
Знакомство с традициями и обычаями страны изучаемого языка. Традиции нашей страны.
30
Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией
1
Проектная деятельность
Проекты учащихся по выбранной теме
Обобщение по теме «Моё первое знакомство с Англией»
31
Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией»
1
Проектная деятельность
Проекты учащихся по выбранной теме
Обобщение по теме «Моё первое знакомство с Англией»
32
Песни, стихи и рифмовки по теме: «Лондон»
1
Слова по теме в стихах, рифмовках и песнях
разучивают слова
Формирование потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
33
Подведение итогов (2 час)
Игровой урок. Постановка сказки «Золушка»
2
Использовать лексический материал, игровой
Повторение пройденного в играх, песнях, стихах
Развитие умения работать в группе
Итого: 34 часа
Особенности реализации программы
Структура курса
Программа состоит из шести разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
I. «Мир игр, песен, рифмовок и стихов» (5 часов) - На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
II «Бытовой английский» (7 часов)
III. Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России» (4 часа)
IV. «Наша первая сказка» (4 часа)- Этот этап обучения английскому языку в урочной деятельности - очень ответственный и, с нашей точки зрения, самый сложный в курсе обучения английскому языку. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на уроке все больше приходит учебная.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 5 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.
Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы. При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Речевой материал
/предметное содержание речи
Сказка «Cinderella» / «Золушка»
Текст сказки, пьеса – 1 часть
Языковой материал
Cinderella, step-mother, step-sister, have to, dress, shoes, ball, prince, palace, to be allowed to, tonight, fairy, godmother, suddenly, don’t worry, coach, must, midnight, lady, nice-looking, pretty, dance, slipper, stairs, kingdom, furious, wife, wedding
«Сказочная» лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, after a while
There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived
Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.
Сравнение английского варианта сказки с русским.
Наглядность/ оборудование
Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.
Методические рекомендации
Чтение сказки, работа с лексикой – 1 занятие.
Знакомство со сценарием и распределение ролей – 1 занятие.
Репетиции, оформление спектакля – 1 занятия
Презентация спектакля – 1 занятие.
Способ определения результативности – выполнение заданий по прочитанной сказке, участие в постановке.
Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.
V. «Приятного аппетита!»- (4ч.)
VI. «Моё первое знакомство с Англией» (8ч.)
VII. Подведение итогов (2 часа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
Володарская И.А. и др.; под редакцией Асмолова А.Г.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М.: Просвещение 2010. – 111с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. -223с.
Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и школ. Ю.И. Ваулина, Д. Дули и др. - М.: Просвещение, 2013. – 124с.
Интернет сайты и поисковые системы: Яндекс, Google, English language.ru, English Together.ru, English teachers.ru, EFL.ru, English – City. ru
Англо- русские словари для школьников (любого автора)
Для обучающихся:
Верещагина, И.Н. Английский язык: учебник для 3-3 кл. школ с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов . [Текст] / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М.: Просвещение, 2008. – 160с.: ил.
Верхогляд, В.А. Английские стихи для детей: Кн. для чтения на англ. яз. в мл. классах. [Текст] /В.А. Верхогляд - М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.
Материально-техническое обеспечение
наглядные пособия;
возможность выхода в Интернет;
компьютеры или ноутбуки;
мультимедийный проектор;
экран;
интерактивная доска;
бумага, фломастеры, карандаши.
Электронные ресурсы
1. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (22.02.11).
2. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Н.В. ; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.: с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686 ; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова : [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11).
3. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).
4. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/ (16.12.08). 5. Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008. – URL: http://festival.1september.ru/articles/510846/ (22.02.11).
6. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).