kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание педагогических условий для развития познавательной компетентности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач сегодняшней школы - формирование компетентной социальной линости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание педагогических условий для развития познавательной компетентности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках английского языка»»

«Создание педагогических условий для развития познавательной компетентности учащихся в процессе учебной деятельности путем создания образовательных ситуаций на уроках английского языка»


В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;

  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.


Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Одна из задач сегодняшней школы – формирование компетентной социальной личности. Такой ребёнок знает меру своих возможностей, умеет включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, управляет своим поведением и способами общения.

И выполнение этой задачи – в создании условий для развития у ребёнка объективной самооценки. Ребёнок учится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

С действием самооценки ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается оценочный лист и он оценивает себя за урок. Если все получилось, и ребенок понял тему, то закрашивает табличку красным цветом, если есть затруднения по теме, то зеленым.

Обучение и воспитание должно строиться на использовании современных форм организации учебно-воспитательного процесса, неординарных подходах, которые превращают обучение в праздник, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, а класс становится творческим коллективом. Подходов этих очень много. Нужно только не бояться внедрять их в собственную педагогическую практику. Один из таких подходов является использование образовательных ситуаций на уроке.

Под образовательной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного взаимодействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке. Практической целью изучения языка является овладение общением, в данном случае происходит смещение акцента с активной деятельности учителя по обучению иностранному языку на активную деятельность учащихся по его изучению, чтобы обеспечить последним возможность овладевать иностранным языком, а не быть объектом обучения ему.

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно можно. Можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о животных. Будем учить алфавит. Учиться произносить английские слова», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль в постановке учебной задачи, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята определить учебную задачу.

Образовательные ситуации строятся с учетом:

• возраста ребенка

• специфики учебного предмета

• меры сформированности действий учащихся

Каким же требованиям должна отвечать учебная ситуация, используемая в обучении иностранному языку?

1. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

2. Она должна быть предельна, ясна учащимся. Это значит:

  • чётко определена речевая задача (о чём спросить, что узнать у собеседника, о чём рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.д.);

  • учащиеся знают то, что от них требуется. Они выполняют задание в соответствии с конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры), и речевым материалом, усваиваемым или усвоенным.

  • учащиеся знают, как нужно выполнять задание, какие средства нужны для его выполнения;

  • дети знают, что общение будет происходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении друг к другу;

  • они знают, чему научатся, выполнив задание.

3. Ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания (действую не один, нужно помнить о том, чтобы не подвести одноклассника), аккуратность и добросовестность (не так понял – не могу участвовать в беседе; не так сказал – меня не поняли).

4. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе.

5. Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе.

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;

  • различные средства наглядности;

  • презентации;

  • вербальные средства;

  • ролевые игры и т.д.

Образовательная ситуация даёт возможность:

1. При ознакомлении с новым материалом наглядно показать, где, когда можно использовать предъявленный материал, чтобы вызвать у школьников осознание того, что ещё они смогут понять и сказать на изучаемом языке. Например: Я мог говорить, что я делаю сейчас, а теперь могу спросить друга, что он будет делать завтра.

2. При тренировке обеспечить личное участие каждого.

3. Может вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние, если ситуация полностью понята учеником и преподносится учителем заинтересовано.

Например, учитель сообщает, что сейчас он узнает, где ученики были вчера.
T: - By the way, what day was it yesterday?
P1: - It was Sunday.
T: - Oh, yes. It was Sunday. I was in the hospital. What about you?
P2: - I was at the cinema.
T: - That’s good. And where were you, Ann? Were you at the cinema too?
A: - No, I wasn’t. I was at the theatre.

Далее дети спрашивают в парах друг у друга, где они были вчера. Перед выполнением упражнения целесообразно повторить места, где они могли быть: at home, at the shop, in the club, at the theatre, at the cinema, in the library, at my aunt’s и т.д. При такой организации тренировки обеспечивается проговаривание учащимися структур со словами was/ were многократно, активизируются предлоги. Внимание школьников направлено на содержание высказывания, а не на форму; последнее запечатлевается в памяти непроизвольно. Повторяется нужный для решения коммуникативной задачи материал – указание места.

4. Вызывает желание включиться в общение, готовность в нём участвовать. Большую роль играет дух соревнования, возникающий при восприятии иноязычного высказывания.

5. Помогает школьникам лучше узнать друг друга, а учителю - каждого из них. Например, детям прочитывается текст.

I get up at 7 o’clock. My grandmother makes my bed. I do my morning exercises on Sunday. I wash with warm water. I don’t like cold water. Then I dress and have breakfast. My grandmother puts my books, copy-books, pens and pencils in my bag. At 8 o’clock I go to school.

Дети по-разному реагируют на рассказ. После проводится беседа.

What about you?

Do you make your bed?

Who makes your bed?

Do you wash with cold or warm water?

На продвинутом этапе усложняется структура ситуаций: они включают уже не одну коммуникативную задачу, а две-три, для решения которых учащиеся должны овладеть различными структурами вопросительных предложений.

Развитие диалогической речи с помощью серии подобных упражнений предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного взаимодействия. В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного употребления разнообразного языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний.

Обучение диалогической речи, обусловленное созданием ситуаций можно представить в следующих упражнениях:

  1. по теме к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);

  2. к серии картинок, используя ключевые слова (картинки изображают последовательность действий);

  3. по содержанию презентации;

  4. на основе сообщаемой информации;

  5. используя имеющиеся данные о ситуации, зачин и концовку диалога;

  6. на основе ключевых слов;

  7. по прочитанному тексту;

  8. к монологическому тексту путём оживления и расширения последнего;

Учебная ситуация является одним из важных приёмов обучения диалогу на уроках английского языка.

Осознание того, что ФГОС активно завоёвывает свои  позиции, требования модернизирующегося образования, и потребность в профессиональном постоянном росте привели  меня к  решению  использовать элементы деятельностного подхода при обучении английскому языку.

Во 2 - 5 классах свою деятельность я направляю на создание учебных ситуаций,  разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, целью которой является формирование  не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Ставлю эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приёмов. Деятельностный подход на уроках английского языка реализуется через  построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Результаты, полученные при использовании методов наблюдения, помогли установить, что реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:

- способствует формированию метапредметных и личностных результатов;

- позволяет поставить ученика в новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

- делает процесс учения поисковым и творческим;

- предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

На основании теоретического анализа и поисковой работы я пришла к выводу, что деятельностный подход на уроках иностранного языка реализуется успешнее через построение и решение учебных ситуаций.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аракелян Элеонора Самсоновна

Дата: 05.05.2025

Номер свидетельства: 669392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Преемственность в формировании УУД на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "preemstvennost_v_formirovanii_uud_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "558072"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600705653"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Открытый урок в 4 классе по теме "Shopping for Food" "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-v-4-klassie-po-tiemie-shopping-for-food"
    ["file_id"] => string(6) "187905"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426596509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства