kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья написана на основе анализа процессов и результатов использования проектной методики на уроках английского яхыка в 5-11 классах средней школы и раскрывает теоритические и практические вопросы данного метода через призму стандартов ного поколения.Проектная методика позволяет сформировать у учеников стойкий интерес к изучению английского языка.автор приходит к выводу, что использование данного метода происходит активное развитие интеллектуальных способностей учеников, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей »

Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей

В настоящее время школа стоит на пути переход а к новым стандартам об­разования. Уже разработаны и активно обсуждаются и частично вводятся в практику ФГОСы второго поколения для всех ступеней школьного образования. Почему возникла необходимость в новом качестве образования? Одно из глав­ных качеств, которое ученик должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. В соответствии с новей­шими требованиями времени и были разработаны ФГОСы второго поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспи­тание и развитие личности обучающихся. Их готовности к саморазвитию и не­прерывному образованию, отвечающих задачам построения российского граж­данского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; переход к стратегии социального проектирования и конструирова­ния в системе образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоив­ших образовательную программу общего образования.

Личностным, включа­ющим готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформирован­ность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образователь­ной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Метапредметным, вклю­чающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение клю­чевыми компетенция ми, составляющими основу умения учиться, и меж предметные понятия.

Предметными, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной обла­сти деятельности по получению нового знания, его преобразованию и примене­нию, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира. Таким образом, одной из главных задач учителя является формирование у учеников ключевых компетенций.

Поскольку компетенции - "Это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то их перечень во многом определяется согласованной позицией социума, а в определенной стране или регионе. Какие компетентности востребо­ваны российским обществом? Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позво­ляющих ему овладевать, социальным опытом, получать навыки жизни и практи­ческой деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы ключевых компетенций (1);

- ценностно-смысловые компетенции;

- общекультурные компетенции;

- учебно-познавательные компетенции;

- информационные компетенции;

- коммуникативные компетенции;

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного самосовершенствования.

Для формирования ключевых компетенций успешнее всего используется проектная методика. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты. Несколько лет применяю эту методику в своей преподавательской деятельности и я.

С чего начинается проектирование? С выбора проблемы. с целеполагания. Важно заинтересовать ученика целью проекта, тем самым обеспечить его пло­дотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной за­дачи. Перед началом работы мы с учениками определяем структуру проекта. Она состоит из следующих стадий:

1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения про­блемы, перевод проблемы в серию задач.

2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта.

3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных ре­зультатов (презентации, зашиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов.

4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата.

Чаще всего тема проекта задается учителем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям (2):

l. Предложенная учителем «проектная идея» становится «темой доклада».

При этом работа ребенка идет по нескольким направлениям. Такой тип работы в методической литературе называют дивергентным. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет ученику самому ис­кать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.

2. Предложенная учителем тема проекта связывает тему (замысел) и конечный продукт. Такой тип работы можно назвать связывающим.

3. Проектирование идёт «от результата». Такой тип работы называют про­дуктивным. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирова­ния важен, т.к. школьники учатся организовывать свою деятельность в соответ­ствии с внешними условиями и требованиями.

В своей работе я чаще всего применяю дивергентный тип проектирования. Давая ученикам, примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. Средства ИКТ яв­ляются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увле­чениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Очень важен заключительный этап работы над проектом. Необходимо ясно видеть детям и учителю результаты своей работы, оценить уровень владения учебным материалом, навыками устной речи, чтения, письма, аудирования уча­щимися. С целью обучения детей объективно оценивать себя, им предлагается заполнить таблицу самооценки (анализ своей деятельности) (таблица 1)

Мои достижения

баллы

1. Я освоил лексический материал





2. Я освоил грамматический материал





3. Я могу составить монологическое высказывание по теме «»





4. Я могу расспросить о …..(составить диалог, принять участие в обсуждении проблемы по теме)





5. Я могу написать статью (письмо, сообщение)





6. Я могу понять на слух иноязычную речь (моих товарищей, аудиозаписи, видеоматериалы)





7. Я могу понять основную идею прочитанного материала (литературный текст, газетные и журнальные статьи и т.д.)






Анализ данных таблиц позволяет увидеть закономерную динамику роста анализа нашей деятельности по проектной методике с 30% в первый год обучения до 70% на сегодняшний день. Мы видим, что самообразование детей растет и растет объективно.


В подобной таблице учащиеся оценивают свои достижения по теме. Такой опросный лист помогает качественно проанализировать положительные и отрицательные стороны изучения темы, и учесть их при дальнейшем планировании. Кроме, этого школьникам предлагается контрольный лист, в котором они отмечают область коммуникативных умений и навыков, подлежащих дальнейшей коррекции и тренировке (таблица № 2)

таблица № 2

Я хочу/мне нужно

Да

нет

1. Я хочу/мне нужно обратить внимание на: 1) времена глагола 2) порядок слов в предложении 3) косвенную речь



2. Я хочу/мне нужно получить больше практики: 1) беглого чтения для поиска нужной информации 2) для полного понимания прочитанного 3) для понимания главной мысли



3. Я хочу/мне нужно 1) больше упражнений на спонтанную речь 2) употреблять речевые клише 3) научиться брать интервью



4. Я хочу/мне нужно 1) послушать текст несколько раз 2) слушать с паузами



Такие таблицы мы используем после каждого урока-защиты проектов. Проанализировав их, мы наблюдаем закономерную динамику роста в области коммуникативных умений.

Таким образом, в результате работы по проектной методике нами отмечены следующие положительные результаты её использования:

1. Учащиеся более самостоятельны в освоение учебных тем, расширяют свой словарный запас и кругозор, закрепляют имеющиеся грамматические навыки.

2. Повышается уровень коммуникативных навыков, развивается опыт работы в парах, группах смешанного состава.

3. Повышается уровень спонтанной речи.

В процессе реализации проектов у каждого участника формируются и развиваются навыки и умения конструировать и интегрировать свои знания, приобретать умения ориентироваться в информационном пространстве. Создающаяся при этом уникальная обучающая среда мотивирует обучаемых самостоятельно добывать, обрабатывать и критически воспринимать полученную формацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в изменяющемся. Обеспечиваются условия для развития всех речевых умений, так как обучаемые поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком как средством извлечения информации, и как средством общения. Всё это способствует достижению цели обучения и формированию языковой личности, т. е. личности выраженной в языке и через язык и отражающую через него картину мира.

Формирование ключевых образовательных компетенций входит в стадию оценки и рефлексии, когда о степени их сформированности у различных уче­ников уже можно судить, делать определённые выводы и корректировать ре­зультаты. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной дея­тельности должна быть активная рефлексия учеников после создания готового продукта обучения. Она позволяет ученикам продуктивно продвигаться по об­разовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальней­шей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и мета предметных результатов обучения.

В заключение хотелось сказать, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и простран­ством решения задач развития. Проектная методика позволяет сделать обуче­ние максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творче­скую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования ключевых компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Можно предположить, что список ключевых компетенций будет корректироваться, но универсальность проект­ной методики позволяет подготовить учеников к любым реалиям жизни в об­ществе.

Использованные источники


1.Компетенции в образовании http://wiki.rkc-74.ru/index.php/ (дата обращения: апрель 2012)

2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, пособие для учите­ля/К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение.200Ь.

3.Fried - Booth. D.L. «Project Work", 1986.

4.Ribe. R. And Vidal. N. «Project Work. Step by Step», 1993.

5. Stoller. F. «Project Work. A means to promote language content», 1997.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей

Автор: Коробова Нэля Юрьевна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование  ключевых компетенций у  учащихся в рамках проектной деятельности  ТЕХНО "
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-v-ramkakh-proiektnoi-dieiatiel-nosti-tiekhno"
    ["file_id"] => string(6) "218454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433784886"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Доклад: "Новые государственные стандарты в образовательной области технология, как средство повышения компетенции школьников"."
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnovyieghosudarstviennyiestandartyvobrazovatielnoioblastitiekhnologhiiakaksriedstvopovyshieniiakompietientsiishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266295"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450117968"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства