kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная активность на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый вечер,когда были высланы сборники конференции ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ от 25 ноября? Очень важно!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность на уроках английского языка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»















Мастер-класс

«Применение различных приемов мнемотехники для запоминания английских слов»







Автор мастер-класса:

Филиппова Оксана Геннадьевна,

учитель английского языка

МАОУ «СОШ №40»
















Старый Оскол

2017

Мастер-класс по теме «Применение различных приемов мнемотехники для запоминания английских слов»


Цель: формировать и развивать лексические навыки обучающихся, используя приемы мнемотехники на уроках английского языка.

Задачи мастер-класса:

1) создать базу эффективных приемов запоминания английских слов, учитывать взаимосвязь содержательных единиц и мнемотехнических приемов; 4) создать условия для применения полученных языковых знаний в реальных или условных коммуникативных ситуациях общения, активизировать творческий потенциал учителя;

2) совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; 

3) рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса. 


Оборудование:

Презентация мастер-класса; компьютер; музыкальное сопровождение для имитационной игры и моделирования; наглядное пособие о видах проектов (таблицы, схемы); фотографии с проектами учащихся; презентации к проектам учащихся; канцелярские товары, необходимые для работы участникам мастер-класса.


  1. Презентация педагогического опыта.


Память –лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тотчас же уносит назад.

Китайская мудрость


Не секрет, что во всем мире стала формироваться потребность в знании нескольких иностранных языков. Россия не является исключением. Для успешного формирования языковой и речевой компетенций, учитель должен постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности. Он должен поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление и языковую догадку. Мнемотехника (греч. τὰ μνημονικά— искусство запоминания) - это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание. При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом. Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Мнемонический прием не оставляет обучающихся безучастными и равнодушными.

Как известно, левое полушарие головного мозга является «офисным центром», который отвечает за теорию, анализ, синтез, логику и мышление. Правое же полушарие является «творческим центром», который отвечает за восприятие цвета, звука, за создание ассоциаций и образов. Задача учителя – активизировать оба эти полушария, т.е. соединить усвоенный материал с творчеством. По данным исследований, мы запоминаем то, что - мы читаем (10%); - мы слышим (20%); - мы видим (30%); - мы видим и слышим (70%); - мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении. Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти: 1. Ультрократковременная 2. Кратковременная 3. Долговременная. Забывание связано с неумением вспомнить. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в долговременную память.

В классах, обучающихся по образовательной программе ФГОС, я работаю с 2012г. Используя различные приемы мнемотехники я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать и развивать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать различные приемы запоминания соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, это положительные результаты в образовательной деятельности.

Диагностика степени обученности 2012 – 2013 уч. года показала следующие результаты:

Виды речевой деятельности

Степень обученности

Класс

Чтение

Аудирование

Письмо

Говорение

2 «Б»

(2012 – 2013у.г.)

51%

52%

39%

55%

60%

3«В»

(2012 – 2013у.г.)

50%

54%

37%

55%

59%

4 «Е»

(2012 – 2013у.г.)

54%

59%

54%

62%

69%









Диагностика прошлого учебного года показала следующие результаты:

Виды речевой деятельности

Степень обученности

Класс

Чтение

Аудирование

Письмо

Говорение

7 «Б»

(2016 – 2017 у.г.)

87%

72%

58%

78%

73%

8 «В»

(2016 – 2017у.г.)

100%

68%

72%

85%

81%

9 «Е»

(2016 – 2017у.г.)

100%

72%

65%

91%

82%


Повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень проведения внеклассных мероприятий, успехи отдельных учащихся. Поиск зрительных, слуховых, звуковых, вкусовых, обонятельных ассоциаций способствует развитию мышления и творческого воображения учащихся. Мои наблюдения показали, что развитие памяти и умение оперировать образами помогает решить проблемы, связанные с запоминанием лексических единиц. Образная, ассоциативная память, использование различных приемов для ее совершенствования повышает эффективность изучения не только английского языка, но и других наук, а также помогает в повседневной жизни. Она помогает повысить общий интеллектуальный уровень детей и стимулирует их познавательную активность. Совершенно очевидно, что данная методическая разработка оказывается эффективной не только в учебной работе, но и во внеклассной, внеурочной деятельности. Использование на уроках английского языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет развить языковую и речевую компетенции, улучшить качество знаний, повысить мотивацию к изучению английского языка и развивать познавательные интересы.

2. Представление системы запоминания английских слов:

В научной литературе описывается много приемов запоминания. Перечислим основные:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

  • Рифмизация

  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

  • Метод Цицерона на пространственное воображение

  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

  • Методы запоминания цифр:

    • закономерности

    • знакомые числа

При изучении иностранных языков важное место среди прочих занимает метод фонетических ассоциаций. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Например, слову fish fi – РЫБА созвучно русское слово ФИШка.

Для того, чтобы лучше запомнить английские слова методами фонетических и последовательных ассоциаций, надо, прежде всего:

1. Правильно, желательно вслух, прочитать английское слово, сконцентрировав внимание на его звучании, а не написании. Лучше прочитать его 2-3 раза.

2. Затем прочитать перевод и предложенную звуковую ассоциацию, данную в сюжете. Для того чтобы звуковая ассоциация “не терялась”, она и дается вместе с переводом в едином сюжете. Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации, например: buy |БАЙ |- Бай купил бамбук. Если ассоциация или сюжет покажется вам неудачным, можете придумать свою ассоциацию или сюжет.

3. Дальше можно использовать метод оживления, т.е. постарайтесь ярко представить картинку /бай идёт по базару/, услышать хруст денег и звон монет (метод соощущений) или же превратить картинку в фильм, оказавшись его участником (метод вхождения), /вы тоже стоите рядом с баем и покупаете бамбук/. Психологи отмечают, что чем комичней и необычней ситуация, тем лучше срабатывает непроизвольная память, и полученная таким образом информация, дольше хранится в долговременной памяти.

Язык, на котором мы говорим сегодня, содержит много слов самого разного происхождения, в том числе греческие, латинские, французские, немецкие слова:

Интернациональные слова:

Bank, Tea, Chocolate, Café, Taxi, Telephone, Sport, Hotel, Coffee

Такие слова сразу угадываются обучающимися и легко запоминаются.

Есть слова внутри слов:

Crossword, Cupboard, Football, Handkerchief, Snowman, Rainbow


Разбив слово на части, не трудно догадаться о его смысле. Дополнительная наглядность лишь усилит запоминание.

Есть звуковые и смысловые связи между русскими и английскими словами:

Meeting, Cracker, Family, Mixer, Copy-book, Printer, Lift, Scout, Taxi

В данном случае одно слово вызывает в сознании сходное с ним другое слово.

Но иногда труднее запомнить слова, которые выглядят (звучат) почти одинаково и на том, и на другом языке. Трудность тут не в том, чтобы запомнить незнакомое слово, а в том, чтобы вспомнить, чем отличаются два похожих слова. Если вы создадите памятку именно для отличия, остальная часть слова сама встанет на место.

 Встречаются странные противоречия:

Magazine, Vinegar, Artist, German


 Современные средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет) изобилуют словами иностранного происхождения, они постоянно находятся на слуху и вызывают мгновенные ассоциации среди них рекламные ролики товаров, лексика, связанная с киноиндустрией, спортом и т.д.

Shampoo «Vanish», Orange, Gel, Mickey Mouse, «Fairy», Basketball, «Alpen Gold», Talk show, Skateboard, Mineral water, «Comet»,«Nuts», Butterfly, Producer, Milk, «Sunsilk», «Pedigre», Boxing, Entertainment



Современный русский язык наполнен разного рода иностранными словами. В любой сфере нашей жизни может неожиданно оказаться заимствованный «иностранец», наблюдательность, здоровое любопытство помогут увидеть «незнакомца», распознать его, углубить имеющиеся знания. Детальная работа со словами может помочь не только выучить их, но и запомнить правописание сложных слов родного языка, например, слова с удвоенными согласными имеют одинаковое правописание в английском и русском языках: hobby - хобби, tennis – теннис, symmetry – симметрия, cottage – коттедж. Например, в слове «коттедж» надо писать две «Т» потому, что «коТ Тед ж ивет в вашем коТТедже».

Ассоциативные методы используются не только при работе с отдельными лексическими единицами. Их можно использовать на начальном этапе работы при раскрытии проблемы, темы, составления рассказа, проекта и т.д. В методике преподавания иностранного языка существуют технологии по поиску, структурированию и резюмированию идей, способствующие развитию у обучающихся, начиная с первого года обучения, самостоятельности мышления, творческих способностей, а, следовательно, повышению мотивации, интереса к собственным размышлениям. Так называемые «идейные сетки», Mind–Map, Cluster – Methode, являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т.д.

Данные методы позволяют графически представить собственные мыслительные процессы и результаты, что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.








3. Имитационная игра.


Предлагаю вашему вниманию следующее задание: «Слова с историями»

Варианты упражнений:

  1. Придумай историю к словам:

Примерные истории к словам

Sour – ['sauə] – кислый - ≪сауа≫

Берем фразу "Слава съел лимон"

В слове "Слава" убираем букву "л", а оставшееся

произносим с "кислой" интонацией – САУА

half – [ha:f] – половина – "хааф"

Реальный случай из "трудного" и веселого детства:

Как-то вышел один парень на улицу с мороженым

А второй парень просит: "Дай разочек укушу"

А сам – хааф, и половины нет

belt – [belt] – ремень – «белт≫

Если очень много ел ты, не сойдутся твои белты

knot - [nɔt] - узел, узелок (бант, загвоздка, затруднение)-≪нот≫

Чем больше НОТ протеста, тем сложнее УЗЕЛ

межгосударственных отношений

light – [lait] – легкий (по весу) - ≪лайт≫

Собачка ЛАЙТ (по-иностранному лает :) и улетайт, потому что легкая

knight и night– [nait] и [nait]– рыцарь и ночь – "найт" и "найт"

НАЙТи НАЙТ - найти рыцаря ночью

knife – [naif] – нож – "найф"

Почему такой храбрый НАФ-НАФ?

Да потому, что у него в руках НАЙФ-НАЙФ

clock – [kl Оk]– часы – ≪клок≫

Часы на паровом приводе не просто тикают, а громко клокочут

blood – [blʌd] –кровь-"блад"

Надпись на донорском пункте – "И стар, и млад – сдавайте блад!"

backbite – ['bækbait] – злословить, клеветать – «’бэкбайт»

Как же вам не ай-яй-яйт, занимаетесь бэкбайт

pain – [pein] – боль – "пейн"

Достаем из волос репейник: «Ре» достается легко, потом потихоньку освобождаемся от«ик»

Но самая большая часть – «пейн» – достается очень Больно

onion – ['ʌnjən] – лук – «’аньен»

Горожанин и крестьянин

Все выращивают 'АНЬЕН

arm – [a:m] - рука – "аам" (длинное "а")

Некоторые любят есть РУКАМИ, приговаривая "ААМ"

eye – [ai] – глаз – «ай»

Если в ГЛАЗ что-то попадет, человек вскрикивает АЙ!

leg - [leg] – нога – «лег»

неЛЕГалу говорят, чтобы и ноги его здесь не было

can -МОЧЬ,УМЕТЬ Мой CANон может, умеет делать копии does't-не делает ДА ЗОНТ не делает погоды ! don't - не сделать ДОН ТО не сделать маленьким и спокойным

did - cделал Дид давно СДЕЛАЛ этот шкаф prepare - готовиться Готовится ПРИПарить утюгом mistake - ошибкa МИСТические ошибки

На ваших столах лежат ватманы, маркеры, картинки. Разделимся на 2 команды. (Деление на команды: по разрезанным открыткам составить картинки, на обороте которых получатся номера команд).


5. Моделирование

Я предлагаю использовать один из эффективных приемов мнемотехники-ассоциация.

Существительные в образах

Образы не должны быть слишком простыми (мозг плохо запоминает) геометрические примитивы), сюжетными (не нужно представлять картинку, состоящую из нескольких образов). С чем у Вас ассоциируются следующие существительные:(возможные варианты ответов). Зарисуйте ваши образы на бумаге.

REST (ОТДЫХ)

SUCCES (УДАЧА)

BEGINNING (НАЧАЛО)




IDEA (ИДЕЯ)

LUCK (УДАЧА)

SET (НАБОР)


swoop (парить)

Look (смотреть)

sleep (спать)

Saw (пилить)

paint (рисовать)

Whistle (свистеть)


Рефлексия. 

В заключении, я хочу, чтобы каждый из вас попробовал открыть в себе талант поэта и написать стихотворение, используя синквейн, который пишется по определенной модели. Слово-звезда,star

И как сказал римский философ Сенека: "НЕ ДАНО ЛЁГКИХ ПУТЕЙ ОТ ЗЕМЛИ К ЗВЕЗДАМ" надо просто иметь желание достичь своей мечты, цели и все тогда получится.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе. Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с обучающимися, но и в жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Познавательная активность на уроках английского языка

Автор: Филиппова Оксана Геннадьевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методы формирования познавательного интереса на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(74) "metody_formirovaniia_poznavatelnogo_interesa_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "496360"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548006047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Интегрированный урок английского языка и информатики по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today"). Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(119) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i-informatiki-po-tiemie-ekologhiia-sieghodnia-ecology-today-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145283"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418890240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроке английского языка""
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-mietody-i-priiemy-obuchieniia-lieksikie-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "250987"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447166826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства