Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке математики. Для чего мы с вами собрались здесь? Да, верно. Хочу напомнить вам: «Знания – самая прочная жизненная основа». Особенно, если эти знания добыты собственным трудом. Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое открытие Но сначала решите устно - Вспомним правила | Отвечают на вопрос: чтобы узнать что-то новое, получить новые знания. Выполняют задания по ранее пройденному материалу. Проговаривают правила. | На экране 1)Внесите множитель под знак корня: 2√5, 3√3, 3√7, 8√2. 2)Вынесите множитель из-под знака корня: √12, √32, √48, √24. 3)Решите уравнения: х2= 4, х2 = - 3, х2= 6, х2= 0,09 | Личностные (самоопределение) Регулятивные (соотнесение того, что уже усвоено и известно) |
Актуализация и пробное учебное действие | - Перед вами несколько уравнений (написаны на карточках, с обратной стороны которых указаны буквы). Попробуйте разделить данные уравнения по внешнему виду на группы. - Чем различаются уравнения в этих группах? - А теперь перевернем карточки с уравнениями первой группы и из открывшихся букв составим слово. - Что получили? -Давайте подумаем, как называются уравнения, содержащие переменную x2 - Итак, запишем тему нашего урока в тетрадях (учитель пишет на доске) | Выбирают по порядку 10 уравнений – в одну группу, остальные – в другую. - В одной группе есть член, содержащий переменную х2 , а во второй – нет (линейные уравнения). Учащиеся переворачивают карточки. - Получили слово КВАДРАТНЫЕ. - Квадратные Записывают тему урока в тетрадях. | 1) х2 − 4 = 0 (к) 2) x − 8 = 0 (ж) 3)2 x − 3 = 0 (г) 4) x2 + 2x − 8 = 0 (в) 5) x = 0 (ю) 6) 2x2 − 3x = 0 (а) 7) 15x − 3 = 0 (и) 8) 18x2 − 2 = 0 (д) 9) x2 − x − 1 = 0 (р) 10) x − 3 = 0 (о) 11) 3x2 = 0 (а) 12) 2x + 18 = 0 (п) 13) x2 − 2x = 5 (т) 14) 3(x − 5) = 6 (л) 15) 2x − 8 = 0 (щ) 16) −x2 + 30x = 0 (н) 17) 5x − 1 = 0 (м) 18) 3x2 − x = 0 (ы) 19) 6x − 8 = 0 (ф) 20) 2(x2 + 5) = 0 (е) Определение квадратного уравнения. | Познавательные (анализ с целью выделения признаков объектов, подведение под понятие) Познавательные (формулирование познавательной цели) |
Систематизация знаний | - А теперь внимательно посмотрим на выбранные нами уравнения. - В чем они схожи? - Чем отличаются? - Верно. Каждое из этих уравнений имеет вид ax2+bx+c=0, где х – переменная, a, b, c – числа, которые называются коэффициентами квадратного уравнения, и a≠0. - Что мы с вами получили? - Сформулируем еще раз (обратить внимание на порядок коэффициентов). - Давайте проверим ваше умение определять коэффициенты в квадратных уравнениях. - Ваша задача вписать в таблицу коэффициенты квадратных уравнений. - Проверим правильность заполнения таблицы самостоятельно, за каждое верное решение ставим 1 балл. - Выполним еще одно несложное задание. -Восстановите квадратные уравнения по предложенным коэффициентам -Проверим правильность заполнения самостоятельно, за каждое верное уравнение ставим 1 балл. - Назовите коэффициенты уравнения х2 − 4 = 0 х2 + 2х − 8 = 0 2х2 − 3х = 0 -Какие выводы мы можем сделать? | - Во всех уравнениях есть х2 - В одних есть переменная х2 и число, где-то только х2 , где-то только число. Определение квадратного уравнения. Формулируют. Учащиеся выполняют в тетрадях. Учащиеся проверяют и записывают свои баллы в листы оценивания. Учащиеся проверяют и записывают свои баллы в листы оценивания. a=1, b=0, c = - 4 a=1, b=2, c = - 8 a=2, b = - 3, c= 0 - Во всех уравнениях a≠0,но коэффициенты b и c могут быть равны 0. | На экране уравнение | а | в | с | 2х2-6х+3=0 | | | | 4х2+8х=0 | | | | -3х2+9=0 | | | | 23-4х-5х2=0 | | | | 8х2=0 | | | | 3х-х2=0 | | | | а | в | с | уравнение | 5 | 4 | -4 | | -9 | 0 | 0 | | 2 | -3 | 0 | | -2 | 0 | 0 | | 0 | -22 | -13 | | 1 | -1 | 1 | | | Познавательные (анализ с целью выделения признаков объектов, классификация формулирование проблемы) Регулятивные (целеполагание, контроль, самоконтроль), Коммуникативные (инициативное сотрудничество) |
Включение системы знаний в учебную деятельность | - Как можно назвать такие уравнения? - Попробуйте сформулировать определение неполных квадратных уравнений. - Как же будем решать такие уравнения? - Все неполные уравнения можно разбить на три группы. По какому принципу? - Верно. Наша задача найти способы решения этих уравнений. - Все неполные квадратные уравнения разобьем на три группы. - Сейчас, разбившись на три группы, будем решать уравнения. - Как можно решить уравнения? Ваши гипотезы? (контролирует работу групп) - Группы решите уравнения с помощью своей гипотезы и прокомментируйте. -1-я группа - Ребята обобщите все вышесказанное. - 2-я группа - Ребята обобщите все вышесказанное. - 3-я группа - Ребята, давайте еще раз сформулируем определение и способы решения неполных квадратных уравнений - Откроем учебник на странице 118-119 и сравним свои выводы. | Предлагают свои варианты… НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. - Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или c равны 0, или оба равны 0, то такие уравнения называются неполными квадратными. - Такие уравнения мы решать не умеем. - Группы, где b =0, где с =0, и где b=0 и c=0 Учащиеся разделили и записали на доске. Учащиеся работают в группах, решают в тетрадях - Переносим число в правую часть. Такие уравнения мы уже решали. Оно имеет два корня. - остальные решаем аналогично. - Уравнение вида аx2+ c=0, где х – переменная, a, c – числа, с≠0 называется неполным квадратным и решается х2=- с/а Если –с/а 0, то имеем два корня х1=√-с/а и х2=-√-с/а Если –с/акорней не имеет. - Вынесем х за скобки. Произведение двух множителей равно 0, если один или второй множитель равен 0. - Уравнение вида аx2+ bx=0, где х – переменная, a, b– числа, b≠0 называется неполным квадратным и решается x(ax+b)=0, x=0 или х=-b/а -Уравнение вида ax2=0, где х – переменная, a≠0 называется неполным квадратным и имеет единственное решение x=0. Формулируют своими словами. Самостоятельно читают учебник, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника | х2 -4=0 18х2 -2=0 х2 +5=0 2. 2х2 – 3х=0 -х2 +30х=0 3х2 –х =0 3х2=0 -5х2=0 | Познавательные (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Познавательные Регулятивные (определение последовательности промежуточных целей, составление плана, прогнозирование Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений) Коммуникативные Регулятивные (контроль и коррекция) Познавательные Познавательные |
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы | - А сейчас закрепим полученные знания на практике, выполним самостоятельную работу по вариантам. - Проверим ваши работы с помощью соседа (взаимопроверка) | Решают в тетрадях. Обмениваются тетрадями и проверяют. Полученные баллы выставляют в лист оценивания | На экране Самостоятельная работа | Регулятивные (контроль и коррекция) Познавательные (выбор эффективного способа решения) Коммуникативные |
Рефлексия учебной деятельности | Домашнее задание Выполнить №513, 514, 518, п.21 - Какую проблему мы сегодня с вами решали? - Что нового узнали? - Еще раз сформулируем эти правила. - Что вам особенно понравилось на уроке? - Есть ли вопросы? На возникшие вопросы учитель отвечает. - Итак, мы сегодня очень плодотворно поработали, давайте подведём итоги. Подсчитайте ваши баллы, заработанные на уроке, переведите их в оценку, согласно критериям. - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок? Учитель выставляет оценки и объясняет за что. -Всем спасибо за урок. Урок закончен. | Обсуждение трудных этапов выполнения задания. - Изучили определение квадратного уравнения, познакомились с неполными квадратными уравнениями и способами их решения. Формулируют. Отвечают. Ребята записывают оценки в своих листах | | Регулятивные (целеполагание, контроль, оценка, коррекция) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Регулятивные (контроль, оценка, коррекция) |