Ейск, 2021г.
Класс: 4 «Б».
Тема урока: Алгоритм письменного умножения двух многозначных чисел , заканчивающихся нулями .
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающихся нулями.
Образовательная: развивать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Развивающая: формировать логическое мышление, внимание, память и речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и взаимоуважение.
Личностные УУД: 1) проявлять положительное отношение к уроку, 2) понимать необходимость в учении; 3) проявлять самостоятельность в различных видах деятельности.
Познавательные УУД: 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: 1) умение осуществлять самоанализ своей деятельности; 2) высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: 1) сотрудничать со сверстниками; 2) оказывать взаимопомощь сверстникам; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) слушать и понимать речь других.
Оборудование : учебник , схема к задаче , тетрадь , карточки с математическим диктантом , карточки к самостоятельной работе .
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | — Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В экспедицию отправимся смело, В мир примеров и разных задач. А девизом нашего урока буду такие слова: Думать — коллективно! Решать — оперативно! Отвечать — доказательно! Бороться — старательно! И открытия нас ждут обязательно! — Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Витальевна и сегодняшний урок математики у вас проведу я. Давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем творческих успехов и удачи. — Проверьте готовность к уроку; на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник. В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся. | Слушают стихотворение Приветствие студента. Психологически настраиваются на работу. | Л1. |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действие с выявлениями места и причины затруднения | — Ребята, открываем рабочие тетради, записываем число 11 февраля , классная работа. — Сейчас мы с вами проведем математический диктант в форме теста. Я буду читать вам утверждение. Если вы согласны с ним, то пишем слово «да», если не согласны - «нет». Ответы записываем через клетку и запятую. Математический диктант. 1) 180+200= 380 2) 10 * 84 = 8400 3) 20 + 290= 320 4) 45 * 2 =75 5) 333*3=888 6) 900+159=1059 7)607-304=303 Взяла две тетради на проверку и даю следующие указания: — Теперь обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и выставите оценку на полях карандашом. Если вы не допустили ни единой ошибки, то ставим 5. 1 или 2 ошибки ставим - 4, если больше 2 ошибок, то 3. Поднимите руки те , у кого ни одной ошибки –ребята вы огромные молодцы !Остальные будьте внимательнее и в следующий раз у вас все получится . —Посмотрите , пожалуйста , на доску , какой пример вызывает у вас затруднение ? 6*9= 620*200= —Почему ? —Как вы думаете, какова же тема нашего урока? —Хорошо , ребята .Тема нашего урока звучит так : алгоритм письменного умножения двух многозначных чисел , заканчивающихся нулями . | Учащиеся открывают рабочие тетради, записывают число и классная работа. Ответы: 1) да; 2) нет; 3) нет; 4) нет; 5) нет; 6) да; 7) да; Учащиеся проверяют выполнение задания. Проводят самоанализ работы. Взаимопроверка тетрадей и оценивание Второй пример вызывает у нас затруднение Потому , что с этим приёмом умножения ещё не знакомы Умножение многозначных чисел , оканчивающихся нулями | К1,4. П2. |
Построение проекта выхода затруднений | — Ребята, с какими числами мы будем работать ? —Какое математическое действие мы сегодня будем выполнять ? —Откройте страницу 15 учебника и обратите внимание на верхнюю часть страницы .Для того , чтобы облегчить решение примера , число заменить на его произведение Это мы можем увидеть в первом и втором примерах . Давайте устно обсудим : —Откуда появилось восемь десятков ? —Как получилось произведение четырёх и десяти ? —Теперь давайте умножим 8 дес. на произведение чисел 4 и 10. —Сколько мы получим? | С многозначными числами , заканчивающиеся на ноль Умножение 8 десятков появилось , так как в числе 80 -8 десятков Так как 4*10=40 8 дес.*4*10 3 200 | Р2. К3. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднения | — Объясните последовательность решения второго примера . —Отлично , вы хорошо справляетесь —Такой же алгоритм действий выполнят два человека у доски с примерами с моей помощью : 1)20*60= 2)500*30= (проверяет решение с проговариванием действий ) —Рассмотрите как записывается умножение двух многозначных чисел , оканчивающихся нулями —Итак, чтобы умножить многозначные числа, оканчивающиеся нулями, на однозначные, надо записать второй множитель так, чтобы нули остались в стороне. Умножить многозначное число на однозначное, не обращая внимание на нули. К полученному результату приписать столько нулей, сколько их было в первом множителе, прочитать ответ. — Давайте решим задачу под номером 56 в учебнике —Послушайте задачу внимательно , на доске есть опорная схема , обратите на неё внимание при решении задачи . —Что мы можем найти(указывает на схему ) , если у нас известны скорость и время ? —По какой формуле мы найдем расстояние ? —Как мы запишем это действие ? —Можем ли мы найти расстояние второго теплохода , если известно , что до встречи он прошел третью часть ? —Каким действием ? —Запишите это действие —Что нам отсталость найти ? —Как мы её найдем ? —Что у нас получится? | Сначала мы напишем сколько сотен в числе 600 , потом произведение чисел 9 и 10 и всё это перемножим. Два человека работают у доски, все остальные работают в тетради Просматривают правильность написания примеров Слушают учителя Один человек решает у доски остальные в тетради . Слушают и осматривают схему Мы можем найти расстояние Расстояние=скорость *время 1)36*4=144(км)-расстояние первого теплохода Да, можем Делением 2)114:3=48(км)-прошёл второй теплоход Скорость второго теплохода Расстояние разделим на время 3)48:4=12(км\ч)-скорость второго теплохода | П1. Л3. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | —Решим аналогичные примеры опираясь на только что рассмотренные примеры . К доске решать примеры пойдет (диктует устно) : 1)6400*20 2)3450*200 3)1930*30 (Ученик проговаривает действия) — А теперь у доски решим задание № 54 Физкультминутка : — А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, , хлопки). —Из № 55 учебника давайте решим третий пример (250*200-7020 :4 ) —Как мы будем решать этот пример ?Какое действие первое? Какое второе и третье? —Хорошо, молодец! —Запиши эти действия на доске Пальчиковая гимнастика Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один. Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти) | Один ученик решает (один пример) у доски , остальные в тетради Один ученик решает (по два примера) у доски , остальные в тетради Выполняют физкультминутку Внимательно слушают Один человек решает у доски остальные в тетради . Умножение, деление и вычитание Выполняют пальчиковую гимнастику | П1. Л3. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Ребята , чтобы закрепить и проверить ваши знания вам необходимо решить карточки с заданиями . По окончанию самостоятельной работы я соберу карточки и проверю работы после урока.. 1 вариант | 2 вариант | Найдите значения выражений (решая столбиком ) . 534*700 3 450*40 4 530*300 2 760*500 | Найдите значения выражений (решая столбиком). 285*400 4 280*50 5 908*300 3 160*30 | | Выполняют самостоятельную работу. Сверяют ответы с обратной стороны доски | К2, 4. П2. Л1. |
Включение в систему знаний | — Ребята, вы сегодня хорошо постарались! Давайте с вами вспомним, что мы сегодня изучали на уроке? —Давайте повторим алгоритм умножения с десятками и сотнями | Умножение двух многозначных чисел заканчивающихся нулями . Сначала мы напишем сколько сотен или десятков в числе , потом произведение чисел и всё это перемножим. | Р1. Л1. П3. |
Рефлексия | — Если вы считаете, что сегодня были активны на уроке и хорошо поработали, то хлопните в ладоши 3 раза. Если вы считаете, что были малоактивны, то топните 2 раза. — Всем большое спасибо за урок, до свидания. | Учащиеся проводят самоанализ. | Р1. П3. |