Данный урок разработан для школы с базовым уровнем изучения математики. Новизна разработки урока в использовании QR-кода в самостоятельной работе для самопроверки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правила дифференцирования»
11 класс
Тема Правила дифференцирования (2 урок темы)
Цели урока:
образовательные: повторить основные формулы и правила дифференцирования, закрепить знания на практике; проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки и самоанализа;
воспитательные: содействовать формированию творческой деятельности учащихся, воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, раздаточный материал, мобильный телефон для считывания QR-кода.
Ход урока
Орг. момент.
– Я рада приветствовать вас на уроке. Мы с вами начали изучать большую тему «Производная». Научились находить производные степенной функции и на прошлом уроке познакомились с правилами дифференцирования и попробовали их применять на практике. Сегодня на уроке мы продолжим закреплять навыки нахождения производной.
Мотивация изучения темы
- Вы постоянно задаёте вопрос: “А зачем нам это надо? Где мы встречаемся с производной и используем её?”. Поэтому я попросила учащихся нашего класса поискать ответы на этот вопрос. И они сделали небольшие сообщения. Пока вы слушаете ребят, откройте тетради и покажите выполнение дом. работы.
Зачем нужна производная
(1 ученик) Смысл производной — это быстрота изменения чего-либо. Например, скорость — это быстрота изменения проеханного расстояния, с течением времени. А может быть «быстрота изменения температуры с изменением долготы в сторону севера». Или «быстрота исчезания конфет из вазы на кухне».
В математике Производная —характеризует скорость изменения функции в некоторой точке.
Понятие производной возникло как математическое описание скорости движения. Поэтому важнейшим прикладным применением производной является вычисление скорости.
Начиная с 15 века, нам знакома формула производной. В своих трудах её применяет выдающийся итальянский математик Тартальи, рассматривая вопрос о зависимости дальности полёта снаряда от наклона орудия.
Это понятие также часто встречается в работах других известных гениев в области математики 17 века. Им пользуются Ньютон и Лейбниц. В 1666 г. независимо друг от друга Ньютон и несколько позднее Лейбниц построили теорию дифференциального исчисления. Решая задачи о мгновенной скорости, Ньютон пришел к понятию производной, а Лейбниц, - рассматривая геометрическую задачу о проведении касательной к кривой.
(2 ученик) Производную функции можно применить там, где есть неравномерное протекание процесса:
Например: в физике - это переменный ток, радиоактивный распад, неравномерное механическое движение, задачи на скорость движения материальной точки в некоторый момент времени.
- в химии: Производную в химии используют для определения скорости химической реакции.
- в географии: Производная помогает рассчитать некоторые значения в сейсмографии, радиоактивность ядерно-геофизических показателей, многие значения в экономической географии, например, вывести формулу для вычисления численности населения на территории в заданный момент времени
– в экономике: для нахождения производительности труда, максимального выпуска продукции и прибыли при минимальных издержках.
- Ну что, убедили мы вас, что производную надо изучать. А чтобы научиться использовать производную функции в различных областях, необходимо элементарно научиться её находить.
- Какую цель сегодня мы поставим перед собой на уроке? (Научиться находить производные функций, используя правила и формулы дифференцирования.)
Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема урока
«Правила дифференцирования»
Актуализация опорных знаний
Итак, давайте повторим основные понятия:
- Какая операция называется дифференцированием? (Дифференцирование – это операция нахождения производной).
- Какие правила дифференцирования используются при вычислении производной? (к доске приглашаются желающие учащиеся, все остальные записывают примеры в тетрадях):
а) производная суммы ( приводит свой пример f (x) = 4х2 + 5х + 8, ответ f / (x) = 8х + 5 )
Мы повторили правила, значит можно приступать к решению задач.
Решение задач
- Откройте форзац учебника, где приведены все правила дифференцирования, пожалуйста можете ими пользоваться.
- Сегодня я предложу вам примеры, которые я подобрала из другого учебника, в том числе и для домашнего задания, чтобы попытаться исключить списывание из ГДЗ. Начинаем с простых примеров.
№1 Найти производную степенной функции
а) f (x) = х5 (ответ f /(x) = 5х4)
б) f (x) = х -5 (ответ f /(x) = -5х -6 )
в) f (x) = (х +2)5 (ответ f /(x) = 5 (2х+2)4)
г) f (x) = (2х +2)5 (ответ f /(x) = 5*2 (2х+2)4= 10(2х+2)4 )
№ 2
Найти f /(3) и f /(0), если f (x) = - х2 +2х - 1
Ответ:
f / (x) = -2х +2
f / (3) = -2*3 + 2 = -4
f / (0) = -2*0 + 2 = -2
№ 3
Найти производную функции
а) f (x) = -х2 +3х+1 f /(x) = -3х2 + 3
б) f (x) = 2,5х – 4 f /(x) = -10х -5
в) f (x) = х3(х-2) f /(x) = 3х2 (х-2) + х3
г) f (x) = х4 f /(x) = 4х3 (3х-2) – х4 *3= 12х4 – 8х3 -3х4 = 9х4 -8х3
3х-2 (3х-2)2 (3х-2)2 (3х-2)2
№4 Тело массой 4 кг движется прямолинейно по закону S(t) = -t2 +8t + 1.
а) Выведите формулу для вычисления скорости движения точки в любой момент времени;
б) найдите скорость в момент t=3c;
в) через сколько секунд после начала движения точка остановится.
Решение: Скоростьv(t) есть производная пути, тогда
v(t) = S/(t)
v(t) = -2t + 8
б) v(3) = 7 м/с
в) v(t) = 0 (скорость равна 0, значит точка остановится)
-2t+8=0
t = 4c
- Сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали и закрепили правила дифференцирования, что позволит нам с вами уверенно двигаться дальше в изучении производной тригонометрической и показательной функций. Домой я вам предлагаю следующее задание:
Домашнее задание: Найти примеры задач из других предметных областей, где применяется производная (оформить в виде реферата), дом. задание - примеры приведены на листиках, кладем их себе в дневники
Найти производную
f (x) = х3 + 3х2 + х -1
f (x) =
f (x) = (х+1)2(х-4)3
f (x) =
6. Самостоятельная работа с самоанализом
Вы уже все считаете себя выпускниками, готовитесь к экзаменам, видите себя абитуриентами колледжа, института. Как будущие студенты, вы должны уметь анализировать свою работу, искать ошибки, давать оценку проделанной работе. Поэтому я вам предлагаю выполнить самостоятельно работу по правилам дифференцирования. По окончанию, вы поднимаете руку, я смотрю, что работа готова к проверке, вы кладете ручку, берете карандаш, сканируете QR-код и проверяете свою работу. Успехов вам.