kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила дифференцирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для школы с базовым уровнем изучения математики. Новизна разработки урока в использовании QR-кода в самостоятельной работе для самопроверки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила дифференцирования»

11 класс

Тема Правила дифференцирования (2 урок темы)

Цели урока:

образовательные: повторить основные формулы и правила дифференцирования, закрепить знания на практике; проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме;

развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки и самоанализа;

воспитательные: содействовать формированию творческой деятельности учащихся, воспитывать у учащихся интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, раздаточный материал, мобильный телефон для считывания QR-кода.

Ход урока

  1. Орг. момент.

– Я рада приветствовать вас на уроке. Мы с вами начали изучать большую тему «Производная». Научились находить производные степенной функции и на прошлом уроке познакомились с правилами дифференцирования и попробовали их применять на практике. Сегодня на уроке мы продолжим закреплять навыки нахождения производной.

  1. Мотивация изучения темы

- Вы постоянно задаёте вопрос: “А зачем нам это надо? Где мы встречаемся с производной и используем её?”. Поэтому я попросила учащихся нашего класса поискать ответы на этот вопрос. И они сделали небольшие сообщения. Пока вы слушаете ребят, откройте тетради и покажите выполнение дом. работы.

Зачем нужна производная

(1 ученик) Смысл производной — это быстрота изменения чего-либо. Например, скорость — это быстрота изменения проеханного расстояния, с течением времени. А может быть «быстрота изменения температуры с изменением долготы в сторону севера». Или «быстрота исчезания конфет из вазы на кухне».

В математике Производная —характеризует скорость изменения функции в некоторой точке.

Понятие производной возникло как математическое описание скорости движения. Поэтому важнейшим прикладным применением производной является вычисление скорости.

Начиная с 15 века, нам знакома формула производной. В своих трудах её применяет выдающийся итальянский математик Тартальи, рассматривая вопрос о зависимости дальности полёта снаряда от наклона орудия.

Это понятие также часто встречается в работах других известных гениев в области математики 17 века. Им пользуются Ньютон и Лейбниц. В 1666 г. независимо друг от друга Ньютон и несколько позднее Лейбниц построили теорию дифференциального исчисления. Решая задачи о мгновенной скорости, Ньютон пришел к понятию производной, а Лейбниц, - рассматривая геометрическую задачу о проведении касательной к кривой.

(2 ученик) Производную функции можно применить там, где есть неравномерное протекание процесса:

Например: в физике - это переменный ток, радиоактивный распад, неравномерное механическое движение, задачи на скорость движения материальной точки в некоторый момент времени.

- в химии: Производную в химии используют для определения скорости химической реакции.

- в географии: Производная помогает рассчитать некоторые значения в сейсмографии, радиоактивность ядерно-геофизических показателей, многие значения в экономической географии, например, вывести формулу для вычисления численности населения на территории в заданный момент времени

– в экономике: для нахождения производительности труда, максимального выпуска продукции и прибыли при минимальных издержках.


- Ну что, убедили мы вас, что производную надо изучать. А чтобы научиться использовать производную функции в различных областях, необходимо элементарно научиться её находить.

- Какую цель сегодня мы поставим перед собой на уроке? (Научиться находить производные функций, используя правила и формулы дифференцирования.)

Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема урока

«Правила дифференцирования»

  1. Актуализация опорных знаний

Итак, давайте повторим основные понятия:

- Какая операция называется дифференцированием? (Дифференцирование – это операция нахождения производной).

- Каков физический смысл производной перемещения? (Скорость)

- Какие правила дифференцирования используются при вычислении производной? (к доске приглашаются желающие учащиеся, все остальные записывают примеры в тетрадях):

а) производная суммы ( приводит свой пример f (x) = 4х2 + 5х + 8, ответ f / (x) = 8х + 5 )

б) производная произведения (f (x) = (x + 1) · x2 , ответ: f /(x) =  1 · x2 +(х+1). 2х = х2 +2х2 +2х = 3х2+2х)

в) производная, содержащая постоянный множитель (f (x) = -5x4 , ответ: f /(x) =  -20х3 )

г) производная частного (f (x) = x2/ x-1, f /(x) =  . (х-1) – х2 )

(х-1)2

Мы повторили правила, значит можно приступать к решению задач.


  1. Решение задач

- Откройте форзац учебника, где приведены все правила дифференцирования, пожалуйста можете ими пользоваться.

- Сегодня я предложу вам примеры, которые я подобрала из другого учебника, в том числе и для домашнего задания, чтобы попытаться исключить списывание из ГДЗ. Начинаем с простых примеров.


1 Найти производную степенной функции

а) f (x) =  х5 (ответ f /(x) =  5х4)

б) f (x) =  х -5 (ответ f /(x) =  -5х -6 )

в) f (x) =  (х +2)5 (ответ f /(x) =  5 (2х+2)4)

г) f (x) =  (2х +2)5 (ответ f /(x) =  5*2 (2х+2)4= 10(2х+2)4 )


2

Найти f /(3) и f /(0), если f (x) = - х2 +2х - 1

Ответ:

f / (x) =  -2х +2

f / (3) = -2*3 + 2 = -4 

f / (0) = -2*0 + 2 = -2 


3

Найти производную функции

а) f (x) =  -х2 +3х+1 f /(x) = -3х2 + 3

б) f (x) =  2,5х – 4 f /(x) = -10х -5

в) f (x) =  х3(х-2) f /(x) = 3х2 (х-2) + х3

г) f (x) =   х4 f /(x) = 3 (3х-2) – х4 *3 = 12х4 – 8х3 -3х4 = 4 -8х3

3х-2 (3х-2)2 (3х-2)2 (3х-2)2



4 Тело массой 4 кг движется прямолинейно по закону S(t) = -t2 +8t + 1.

а) Выведите формулу для вычисления скорости движения точки в любой момент времени;

б) найдите скорость в момент t=3c;

в) через сколько секунд после начала движения точка остановится.

Решение: Скорость v(t) есть производная пути, тогда

  1. v(t) = S/(t)

v(t) = -2t + 8

б) v(3) = 7 м/с

в) v(t) = 0 (скорость равна 0, значит точка остановится)

-2t+8=0

t = 4c



- Сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали и закрепили правила дифференцирования, что позволит нам с вами уверенно двигаться дальше в изучении производной тригонометрической и показательной функций. Домой я вам предлагаю следующее задание:



  1. Домашнее задание: Найти примеры задач из других предметных областей, где применяется производная (оформить в виде реферата), дом. задание - примеры приведены на листиках, кладем их себе в дневники

Найти производную

f (x) = х3 + 3х2 + х -1

f (x) =

f (x) = (х+1)2(х-4)3

f (x) =



6. Самостоятельная работа с самоанализом

Вы уже все считаете себя выпускниками, готовитесь к экзаменам, видите себя абитуриентами колледжа, института. Как будущие студенты, вы должны уметь анализировать свою работу, искать ошибки, давать оценку проделанной работе. Поэтому я вам предлагаю выполнить самостоятельно работу по правилам дифференцирования. По окончанию, вы поднимаете руку, я смотрю, что работа готова к проверке, вы кладете ручку, берете карандаш, сканируете QR-код и проверяете свою работу. Успехов вам.


Вариант 1

№1 Найти производную степенной функции

а) х6 б) х -10 в) (3х – 1)4

№ 2

Найти f /(3), если f(x) = x 4

№ 3

Найти производную функции

а) f(x) = х2 + х -1

б) f(x) = -0,5 х12

в) f(x) = (х+7) х2

г)











Вариант 2

№1 Найти производную степенной функции

а) х9 б) х -12 в) (7х – 1) - 4

№ 2

Найти f /(2), если f(x) = x 5

№ 3

Найти производную функции

а) f(x) = х2 - х + 3

б) f(x) = -0,2 х10

в) f(x) = (х - 6) х3

г)











1 вариант Ответ:

№1

а) (х6) / = 6х5

б) (х -10) / = -10 х -11

в) ((3х – 1)4) / = 12(3х-1) 3

№ 2

f /(x)= 4х3, f /(3) = 4*33=108

№ 3

а) f /( х)= 2х + 1

б) f /(х) = - 0,5*12х11 = - 6х11

в) f /(х) = (х+7)/ х2 + (х+7) (х2) / =1*х2 + (х+7)*2х = х2 +2х2 +14х = 3х2+ 14х

г)f /(x) =





















2 вариант Ответ:

№1

а) (х9) / = 9х8

б) (х -12) / = -12 х -13

в) ((7х – 1) - 4) / = - 28 (7х-1) -5

№ 2

f /(x)= 5х4 , f /(2) = 5*24 = 80

№ 3

а)f /( х)= 2х - 1

б) f /(х) = - 0,2*10х9 = -2х9

в) f /(х) = (х-6)/ х3 + (х-6) (х3) / =1*х3 +3х2 (х-6) = х3 +3х3 - 18х2 = 4х3 - 18х2

г) f /(x) =






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правила дифференцирования

Автор: Колесникова Наталья Владимировна

Дата: 27.01.2022

Номер свидетельства: 598999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Основные правила дифференцирования"
    ["seo_title"] => string(39) "osnovnyie_pravila_diffierientsirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "388632"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486399370"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Правила дифференцирования"
    ["seo_title"] => string(28) "praviladiffierientsirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "289086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454737930"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока математики на тему «Правила дифференцирования»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_matiematiki_na_tiemu_pravila_diffierientsirova"
    ["file_id"] => string(6) "362063"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479934464"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "«Вычисление производной степенной функции, правила дифференцирования»"
    ["seo_title"] => string(71) "vychislieniieproizvodnoistiepiennoifunktsiipraviladiffierientsirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "321718"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461369663"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока алгебры "Правила дифференцирования""
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_algebry_pravila_differentsirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "586553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631436332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства