kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по алгебре и началам математического анализа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытогой урока по алгебре и началам математичекого анализа по теме "Производная" в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по алгебре и началам математического анализа»

Открытый урок по теме «Производная».

Класс: 10

Дата: 10.12.2025г.

Цели урока: (слайд 2)

  • Образовательная: повторить формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический смысл производной. Закрепить навыки решения задач с использованием производной.

  • Воспитательная: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, взаимопомощи. Содействовать формированию активной творческой деятельности.

  • Развивающая: развить коммуникативные навыки во время совместной работы. Развить умения работать самостоятельно.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  • Презентация исследовательского характера;

  • Мультимедийный проектор;

  • Карточки с задачами;

  • Оценочные листы;

  • Справочный материал с основными формулами и правилами.

План урока:

  1. Организационное начало урока, целеполагание (3 мин.).

  2. Показ исследовательской презентации «Значение производной» (10 мин.).

  3. Работа по карточкам (у доски 3 чел.), для остальных – устный счет (8 мин.).

  4. Работа с тестом (взаимопроверка, баллы выставляются в оценочный лист) (10 мин.).

  5. Работа по карточкам (указать пары «функция – график производной этой функции») (взаимопроверка, баллы выставляются в оценочный лист) (8 мин.)

  6. Подсчет баллов в оценочных листах (3 мин.)

  7. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. ( 3мин.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова И.Ньютона (слайд 1)

«При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила»

и слова М.В.Ломоносова «Примеры учат больше, чем теория»

Учитель: Производная относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер, и широко применяются в физике, химии, биологии, в технике и других отраслях наук. Это в значительной степени повышает роль межпредметных задач при изучении темы: “Производная”. Изучение материала по теме урока имеет принципиально важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических и технических задач, то есть возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Показать исследовательскую презентацию по теме «Применение производной». (10мин) (презентация детей)

2.Ответь на вопрос: (вопросы проецируются на доску) к доске приглашаются 3 ученика (они вытягивают номер вопроса, на который будут отвечать) (8 мин)

Вопросы: (слайд 4)

  1. Дать определение производной функции. Какая операция называется дифференцированием? Запишите правило нахождения производной суммы и произведения. Найти производную

у = (Витя Б.)

( Производной функции f в точке x0 называется число, к которому стремится разностное отношение = при , стремящимся к нулю. Нахождение производной данной функции f называется дифференцированием). 1) (u + v)’ = u’ + v’ 2)(uv)’ = uv + uv)

  1. В чем состоит геометрический (механический) смысл производной? Найти производную (Артём М. ) (геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке. Касательная к графику дифференцируемой в точке х0 функции f- это прямая, проходящая через точку (х0; f0)) и имеющая угловой коэффициент f’(х0). Механический смысл производной состоит в том, что производная от координаты по времени есть скорость (V(t) = x’(t) ). Производная от скорости по времени есть ускорение. (a = v’(t) )

  2. Какую функцию называют дифференцируемой? Запишите правило нахождения производной частного , степени. Найти производную (Булат Н.)

у = (Функцию, имеющую производную в точке х0, называют дифференцируемой в этой точке) ́ = 2) (xn)’ =nxn-1 .

В это время с классом проводится устная работа.

III .Устная работа: найти производную: (слайд 3)

  1. у = 4x4; 2) y = ; 3) y = ; 4) y = 3 ; 5) y = ; 6) y = ; 7) y = ; 8) y = 2tg 2x; 9) y = 4 - ; 10) y =

IV. Тест № 1 (проецируется на доску) (слайд 5)

  1. Найдите значение производной функцииy = 0 = 3

  1. 2; 2) 0; 3) - 2 4) - 3

  1. Решить уравнение f’(x) = 0 , если f(x) = (3x2 + 1) (3x2 – 1)

  1. ; 2) 2 ; 3) ; 4) 0;

  1. Вычислите f’(1), если f(x) = (x2 + 1)( x3 + x)

  1. 0 ; 2) 12; 3) – 2; 4) – 6.

  1. Найдите производную функции f(x) = x -

  1. 2 ; 2) 1 - 2 ; 3) 1 + 2 4) 1 +

5.Точка движется прямолинейно по закону: S(t) = t3 – 3t2 . Выберете формулу, которая задает скорость движения этой точки в момент времени t.

1) t2 – 2t; 2) 3t2 – 3t; 3) 3t2 – 6t; 4) t3 + 6t.

№ задания.

1

2

3

4

5

№ ответа.

1

4

2

2

3

Ответы к тесту ( проецируются на доску) (слайд 6)





Критерии оценок: «5» - 10 – 11баллов, «4» - 8 -9 баллов, «3» - 5 – 7 баллов. (за два теста)

Пока уч-ся выполняют тест. Два сильных ученика решают задачи у доски: (слайд 7)

  1. Тело массой m0 движется прямолинейно по законуs(t) = . Доказать, что сила, действующая на тело, пропорциональна кубу пройденного пути. (Айсулу)

Решение: Из курса физики известно, что F = m0a. Воспользуемся тем, что a(t) = V’(t), а мы знаем, что V(t) = S’(t).

S’(t) = = т.е V(t) =

a(t)= V’(t) = = = = 2 2(s(t))3



  1. Тело массой 10 кг движется прямолинейно по закону: S (t) = 3t2 + t + 1. Найдите кинетическую энергию тела через 4 с после начала движения. (Илья)

Решение: Ek= . Найдем скорость движения тела в момент времени t:

V = S’(t) = (3t2 +t + 1)’ = 6t + 1. Вычислим скорость тела в момент времени t = 4c;

V(4) = 6 4 + 1 = 25. Ek = = 5 252 = 3125 (Дж)

V. Выполните задание: (тест № 2) (слайд 8)


На столе у каждого учащегося находятся карточки с тестом, нужно указать пары “функция – график производной этой функции”.


График

Функция

у = 2х – х3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у = 2х – 7

 

 

 

 

 

 

у = 2х + х4

 

 

 

 

 

 











Ответы к заданию (слайд 9)


График

Функция

у = 2х – х3 у ,= 2 – 3х2

+

 

 

 

 

 

у , = х2 + 2

 

 

+

 

 

 

у , = х

 

+

 

 

 

 

у ,= х + 2

 

 

 

+

 

 

у = 2х – 7 у ,= 2

 

 

 

 

 

+

у = 2х + х4 у , = 2 + 4х3

 

 

 

 

+

 



VI. Подведение итогов урока, рефлексия.

  1. Самооценка труда учащихся:

  • Выполнил ли программу урока полностью;

  • Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;

  • В каких знаниях уверен.

  1. Оценка работы класса учителем. (слайд 10)

Сегодня на уроке вы демонстрировали свои умения в решении задач по теме «Производная», при этом показали знание теоретического материала. Закончить урок хочется словами Галилея: «Если бы мне пришлось начать вновь своё обучение, то я последовал бы совету Платона и принялся бы сперва за математику, как науку, требующую точности и принимающую за верное только то, что вытекает как следствие из доказанного».

  1. Домашнее задание: (слайд 11)

1.Придумать и решить 2 задачи прикладного характера.

2. Выполнить задание № 28.41(а), 42(б), 45(в,г).












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по алгебре и началам математического анализа

Автор: Базарбаева Ольга Серикпаевна

Дата: 15.12.2025

Номер свидетельства: 679085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-alghiebry-v-10-klassie-po-tiemie-uravnieniie-kasatiel-noi-k-ghrafiku-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "103107"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567811"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Геометрический смысл производной" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-po-tiemie-gieomietrichieskii-smysl-proizvodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "237479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444320666"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-ramkakh-tiekhnologhii-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149833"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420321347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства