kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Об уравнениях, счастье и треугольнике в математическом городе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы не раз говорили об этом на уроках литературы, обществознания, истории, географии и других и приходили к выводу о том, что человечество в разные времена стояло перед выбором: что для него важнее – материальные блага или духовная жизнь? Иметь или быть?

Просмотр содержимого документа
««Об уравнениях, счастье и треугольнике в математическом городе»»



Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №1 – Готопутовская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок математика и литература 11 класс

Учитель математики Ноговицина Е. Н.

Учитель литературы Ивакина Л. П.

Тема: «Об уравнениях, счастье и треугольнике в математическом городе»

Цели:

  • Отработка навыков решения показательных, логарифмических и иррациональных уравнений;

  • Актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Е.Замятина;

  • Углубить знакомство с романом “МЫ” и на основе его сюжета построить математический город;

  • Воспитание самостоятельности достижения конкретной цели;

  • Развитие литературной и математической речи;



1.Организационный момент. Приветствие учащихся

2. Вступление

Учитель математики:

Проблема выживания человечества стала в наши дни глобальной.
-Что мы оставим будущему поколению?
-Какие ценности?
-От чего это зависит?

Вы не раз говорили об этом на уроках литературы, обществознания, истории, географии и других и приходили к выводу о том, что человечество в разные времена стояло перед выбором: что для него важнее – материальные блага или духовная жизнь? Иметь или быть?

Спор этот длится давно. Не окончен он и в наши дни. Попробуем и мы сегодня поразмышлять на эту тему. Начать наш разговор я хочу с некоторой информации, дающей повод для этого размышления.

Бытует мнение, что люди делятся на лириков и физиков (слайд 1). Но история доказывает, что деление — это очень условно. Интересы человека многообразны. (слайд 2) Великий писатель А.С. Грибоедов закончил физико-математический факультет Пятигорского университета. (слайд 3) Всем известная сказка «Приключение Алисы в стране чудес» написана математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджем Доджсоном под псевдонимом Льюис Керролл. (слайд 4) Известны литературные труды великой Софьи Ковалевской. (слайд 5) Знаменитая русская актриса Маргарита Терехова училась на физмате. (слайд 6) Известные всем барды Никитины Татьяна и Сергей, песни которых мы знаем, в настоящее время имеют высокую научную степень. (слайд 7) Российский певец и композитор Валерий Миладзе, окончил Николаевский кораблестроительный институт, кандидат технических наук. Этот ряд можно продолжить еще не одним именем, в том числе именем талантливого инженера - кораблестроителя, автора романа, который считается одним из классических произведений не только русской, но и мировой литературы XX века. Как вы думаете, о ком и чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы будем поговорим о произведении писателя Евгения Замятина (слайд 8), который признавался «У меня две жены - литература и техника», но не только ещё мы повторим тему «Уравнения». И назовем мы наше занятия так: (слайд 9) «Об уравнениях, счастье и треугольнике в математическом городе»

Учитель литературы:

Художественная фантазия помогала смелому чертёжнику на ватмане миром точных чисел и геометрией вторгнуться в «хаос» и «сон»

-Что такое «мы»? (это фантастический роман)

-Каков жанр этого романа? (роман антиутопия, роман предупреждение)

-В какое общество нас погружает автор? (в общество, где решены все материальные запросы, где удалось выработать математически выверенное счастье путем человеческой индивидуальности)

-Перед нами город. Найдите описание города в романе (учащиеся зачитывают)

-Что вы ещё узнали о городе? (был единый правитель, благодетель города «Интеграл», существовало Бюро хранителей, у жителей не было привычных имён, звали их нумерами О-90, Д-503, Р-13 и другие)

Учитель математики:

Сегодня попытаемся понять отличаемся ли мы от персонажей романа. Пройдемся по улице Показательной. Прогуляемся по проспекту Логарифмическому. Остановимся на бульваре Иррациональности.

Как и в любом городе, необходимо зарегистрироваться. А для этого мы напишем простой тест (учащиеся решают тест).

Тест

«Линейные, квадратные и дробно-рациональные уравнения»

  1. Число 6 является корнем уравнения:

1) 2) 3)

4) 5)

  1. Найдите количество корней уравнения

1) 2; 2) 0; 3) 1; 4) 3; 5) 4.

  1. Найдите наибольший корень уравнения

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5; 5) 6.

  1. Квадратным уравнением является:

1) 3) 5) .

2) 4)

  1. Найдите сумму корней уравнения

1) 9; 2) ; 3) ; 4) 4; 5) 12.

  1. Меньший корень уравнения принадлежит промежутку:



1) 2) 3) 4) 5)

(Самопроверка теста со слайда (слайд 10))

ОТВЕТЫ

  1. 4

  2. 3

  3. 1

  4. 2

  5. 3

  6. 2

(самооценка теста со слайда (слайд 11))

Мы успешно справились с регистрацией в нашем городе. Продолжим знакомство с ним.

Учитель литературы

-Расскажите, какой была жизнь у жителей Единого государства?

-Какое их основное занятие? (строительство «интеграла»)

-Каков был ритм жизни? (зачитываются фрагменты романа)

Учитель математики:

-Хотели бы вы жить по такому распорядку?.. Почему? (ответы учащихся)

-А разве мы не по звонку начали занятие? Не по команде написали тест? Одновременно сдали?

Вывод: (учащиеся)

(Хотя мы и одновременно пришли на занятие, одновременно начали выполнять тест, но каждый выполнял в своем темпе, кому то было легко, кому то труднее, мы закончили в разное время. У нас была возможность выбрать способ решения. Выполняя одно и тоже задания мы не теряли своей индивидуальности).

В едином государстве, как вы помните, было Бюро хранителей. Я предлагаю на нашем сегодняшнем занятии тоже создать бюро хранителей в составе Рымаревой Виктории, Трескиной Яны и Истоминой Анны.

И так, пройдемся по нашему городу под замечательную музыку Музыка Э. Грига «Утро»). В момент остановки музыки соберитесь парами (после следующей остановки – тройками, затем - группами по четверо)

Учитель литературы:

- Ребята мы с вами объединились в группы.

-Сейчас мы будем работать по группам. Каждая группа должна рассказать о разных сторонах жизни единого Государства с позиции нумеров, живущих там.

1 группа Устройство Единого Государства (раздаточный лист начертить модель Единого Государства)

БЛАГОДЕТЕЛЬ – глава государства

БЮРО ХРАНИТЕЛЕЙ (и множество шпионов) – полицейская система

Часовая Скрижаль – «сердце и пульс Единого Государства»

Зелёная Стена – нерушимая граница

Газовый колокол – «вырезание фантазии»

(как только в человеке пробуждается «я» и появляется фантазия, её вырезают)



Город создан из стекла, стерильность и холодный блеск которого еще более подчеркивают его безжизненность.

Даются краткие пояснения членами группы

Единое Государство работает как часы, здесь делается всё для процветания государства.

Во главе стоит Благодетель. Он выполняет функцию устрашающего деятеля. Его никто не видел, но все перед ним преклоняются. Благодетель выступает в качестве палача

Благодетель опирается на бюро хранителей. Хранители – это шпионы, занимающиеся доносами, слежками.

Благодетелю служит Медицинское бюро, которое устраняет неполадки в людях. У нумера Д – 503 появилась душа, которую в конце романа устраняют. С помощью различных операций людей превращают в машины, винтики.

Хирургов, которые спасают жизнь человека, объявляют преступниками. Все люди в Едином Государстве живут по определенному расписанию, покорены одной воле. Всё подчинено «мы». Но стоит только кому- то начать думать иначе, он тотчас уничтожается (Зачитывается текст: запись 9).

Принципы жизни в Едином Государстве. Эти принципы ведут к обезличиванию, к «мы», обесцениванию всех человеческих ценностей.

А) упрощённость

Б) единообразие, уравниловка

В) изоляция (зеленая стена отделяет от остального мира)

Г) регламентация

2 группа Искусство Единого Государства (музыка, литература, журналистика)

Дать письменный ответ на вопрос «Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?»

«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

«стерильное, безукоризненное небо»

«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»

«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.

Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.

Какой отпечаток наложило Единое Государство на искусство, философию?

Искусство выполняет заказ Государства, нет чувств, нет эмоций. В поэзии воспевается красота куба, квадрата. Философия – служанка Государства. Ради достижения поставленной цели государством можно убить человека. Несвобода считается счастьем.

В этом идеальном городе не существует как такового искусства, поскольку оно заменено Музыкальным заводом. Главным должен стать марш.

Это учреждение воспроизводит только марши, призванные вселять в номера бодрость духа и еще более объединить их в единое целое. Наиболее популярными произведениями у обитателей Единого Государства оказываются красные «Цветы Судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансы о половой гигиене». Люди напоминают детали огромной машины: «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке».

Прослушивание песни Бориса Гребенщикова «Под небом голубым.»

-Как должны были отреагировать жители Единого Государства на такую музыку?

От стихов осталась лишь рифма и стихотворный размер. Люди, слушающие классическую музыку – дикари.

Прочтение стихотворения (по выбору учащихся)

Вывод: Итак, искусство прославляет Единое, наука упрочивает его устои, философия обосновывает и определяет принципы существования государства

3 группа Наука и Образование в Едином Государстве

Наука служит для завоевания миров, направлена на подчинение людей. Удалив в мозгу какую – либо связку, можно обездушить человека.

(запись из книги)

Главная наука в Едином Государстве – это математика. Что не подчинено формулам, подлежит уничтожению. Гармония цифр оправдывает все поступки.

Учитель математики: (цитирует) «...Уравнения, формулы, цифры... – и это – ничего не понимаю! Ничего... Если бы знать, что там, выше? И если бы знать: кто - я , какой – я?»

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.

Жители проспекта Логарифмического с Рымаревой В. вспоминают способы решения логарифмических уравнений, решают их и готовят одно из уравнений для всего класса.

Жители улицы Показательной с Трескиной Яной вспоминают способы решения показательных уравнений, решают их и готовят одно из уравнений для всего класса.

Жители, проживающие на бульваре Иррациональности с Истоминой Анной, вспоминают способы решения иррациональных уравнений, решают их и готовят одно из уравнений для всего класса.

(После работы в группах, представители каждой группы рассказывают о методах решения каждого вида уравнений и решают по одному уравнению каждого вида на доске)

Учитель литературы:

Пока, ребята, вы раздумывали на вопросы о романе «Мы» Бюро хранителей задумалось о том, почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема? Сейчас мы предоставим им слово.

4 группа Бюро Хранителей (полицейская система, правосудие)

Отвечают на вопрос: «Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?»

Учитель математики:

В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?

Ребята, когда на занятии я вижу ваши улыбающиеся лица, я невольно вспоминаю эти строки

Но в нашем городе мы искренне радуемся успехам друг друга и поэтому знаменатель стремится к нулю, а значит, дробь стремится к бесконечности, то есть к бесконечному блаженству. Неправда ли красиво?

В Едином государстве, где царит гармония разума и математического расчета, обещающего всеобщее счастье и процветание.

Кто же счастлив в романе «Мы»?

(…Таблица умножения мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда -- понимаете: никогда -- не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения…)

(Зачитывается 5 запись , Запись 12-я) (текст)

- А ведь в романе есть еще несколько прекрасных математических описаний.

Давайте поработаем с текстом.

- Сонет “счастье”.

Вечно влюбленные дважды два,

Вечно слитые в страстном четыре,

Самые жаркие любовники в мире-

Не отрывающиеся дважды два…



Учитель литературы:

-В нашем городе мы свободны. А в романе, что означало свободу?

- Свобода это фантазия.

- Фантазия это болезнь главного героя

- Как об этом пишет Е. Замятин?

- “ Имя этой болезни: фантазия. Это – червь, который выгрызает черные морщины на лбу. Это лихорадка, которая гонит вас бежать все дальше – хотя бы это “ дальше” начиналось там, где кончается счастье. Это последняя баррикада на пути к счастью. И радуйтесь: она уже взорвана.

Путь свободен.

Трехкратное прижигание жалкого мозгового узелка Х-лучами – и вы излечены от фантазии – навсегда.”

-Можем ли мы принять такое счастье?



-Счастье?!... Это что за явление в вашей жизни?...

-Что значит для вас - быть счастливым?...

Что такое счастье? Подберите ассоциации. Учитель записывает на доске слова, подобранные учениками. (Счастье - это радость, удача, достаток, любовь, мир, семья, понимание, свобода, успех, благополучие:) 



Учитель математики:

Ведь тогда не было бы прогресса ни на нашем уроке, ни в жизни вообще.

Вы обратили внимание на расстановку мебели на нашем занятии?

Это треугольник – замкнутая ломаная! Как говорил герой романа «Мы» «… и я начинаю понимать, что и всё – таки я, он и О – треугольник, пусть даже не равнобедренный, а всё – таки треугольник. Мы семья» Можем ли мы сказать, что мы треугольник? Какой треугольник? Можем ли мы сказать, что мы одна семья? Есть ли у нас общая цель?

(ответы учащихся)

И так, в романе МЫ означает толпу, не имеющая права на мысль. В городе Евгения Замятина народ это население. В нашем импровизированном городе МЫ – это единомышленники. Мы с вами народ, который осознает свою значимость и стремится к поставленной цели.

Учитель литературы:


Вместе с вами мы рассказали о том, как устроена жизнь Единого государства. Поразмышляли на философскую тем: «что же такое счастье». Сравнили наше понимания счастья с его понятием в Едином государстве.

Нам осталось подвести итог.

Так все же кто мы физики или лирики?

Кем вы ощущаете себя?

Д/З:

по математике: письмо по электронной почте вариант ЕГЭ.

По литературе: тест по роману «Мы»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Об уравнениях, счастье и треугольнике в математическом городе»

Автор: Ноговицина Елена Николаевна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Математическая игра  «Умники и умницы» "
    ["seo_title"] => string(43) "matiematichieskaia-ighra-umniki-i-umnitsy-1"
    ["file_id"] => string(6) "164703"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422689471"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(21) "vielikiie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "137827"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417438812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока: «Решение задач двумя способами. Закрепление». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-dvumia-sposobami-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "128991"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415621177"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Творческие задачи к ЕНТ "
    ["seo_title"] => string(28) "tvorchieskiie-zadachi-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "132083"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416284717"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства