Просмотр содержимого документа
«Формулы сокращённого умножения.»
АЛГЕБРА 7 класс.
МАЛИКОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА,
МОУ гимназия № 19 им. Н.З.Поповичевой г. Липецка
Программа – государственная.
УМК Алгебра. Учебник для 7 класса с углубленным изучением математики. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, «Мнемозина».
Тема урока: «Формулы сокращённого умножения.
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели урока:
1) Дидактические: силами учащихся вывести формулы квадрата суммы и квадрата
разности двух выражений;
научить использовать данные формулы;
учить сравнивать, делать выводы.
2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения
учащихся.
3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к
математике.
На уроке используются: готовые чертежи, наглядный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!»
Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Сегодня на уроке вам предстоит сыграть роль исследователе, «открыть» две формулы и научиться их применять.
2. Актуализация знаний.
А прежде чем перевоплотиться в сотрудников исследовательского института потренируем свой мозг устными упражнениями:
- Прочитайте выражение слева. Существует ли формула для суммы квадратов?
- Прочитайте выражения справа? Знаем ли мы эти формулы? А хотим узнать?
- Так какие же формулы мы сегодня должны «открыть»?
- Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
3. Изучение нового.
Теперь мы готовыприступить к исследованию и выполнить основную цель нашего урока: вывести формулы для квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Вспомним умножение многочленов ( 3 человека работают индивидуально у доски, остальные в тетрадях по вариантам (3 варианта)).
- Сформулируйте полученное правило возведения разности двух выражений в квадрат.
4. Немного истории.
Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс. лет
тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «а∙b», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b». Например, тождество (а+ b)2 = а2 + 2аb + b2во
второй книге «Начал» Евклида (3 в до н.э.) формулировалось так: «Если прямая линия (имеется в виду отрезок), как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольников, заключённым между отрезками».
Доказательство опиралось на геометрическое соображение.
Некоторые термины подобного геометрического изложения алгебры сохранились
до сих пор. Так, мы называем вторую степень числа – квадратом, а третью степень – кубом числа.
А теперь давайте и мы с помощью рисунка объясним геометрический смысл формулы (а+ b)2 = а2 + 2аb + b2.
5. Закрепление изученного материала.
№ 1 (устно) Выбрать правильный ответ из предложенных.
(с + 11)2 (7у + 6)2 (2х – 3у)2
А с2 + 11с + 121 А 49у2 + 42у + 36 А 4х2 – 12ху + 9у2
В с2 – 22с + 121 В 49у2 + 84у + 36 В 4х2 – 12ху – 9у2
С с2 + 22с + 121 С 49у2 + 36 С 4х2 – 6ху + 9у2
Ответы: С, В, А.
№ 2 (устно) Из актуализации знаний в первом задании найдите квадрат суммы или квадрат разности и представьте в виде многочлена. ((х+3у)2= х2 + 6ху + 9у2; (х – 3у)2 =
х2 – 6ху + 9у2)
№ 3 (устно) Вернуться к возникшей проблеме в пятом задании и сравнить выражения. ( б) 792 + 8522; в) 502 + 392 (50 – 39)2.)
№ 690 (а, д) (1 ученик работает на доске остальные самостоятельно в тетрадях, затем ответы комментируют)
№ 690 (б, е) (самостоятельно, 2 человека работают на скрытых досках, затем ответы проверяются)
№ 707 (а) на доске и в тетрадях решить двумя способами: используя формулу квадрат разности и разность квадратов.
6. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему равен квадрат суммы двух выражений?
- Чему равен квадрат разности двух выражений?
- Чем отличаются формулы?
- Чью работу вы можете сегодня отметить? (Оценки)
Домашнее задание: п. 25, № 682(б), 686(а,г,е,ж), 689, 838*(для желающих)
Благодарю всех сотрудников исследовательского института за проделанную работу. И желаю вам в будущем сделать ещё немало различных открытий.