kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»
Цели урока:
1.  Образовательная:   познакомиться с формулой   суммы   n   первых   членов геометрической прогрессии, учиться применять на практике.
1.    Воспитательная: учить слушать и слышать, уважать чужое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
2.    Развивающие: способствовать  развитию критического мышления через восприятие   информационного   текста;   используя   приемы   технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, садитесь.    
II. Стадия вызова.
    
Сегодня, ребята, мы продолжаем изучение геометрической прогрессии. Давайте вместе с вами вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока.
                                                                                                                       Слайд 1
 вспомним алгоритм изучения темы арифметическая прогрессия.
Работа в тетради, на доске число. Запишем тему урока в тетради: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии.  Мы должны познакомиться с формулой суммы первых п членов  геометрической прогрессии и учиться применять ее                                                                                                                                            Слайд 2
Прежде чем перейти к новой темы, мы с вами продолжаем готовиться к итоговой аттестации.                                                                                             Слайд 3
Работа с сигнальными карточками
У каждой группы на столе находятся карточки с формулами. Учитель называет формулу, дети, молча, поднимают карточку.
 +(n-1)d
   
    Учитель:

•??? обозначение разности арифметической прогрессии
Сейчас вашему вниманию будут представлены слайды с записью членов последовательностей. Вам необходимо определить ее вид и ответить на поставленные вопросы                                                                                                                                                                                          Слайд 4
Итак, мы повторили основные формулы геометрической прогрессии. Вы показали свои знания по предыдущим темам. Скажите, кто из вас играет в шахматы? Представьте себе шахматную доску...
           Слайд 5
По преданию, шахматы были изобретены в V веке нашей эры в Индии. Индийский царь Шерам, впервые познакомившись с шахматами, восхитился их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что замечательную игру изобрёл его подданный Сета, царь призвал к себе мудреца, желая лично наградить за выдумку-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
   Мудрец поклонился.
 
 

Слайд 6
 
  Слайд 7
 Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.
    Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.
   Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…

Слайд 8
 18 квинтиллионов 446 квадриллионов
   744 триллиона 73 миллиарда
   709 миллионов 551 тысяча 615 зерен       Слайд 9 ВЫВОД
   Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой  говорит предание, должна была выразиться  именно таким числом в этом ты сам можешь убедиться.

   Фактически, число зерен, о которых идет речь, является суммой 64 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:

          S = 1+2+22+23+24+…….+262+263       Слайд 10
          III. Осмысление.
 Как выведена и применяется формула для решения подобных задач вам и предстоит выяснить. Откройте учебники на странице 160.
Слайд 11
 Мы выяснили, что сумма n первых членов геометрической прогрессии может быть найдена по формулам:
 запишем их в тетрадь.
Слайд 12

 Слайд 13 первичная проверка знаний

    IV. Рефлексия.
    Вернемся к поставленным в начале урока целям. Чего мы достигли?
Слайд 15

         Домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»


Тема урока «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»

Цели урока:

1. Образовательная: познакомиться с формулой суммы n первых членов геометрической прогрессии, учиться применять на практике.

  1. Воспитательная: учить слушать и слышать, уважать чужое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

  2. Развивающие: способствовать развитию критического мышления через восприятие информационного текста; используя приемы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, садитесь.

II. Стадия вызова.

Сегодня, ребята, мы продолжаем изучение геометрической прогрессии. Давайте вместе с вами вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока.

Слайд 1

вспомним алгоритм изучения темы арифметическая прогрессия.

Работа в тетради, на доске число. Запишем тему урока в тетради: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Мы должны познакомиться с формулой суммы первых п членов геометрической прогрессии и учиться применять ее Слайд 2

Прежде чем перейти к новой темы, мы с вами продолжаем готовиться к итоговой аттестации. Слайд 3

Работа с сигнальными карточками

У каждой группы на столе находятся карточки с формулами. Учитель называет формулу, дети, молча, поднимают карточку.

+(n-1)d


Sn=n


d=


q=




Учитель:



 обозначение разности арифметической прогрессии

Сейчас вашему вниманию будут представлены слайды с записью членов последовательностей. Вам необходимо определить ее вид и ответить на поставленные вопросы Слайд 4

Итак, мы повторили основные формулы геометрической прогрессии. Вы показали свои знания по предыдущим темам. Скажите, кто из вас играет в шахматы? Представьте себе шахматную доску...

Слайд 5

По преданию, шахматы были изобретены в V веке нашей эры в Индии. Индийский царь Шерам, впервые познакомившись с шахматами, восхитился их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что замечательную игру изобрёл его подданный Сета, царь призвал к себе мудреца, желая лично наградить за выдумку-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.

Мудрец поклонился.


Слайд 6

Слайд 7

Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.

Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.

Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…




Слайд 8

18 квинтиллионов 446 квадриллионов

744 триллиона 73 миллиарда

709 миллионов 551 тысяча 615 зерен Слайд 9 ВЫВОД

Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом в этом ты сам можешь убедиться.


Фактически, число зерен, о которых идет речь, является суммой 64 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:


S = 1+2+22+23+24+…….+262+263 Слайд 10

III. Осмысление.

Как выведена и применяется формула для решения подобных задач вам и предстоит выяснить. Откройте учебники на странице 160.

Слайд 11

Мы выяснили, что сумма n первых членов геометрической прогрессии может быть найдена по формулам:

запишем их в тетрадь.

Слайд 12


Слайд 13 первичная проверка знаний



IV. Рефлексия.

Вернемся к поставленным в начале урока целям. Чего мы достигли?

Слайд 15


Домашнее задание



Просмотр содержимого презентации
«формула суммы геометрической пр»

ПРОГРЕССИИ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ 1. Определение 1. Определение  2.Формула n –го члена  2.Формула n –го члена 3. Формула суммы n первых членов.

ПРОГРЕССИИ

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ

1. Определение

1. Определение

2.Формула n –го члена

2.Формула n –го члена

3. Формула суммы n первых членов.

Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии

Формула суммы

первых n членов геометрической прогрессии

  • Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии
  • Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии
ПОВТОРЕНИЕ  1.Установить соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.  2.Устный счет.  3.Работа с сигнальными карточками.

ПОВТОРЕНИЕ

1.Установить соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

2.Устный счет.

3.Работа с сигнальными карточками.

Рассмотрим последовательности: а) 2; 4; 8; 16; 32; 64; … б) 2; 6; 18; 54; 162… в)-10; 100; -1000; 10000; -100000…..  q = - 10 q = 2 q = 3

Рассмотрим последовательности:

а) 2; 4; 8; 16; 32; 64; …

б) 2; 6; 18; 54; 162…

в)-10; 100; -1000; 10000; -100000…..

q = - 10

q = 2

q = 3

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.

Почему так хитро улыбнулся Сета?  Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все зерна пшеницы уместятся в один мешок?
  • Почему так хитро улыбнулся Сета?
  • Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все зерна пшеницы уместятся в один мешок?
Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…  С изумлением внимал царь словам старца.  - Назови мне это чудовищное число,- сказал он в раздумьи.

Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…

С изумлением внимал царь словам старца.

- Назови мне это чудовищное число,- сказал он в раздумьи.

18 446 744 073 709 551 615 -Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

18 446 744 073 709 551 615

-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

Вывод Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.  Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

Вывод

Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.

Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

S=1+2+2 2 +2 3 +…+2 63

S=1+2+2 2 +2 3 +…+2 63

Сумма n первых членов геометрической прогрессии.  S n = b 1 + b 2 + b 3 + … + b n  S n = b 1 + b 1 q  + b 1 q 2  + … + b 1 q n-1  Умножим обе части равенства на q. S n q = b 1 q+b 1 q 2  +b 1 q 3  + … + b 1 q n-1 + b 1 q n Вычтем из второго равенства первое. S n q – S n = b 1 q n - b 1 S n (q – 1) = b 1 (q n - 1)

Сумма n первых членов геометрической прогрессии.

S n = b 1 + b 2 + b 3 + … + b n

S n = b 1 + b 1 q + b 1 q 2 + … + b 1 q n-1

Умножим обе части равенства на q.

S n q = b 1 q+b 1 q 2 +b 1 q 3 + … + b 1 q n-1 + b 1 q n

Вычтем из второго равенства первое.

S n q – S n = b 1 q n - b 1

S n (q – 1) = b 1 (q n - 1)

Закрепление 1. № 648(а) 2. № 649(а)

Закрепление

1. № 648(а)

2. № 649(а)

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Домашнее задание

  • С ОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
  • ПРОГРЕССИИ.
Спасибо!

Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Автор: Жуйкова Ирина Ивановна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока математики в 9 классе на тему"Сумма n-членов геометрической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-summa-n-chlienov-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "170585"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423572720"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок по теме "Сумма n первых членов геометрической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(73) "urok_po_tiemie_summa_n_piervykh_chlienov_ghieomietrichieskoi_proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "370468"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481918862"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Сумма п первых членов геометрической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(117) "urok_matiematiki_v_probliemno_evristichieskom_stilie_tiema_summa_p_piervykh_chlienov_ghieomietrichieskoi_proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "342984"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473431520"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(58) "formula_summy_n_pervykh_chlenov_geometricheskoi_progressii"
    ["file_id"] => string(6) "540421"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582146406"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Геометрическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(33) "gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "216626"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433082600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства