2.Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби:
a) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж)
3. Выполните действия: 4. Упростите:
a) 3 ;
б) .
5. Выполните умножение:
а) (
б) (
в)
г) ( + .
6. Сравните значения выражений:
a) и
б) 3 и 4
7. Внесите множитель под знак корня:
а) 3 б) - в) m ; г) д)
Вариант 2.
1. Вынесите множитель из-под знака корня:
а) б) 2,5 в) 0,25 .
2. Освободитесь от знака корня в знаменателе дроби:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) е) ; ж) .
3. Выполните действия: .
4. Упростите:
а) 0,1
б)(
5.Выполните умножение:
а)(
б)(
в)
г)
6.Сравните значения выражений:
а) 5
б)5
7)Внесите множитель под знак корня:
а)3 б) в) -2 г) д)
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Выносит множитель из-под знака корня.
Разлагает на множители.
Выносит множитель за знак корня.
1
1
2
№ 2
Освобождается от иррациональности в знаменателе.
Применяет основное свойство дроби.
Умножает на сопряженное выражение.
Упрощает дроби
1
1
1
3
№ 3, 4
Упрощает выражения, содержащие знак корня.
.
Выносит множитель за знак корня.
Приводит подобные слагаемые.
1
1
2
№ 5
Выполняет умножение.
Выполняет умножение одночлена на многочлен, содержащий корни.
Выполняет умножение многочлена на многочлен, содержащий корни.
Упрощает выражения, применяя свойства корней
1
1
1
3
№ 6
Сравнивает значения выражений, содержащих корни.
Вносит множитель под знак корня
Сравнивает подкоренные выражения.
1
1
2
№ 7
Вносит множитель под знак корня.
Определяет знак числа
Применяет свойство внесения множителя под знак корня.
1
1
2
ИТОГО
14
СОЧ № 1
Квадратные корни и иррациональные выражения.
Вариант 1.
1. При каких значениях х определено выражение
2. Выполните действия :
3. Упростите:
4. Сократите дробь:
а) , б)
5. Внесите множитель под знак корня:
а) б)
6. Сравните: и
7. Предварительно упростив, постройте график функции
Вариант 2
При каких значениях х справедливо равенство
2. Выполните действия :
3. Упростите:
4. Сократите дробь:
а) , б)
5. Внесите множитель под знак корня:
а) б)
6. Сравните: и
7. Предварительно упростив, постройте график функции
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Находит область определения выражения.
Определяет ОДЗ корня
Находит ОДЗ всего выражения.
1
1
2
№ 2
Выполняет действия с корнями.
Применяет правило умножения корней
Выносит множитель за знак корня.
Упрощает выражение.
1
1
1
3
№ 3
Упрощает выражения, содержащие корни.
.
Применяет свойство корней
Избавляется от иррациональности.
Приводит подобные слагаемые.
1
1
1
3
№ 4
Сокращает дроби.
Разлагает разность квадратов, применяя свойства корней.
Разлагает сумму кубов на множители. Применяет основное свойство дроби.
1
1
1
3
№ 5
Вносит множитель под корень.
Определяет знак выражения.
Применяет свойства внесения множителя под знак корня.
Упрощает подкоренные выражения.
1
1
1
3
№ 6
Сравнивает иррациональные числа.
Применяет ФСУ в выражении.
Сравнивает остатки в выражении.
1
1
2
№7
Строит график функции
Избавляется от иррациональности.
Применяет ФСУ для упрощения.
Применяет свойства корней.
Выполняет построение.
1
1
1
1
4
ИТОГО
20
СОР № 2
Решение квадратных уравнений.
Вариант 1.
1. Решите уравнение - = - 1.
2. При каких значениях a равны значения двучленов 0,5
и ?
3.Составьте квадратное уравнение, имеющее корни и .
4.Длина прямоугольника на 6 см больше его ширины. После того как длину прямоугольника увеличили на 9 см, а ширину увеличили на 12 см , его площадь увеличилась в 3 раза. Найдите периметр первоначального прямоугольника.
5.Один из корней уравнения на 1 больше другого. Найдите m.
6.Известно ,что уравнение имеет корни и . Выразите через k.
Вариант 2.
1. Решите уравнение - = - 3.
2. При каких значениях b равны значения двучленов
и ?
3.Составьте квадратное уравнение, имеющее корни и .
4.Периметр прямоугольника равен 98 см, а его диагональ равна 41 см. Найдите площадь прямоугольника.
5.Разность корней уравнения равна 3. Найдите с.
6. Уравнение имеет корни и . Выразите + через t.
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Решает квадратные уравнения.
Записывает квадратные уравнения в стандартном виде.
Вычисляет дискриминант и находит корни по формулам.
1
1
2
№ 2
Составляет и решает квадратные уравнения.
Упрощает и записывает квадратные уравнения в стандартном виде.
Находит значения переменной.
1
1
2
№ 3
Составляет квадратное уравнение по заданным корням.
.
Применяет теорему Виета.
Составляет квадратное уравнение и записывает его в стандартном виде.
1
1
2
№ 4
Решает задачу с применением квадратного уравнения.
Вводит переменную и составляет уравнение.
Решает квадратное уравнение.
Записывает ответ на вопрос задачи.
1
1
1
3
№ 5
Решает квадратное уравнение с параметрами
Записывает корни уравнения.
Применяет теорему Виета.
Находит значения параметра.
1
1
2
№ 6
Находит значения симметрического выражения
Применяет теорему Виета. Применяет простейшие симметрические выражения для упрощения.
3. Моторная лодка прошла 10 км по озеру и 4 км против течения реки, затратив на весь путь 1 ч. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки равна 3 км/ч.
4. При каком значении параметра с уравнение
(с+2) + 2(с+2)х + 2 = 0
имеет один корень.
5. Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, корнями которого являются числа 3 и 7.
3. Катер прошел 15 км по течению реки и 4 км по озеру, затратив на весь путь 1ч. Найдите скорость лодки по течению реки, если скорость течения реки равна 4 км/ч.
4. При каком значении параметра с уравнение
с - (с+1)х + 2с - 1 = 0
имеет один корень.
5. Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, корнями которого являются числа - 4 и 14.
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Решает квадратные уравнения.
Выполняет замену переменной
Находит корни по теореме Виета.
Составляет совокупность уравнений.
Вычисляет дискриминант и корни уравнения по формулам.
Выполняет замену и вычисляет корни.
1
1
1
1
1
5
№ 2
Сокращает алгебраическую дробь.
Находит корни уравнения.
Разлагает квадратный трехчлен на множители и сокращает.
1
1
2
№ 3
Применяет дробно рациональное уравнение при решении задачи
Вводит переменную и составляет уравнение.
Решает дробно рациональное уравнение.
Отвечает на вопрос задачи.
1
1
1
3
№ 4
Решает квадратное уравнение с параметрами.
Рассматривает равенство первого коэффициента нулю.
Рассматривает равенство Д = 0 и записывает ответ.
1
1
2
№ 5
Составляет квадратное уравнение
Применяет теорему Виета.
Записывает квадратное уравнение.
1
1
2
ИТОГО
14
СОР № 3.
Уравнения приводимые к квадратным. Текстовые задачи.
Вариант 1.
1. При каких значениях а уравнение (а +1) – (3а – 5) х + 1 = 0 имеет единственный корень?
2. При каких значениях х значения дробей и являются противоположными числами?
3. Решите уравнение - + = 0.
4. Мастер и ученик, работая совместно, могут выполнить задание за 6 ч 40 мин. Если сначала будет работать только мастер и выполнит половину задания, а затем его сменит ученик и выполнит оставшуюся часть задания, то всего на выполнение задания будет израсходовано 15 ч. За сколько часов могут выполнить задание мастер и ученик, работая в отдельности?
Вариант 2.
1. При каких значениях bуравнение (2b -1) – (3b– 3) х + 4 = 0 имеет единственный корень?
2. При каких значениях у значения дробей и являются противоположными числами?
3. Решите уравнение + - = 0.
4. Две машинистки, работая совместно, могут перепечатать рукопись за 4 дня. Если бы одна из них перепечатала половину рукописи, а затем вторая перепечатала бы оставшуюся часть, то вся работа была бы закончена за 9 дней. За какое время каждая машинистка, работая в отдельности, может перепечатать рукопись?
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Решает квадратные уравнения с параметром.
Записывает условие получения одного корня, если первый коэффициент равен нулю.
Записывает условие Д = 0, а первый коэффициент не равен нулю.
Находит значение параметра и записывает ответ.
1
1
1
3
№ 2
Решает дробно-рациональное уравнение.
Составляет уравнение и записывает ОДЗ.
Применяет свойства равенства дробей с одинаковыми знаменателями.
Решает квадратное уравнение и проводит отбор корней.
1
1
1
3
№ 3
Решает дробно-рациональное уравнение
Находит общий знаменатель и записывает ОДЗ.
Переходит к решению квадратного уравнения
Производит отбор корней и записывает ответ.
1
1
1
3
№ 4
Решает задачу с применением дробно- ппрационального уравнения.
Выбирает переменную и составляет выражения по условию задачи.
Обосновывает и составляет дробно- рациональное уравнение.
2. Дана функция f(х) = . Не производя построения графика, найдите:
а) координаты точек пересечения графика с осью абсцисс;
б) координаты точек пересечения графика с осью ординат;
в) координаты точек пересечения графика с прямой у = 3х + 4;
г) наименьшее значение функции.
3. + 3х - 2,5.
Постройте график функции и укажите:
а) область определения;
б) множество значений;
в) нули функции и промежутки знакопостоянства;
г) промежутки возрастания и убывания; наибольшее и наименьшее значения функции.4. Решите уравнения: а) - = 81; б) 3( + ) - (х + ) = 24.
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Находит нули функции.
Решает квадратное уравнение.
Записывает координаты нулей функции.
1
1
2
№ 2
Исследует квадратичную функцию.
Находит точки пересечения с осью абсцисс.
Находит точки пересечения с осью ординат.
Находит координаты точки пересечения с прямой.
Находит наибольшее или наименьшее значение функции.
1
1
1
1
4
№ 3
Строит график функции и проводит исследование функции.
Находит координаты вершины параболы и точки пересечения с осями координат.
По найденным точкам строит параболу.
Находит область определения и множество значений.
Определяет нули функции и промежутки знакопостоянства.
Указывает промежутки монотонности и экстремальное значение функции.
2
1
1
1
1
6
№ 4
Решает уравнения, приводимые к квадратным.
Выполняет замену переменной.
Решает квадратное уравнение.
Переходит к заданной переменной и решает уравнение.
Записывает правильный ответ.
1
1
1
1
4
ИТОГО
16
СОР № 5.
Элементы статистики.
Вариант 1
1. График функции + bх + c изображен на рис. 1. Определите знаки bи D.
2. Из лука выпущена стрела вертикально вверх с начальной скоростью 50 м/с. Зависимость расстояния s (в метрах) стрелы до земли от времени полетаt(в секундах) выражается формулой s = 50t - 5 Постройте график этой зависимости. Найдите по графику:
1) Какой наибольшей высоты достиг мяч?
2) В какой промежуток времени он поднимался вверх и в какой опускался вниз?
3) Через сколько секунд после броска мяч упал на землю?
3. Наблюдение за работой шлифовальщиков показало распределение их по затратам времени на обработку одной детали.
Число рабочих
3
8
6
4
Время на одну деталь в минутах
8 - 10
10 - 12
12 - 14
14 - 16
а) Постройте гистограмму, характеризующую распределение числа рабочих по затраченному времени.
б) Найдите моду для ряда, указывающего затраты времени рабочих.
4. На графике показано количество автомобилей марки А и марки В, проданных за год. По горизонтали отложены месяцы, по вертикали – количество автомобилей, проданных за месяц, в тысячах штук. Сколько автомобилей обеих марок было продано за три осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)?
5. Найдите k и m, если точка А(-2; - 7) есть вершина параболы + 8х + m.
Алгебра 8. СОР № 5.
Вариант 2.
1. График функции + bх + c изображен на рис. 1. Определите знаки a, bи D.
2. Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 24 м/с. Зависимость расстояния h (в метрах) от мяча до земли от времени полетаt(в секундах) выражается формулой
h = 24t - 5 Постройте график этой зависимости. Найдите по графику:
1) Какой наибольшей высоты достиг мяч?
2) В какой промежуток времени он поднимался вверх и в какой опускался вниз?
3) Через сколько секунд после броска мяч упал на землю?
3. Наблюдение за работой шлифовальщиков показало распределение их по затратам времени на обработку одной детали.
Число рабочих
3
8
6
4
Время на одну деталь в минутах
8 - 10
10 - 12
12 - 14
14 - 16
а) Постройте гистограмму, характеризующую распределение числа рабочих по затраченному времени.
б) Найдите моду для ряда, указывающего затраты времени рабочих.
4. На графике показано количество автомобилей марки А и марки В, проданных за год. По горизонтали отложены месяцы, по вертикали – количество автомобилей, проданных за месяц, в тысячах штук. Сколько автомобилей обеих марок было продано за три осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)?
5. Найдите k и m, если точка А(-2; - 7) есть вершина параболы + 8х + m.
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Определяет знаки коэффициентов по заданному графику.
Определяет знаки а и в.
Определяет знак D.
1
1
2
№ 2
Строит график зависимости расстояния от времени полета и исследует его.
Проводит построение графика квадратичной функции.
Находит наибольшее значение высоты.
Находит промежутки монотонности.
Находит время падения на землю.
2
1
1
1
5
№ 3
Строит гистограмму и находит моду.
По заданной таблице строит гистограмму.
Находит моду.
1
1
2
№ 4
Определение показателей по графику.
По графику определяет количество выполненных заданий за единицу времени.
Находит общее количество товара.
1
1
2
№ 5
Находит коэффициенты квадратичной функции по заданным координатам вершины.
Находит первый коэффициент по первой координате.
Находит свободный член по второй координате.
1
1
2
Итого
13
СОЧ № 3.
Квадратичная функция и элементы статистики.
Вариант 1
1. При каком a график функции f(х) = + aпроходит через точку В (-1; 2)?
2. Определите значенияa, при которых график функции у = 2 + aлежит выше оси абсцисс.
3. Постройте график функции у = + 3.
4. По интервальной таблице частот случайной выборки составьте таблицу накопленных частот и найдите моду, медиану, среднее значение выборки, дисперсию, стандартное отклонение и постройте комуляту вариационного ряда.
0 - 2
2 - 4
4 - 6
6 - 8
3
6
8
3
5. Найти асимптоты графика функции, заданной формулой у = .
Вариант 2.
1. При каком a график функции f(х) = - aпроходит через точку В (2; 5)?
2. Определите значенияa, при которых график функции у = - + aлежит ниже оси абсцисс.
3. Постройте график функции у = .
4. По интервальной таблице частот случайной выборки составьте таблицу накопленных частот и найдите моду, медиану, среднее значение выборки, дисперсию, стандартное отклонение и постройте комуляту вариационного ряда.
2 - 4
4 - 6
6 - 8
8 - 10
1
2
3
5
5. Найти асимптоты графика функции, заданной формулой у = .
СОЧ № 3.
Квадратичная функция. Элементы статистики.
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Находит значения коэффициентов квадратичной функции по заданным координатам точки.
Вычисляет значения параметра а.
Записывает правильный ответ в промежутках.
1
1
2
№ 2
Определяет значение параметра по положению графика.
Определяет положение ветвей параболы.
Определяет положение вершины.
1
1
2
№ 3
Находит промежутки монотонности.
Строит график заданной функции.
Записывает промежутки монотонности.
2
1
3
№ 4
Проводит исследование статистических данных.
Заполняет таблицу накопленных частот.
Вычисляет моду, медиану и среднее значение выборки.
Вычисляет дисперсию и стандартное отклонение.
Строит комуляту.
1
2
2
1
6
№ 5
Определяет асимптоты дробно-линейной функции.
Находит вертикальную асимптоту. Находит горизонтальную асимптоту.
1
1
2
Итого
15
СОР № 6.
Квадратные неравенства и их системы.
Вариант 1.
1. Решите графически неравенство:
а) - – 16 х – 63 0; б) 12 17 х + 6
2. При каких значениях х значения функции у = – 8 х + 3 больше соответствующих значений функции у = – 3 х + 5?
3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (4 х – 3)(5 х + 7)(х – 3) 0; б) 0.
4. Решите систему неравенств:
а) б)
в) г)
5. При каких значениях bопределено выражение + ?
6. При каких значениях параметра aуравнение 3 – a х + a - 3 = 0 имеет два различных корня?
Вариант 2.
1. Решите графически неравенство:
а) + 3 х – 54 0; б) - 18 27 х - 10 0.
2. При каких значениях х значения функции у = 7 – 10 х + 5 больше соответствующих значений функции у = + 2 х - 3?
3. Решите неравенство методом интервалов:
а) х(х + 2)(8 - х) 0; б)
4. Решите систему неравенств:
а) б)
в) г)
5. При каких значениях bопределено выражение + ?
6. При каких значениях параметра aуравнение 2 + a х + a - 2 = 0 имеет два различных корня?
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Решает графически квадратное неравенство.
Находит корни квадратного уравнения.
Рассматривает положение ветвей параболы и расставляет знаки в интервалах.
1
1
2
№ 2
Сравнивает значения квадратичных функций.
Составляет неравенство.
Решает неравенство графически.
1
1
2
№ 3
Решает неравенство методом интервалов.
Находит точки пересечения с осью абсцисс.
Находит знаки интервалов.
1
1
2
№ 4
Решает систему неравенств.
Находит решение квадратного неравенство.
Находит решение линейного неравенства.
Находит решение системы неравенств.
Записывает ответ в виде промежутка.
1
1
1
1
4
№ 5
Находит область допустимых значений выражения.
Определяет область допустимых значений корня.
Составляет и решает систему неравенств.
Записывает ответ в виде промежутка.
1
1
1
3
№ 6
Решает квадратное уравнение с параметром.
Определяет условие существования корней.
Составляет и решает квадратное неравенство.
Записывает полный ответ.
1
1
1
3
Итого
16
СОЧ № 4
Неравенства.
Вариант 1.
1. Найдите решение неравенства 2 5 х - 3 0, принадлежащее промежутку (2,7; 5).
2. Решите неравенство:
а) 0; б) (х + 3) 0; в) 1.
3. Решите систему неравенств:
4. Найдите область определения функции: у = .
Вариант 2.
1. Найдите решение неравенства 2 5 х - 3 0, принадлежащее промежутку [-7; 0].
2. Решите неравенство:
а) 0; б) (х + 1) 0; в) 1.
3. Решите систему неравенств:
4. Найдите область определения функции: у = .
№ задания
Критерий оценивания
Дескриптор
Балл
обучающийся
№ 1
Находит решение квадратного неравенства.
Решает квадратное неравенство.
Находит решение, принадлежащее данному промежутку.
1
1
2
№ 2
Решает неравенство методом интервалов.
На координатной прямой определяет границы промежутков.
Определяет знаки промежутков.
Применяет область допустимых значений квадратного корня.
Совмещает решение неравенства с областью допустимых значений квадратного корня.
Применяет определение модуля для решения рационального неравенства.
Находит объединение решений неравенств при раскрытии знака модуля.
1
2
1
2
2
1
9
№ 3
Решает систему неравенств.
Находит область допустимых значений.
Применяет метод интервалов в решении неравенства.
Совмещает решение неравенства с областью допустимых значений.
Находит решение квадратного неравенство.
Находит решение системы неравенств.
1
1
1
1
1
5
№ 4
Находит область определения функции.
Определяет область допустимых значений.
Решает квадратное неравенство, содержащее переменную под знаком модуля.