Просмотр содержимого документа
«Системы счисления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на Утверждаю:
заседании педагогического Директор школы:
совета __________ Савинкина Н.В.
Протокол №1 0т 31.08.2017г. Приказ №360 от 01.09.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Системы счисления»
в 8 клаССе
НА 2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Системы счисления» посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в V классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).
Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.
Задачи, предлагаемые в курсе интересны и, часто, не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.
Актуальность программы:
Изучение систем счисления имеет не только исторический интерес: системы счисления находят широкое применение в современной науке и технике. Особенно многочисленны применения двоичной системы. Именно двоичная система оказалась наиболее удобной для конструирования ЭВМ и различных систем передачи информации, где используются миниатюрные элементы с двумя устойчивыми состояниями, в соответствие которым поставлены две цифры 0 и 1.
Цели элективного курса:
расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
3.развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Основные задачи курса:
- привитие интереса к предмету математика;
- развитие творческих способностей у учащихся;
-развивать познавательную деятельность;
- развивать межпредметные связи;
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения учащиеся совершенствуют вычислительные навыки, приобретают умение представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления, использовать схему Горнера для перевода числа в десятичную систему счисления, рассматривая составление алгоритма и программы с привлечением вычислительной техники.
Описание места учебного предмета
Программаэлективного курса «Системы счисления» в 8 классе рассчитана на 34 часа, из расчета 1 ч в неделю (34 недели).
Срок реализации – 1 год
Содержание учебного курса
Исторические сведения(2 ч.)
Способы записи чисел, римские цифры. Запись числа полочками. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов
Основные системысчисления (4ч.)
Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.)
Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую (11 ч.)
Общий случай перевода числа из одной системы счисления в другую. Перевод дробной части смешанного числа.
Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в троичную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические операции в основных системах счисления (7ч.)
Арифметические действия в основных системах счисления. Решение задач, тесты. Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости в различных системах счисления. Представление числа в разных системах счисления.
Конференция «Мир чисел. Мир математики». ( 1ч.)
Презентации учащихся.
Итоговое занятие (1ч.)
Тематическое планирование
№ п/п
Содержание темы
Кол-во
часов
1
Исторические сведения о системах счисления.
2
2
Основные системы счисления
4
3
Перевод чисел и дробей из одной СС в другую
19
Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую
11
Двоичная система счисления.
8
4
Арифметические действия в системах счисления
7
Арифметические операции в основных СС.
3
Признаки делимости в различных СС.
2
Представление числа в разных системах счисления
2
5
Конференция «Мир чисел. Мир математики»
1
6
Итоговое занятие.
1
Итого
34
Результаты и система их оценки
Учащиеся должны уметь:
Выполнять арифметические действия в различных системах счисления.
Представлять числа в различных системах счисления
Использовать схему Горнера.
знать:
- понятие системы счисления;
- виды систем счисления;
- правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Используемая литература
1. Вершинин О.Е. За страницами учебника математики – М.: Просвещение, 1992.
2. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. – М.: Просвещение, 1991.
3. Путеводитель по компьютеру для школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, С-П. изд. Дом Нева, 2013.
4. Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1995.
5. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989.
Приложение к рабочей программе
элективного курса «Системы счисления»
Класс: 8
Количество часов: 34ч.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем
Кол-во
часов
Дата проведения
По плану
По факту
1.
Системы счисления
1
5..09
2.
Системы счисления
1
12.09
3.
Непозиционные и позиционные системы счислений
1
19.09
4.
Непозиционные и позиционные системы счислений
1
26.09
5-6.
Позиционные системы счисления с разными основаниями
2
3.10
17.10
7-9
Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую
3
24.10
31.10
07.11
10.
Решение задач
1
14.11
11
Контрольная работа № 1 по теме: «Основные системы счисления»
1
21.11
12-13
Дробные числа и способы их записи
2
28.11
05.12
14-17
Перевод дробей из одной позиционной системы в другую
4
12.12
19.12
26.12
09.01
18-20
Двоичная система счисления.
3
16.01
23.01
30.01
21-23
Смешанные системы счисления.
3
13.02
20.02
27.02
24.
Решение задач
1
06.03
25.
Контрольная работа № 2 по теме: «Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую»
1
13.03
26-28
Арифметические операции в основных системах счисления
3
20.03
27.03
10.04
29-30
Признаки делимости в раличных системах счисления.
2
17.04
24.04
31-32
Представление числа и дроби в различных системах счисления.