Диагностика в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Диагностика в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Тем более в наши дни, когда происходит серьезное ухудшение в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Отсюда уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
І-ІІІ ступеней №11
ДИАГНОСТИКА
В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Заместитель директора по ВР
Головачёва Е.В.
2015-2016 учебный год
Вступление
Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Тем более в наши дни, когда происходит серьезное ухудшение в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Отсюда уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении; резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией; падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе; крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный экстремизм.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений.
С этой целью был составлен этот сборник диагностик, анкет и тестов для выявления отклонений в поведении несовершеннолетних.
Анкета по профилактике правонарушений
Предлагаем Вашему вниманию анкету по исследованию проблем противодействия и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Внимательно прочитайте каждый вопрос. Ознакомившись с вариантами ответов, выберите нужный и подчеркните его. В случаях, когда ни один из предложенных вариантов ответа Вас не удовлетворяет, напишите, пожалуйста, свой.
Конфиденциальность Вашего личного мнения гарантируется.
1. Сколько Вам лет? ________________________________________________
2. Нравится ли Вам обучение в Вашей школе (лицее, колледже)?
а) да б) нет
3. Приходят ли в Вашу школу (лицей, колледж) посторонние лица?
а) да б) нет
4.Если да, то ими являются:
а) бывшие одноклассники (одногруппниками)
б) граждане, ранее окончившие Вашу школу (лицей, колледж)
в) незнакомые ровесники либо взрослые лица
г) родители других учащихся
5. С какой целью приходят?
а) пообщаться
б) к девушкам
в) с целью вымогательства или сбора денег
г) по служебным вопросам
6. Имеются ли факты вымогательства или сбора денег в Вашей школе (лицее, колледже) со стороны одноклассников (одногруппников), учащихся старших классов (групп) или посторонних лиц?
а) да б) нет
Если есть, то можете их назвать по имени, фамилии, по кличке?
7. Слышали ли Вы о подобных случаях?
а) в вашей школе (лицее, колледже)
б) возле школы (возле лицея, возле колледжа)
в) в своем микрорайоне
г) в дворовом клубе
д) в развлекательных центрах
е) на улице
ж) не слышал
8. Чем они мотивируют сбор денег?
а) нужно помочь товарищу
б) внезапно возникшими у них проблемами
в) сбора на «общак» (для криминальных структур)
г) никак не объясняют
9. Имеется ли в Вашей школе (лицее, колледже) «смотрящий» или «неформальный лидер»?
а) да б) нет
10. Подвергались ли Вы сами вымогательству либо сбору денег (или других материальных средств) со стороны одноклассников (одногруппников), учащихся старших классов (групп) или посторонних лиц, приходящих Вашу школу (лицей, колледж)?
а) да б) нет
Если да, то можете назвать Ваших обидчиков по имени, фамилии, по кличке?
11. Имели ли место факты насилия в отношении учащихся в Вашей школе (лицее, колледже)?
а) да б) нет
12. Знаете ли Вы о группировках криминальной направленности, которые вымогают деньги с учеников, для сбора денег якобы в «общак»?
а) да б) нет
13. Если хотите к заданным вопросам что-либо добавить, запишите.
6. Что толкает подростка на противоправные поступки? (Объяснить самим) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что толкает подростка на противоправные поступки? (Объяснить самим) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. По вашему мнению, кто должен давать знания детям, чтобы предупредить противоправное поведение детей. (Пронумеровать в порядке значимости)
- классный руководитель
- сотрудник полиции
- инспектор по делам несовершеннолетних
- СМИ (средства массовой информации)
- учитель обществознания
- уполномоченный по правам ребёнка
- социальный педагог
- психолог
-семья
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Опросник личностный. Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста. Стимульный материал теста состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Автором выделяются следующие факторы (шкалы) тревожности:
1. Общая тревожность в школе общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Следует отметить, что количество вопросов, «работающих на ту или иную шкалу, различно. Так, например, общую тревожность испытуемого в школе «диагностируют» 22 вопроса, а низкую физиологическую сопротивляемость стрессу - 5. Соответственно получаемые сырые значения по шкалам не уравновешены между собой. Поэтому сравнение результатов по шкалам между собой некорректно. Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны». Стимульный материал:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3.Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Ключи.
Обработка результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: 50%; 75%). Для каждого респондента. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса - абсолютное значение - 50%; 75%. Представление этих данных в виде диаграммы. Количество учащихся, имеющих несовпадений но деленному фактору 50% и 75% (для всех факторов). Представление сравнительных результатов при повторных замерах. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Опросник Басса-Дарки
Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должна стать психокоррекциоиная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности». Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоении и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мадлер, Дуб, Доллард). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа; первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденции. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий...». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ — использование физической силы против другого лица;
2. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3. РАЗДРАЖЕНИЕ — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4. НЕГАТИВИЗМ — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5. ОБИДА — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8. ЧУВСТВО ВИНЫ — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Фамилия _________________ Имя __________Отчество _____________________ ПОСТАВЬТЕ: «да» около тех положений, с которыми вы cогласны, «нет» – около тех, с которыми вы не согласны.
№
ВОПРОС
№
ВОПРОС
1
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
39
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным выражениям».
2
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
40
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
3
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
41
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
4
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.
42
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
5
Я не всегда получаю то, что мне положено.
43
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
6
Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
44
Нет людей, которых бы я по- настоящему ненавидел.
7
Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
45
Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
8
Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.
46
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
9
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
47
Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
10
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
48
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
11
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
49
С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
12
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
50
Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
13
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
51
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
14
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
52
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
15
Я часто бываю не согласен с людьми.
53
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
16
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
54
Неудачи огорчают меня.
17
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.
55
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
18
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
56
Я не могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал её.
19
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
57
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
20
Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
58
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
21
Меня немного огорчает моя судьба.
59
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
22
Я думаю, что многие люди не любят меня.
60
Я ругаюсь только со злости.
23
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
61
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
24
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
62
Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю её.
25
Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
63
Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.
26
Я не способен на грубые шутки.
64
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
27
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
65
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
28
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
66
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
29
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
67
Я часто думаю, что жил неправильно.
30
Довольно многие люди завидуют мне.
68
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
31
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
69
Я не огорчаюсь из-за мелочей.
32
Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.
70
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
33
Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.
71
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
34
От злости я иногда бываю мрачен.
72
В последнее время я стал занудой.
35
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
73
В споре я часто повышаю голос.
36
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
74
Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
37
Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
75
Я лучше соглашусь с чем либо, чем стану спорить.
38
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии образуют показатель Агрессивности. Нормативное значение: 21 ± 4.
Сумма показателей подозрительности и обиды образуют индекс Враждебности. Нормативное значение: 6,5-7± 3.
Сумма показателей физической агрессии, вербальной агрессии и раздражения образуют показатель Уровня Агрессивной Мотивации. Нормативное значение: 21 ± 4.
При этом необходимо учитывать, что УАМ» Агрессивности
Если УАМ Агрессивности, то имеется потенциал агрессии.
Если УАМ
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И.Даниловой для учащихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу. Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят. Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
Мне в школе нравится.
Мне в школе не очень нравится.
Мне в школе не нравится
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
С хорошим настроением.
Бывает по-разному.
Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
Пошел бы в школу;
Не знаю
Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
Мне не нравится, когда отменяют уроки.
Бывает по-разному.
Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
Нет, не хотел бы.
Не знаю.
Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
Рассказываю часто.
Рассказываю редко.
Вообще не рассказываю
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
Мне нравится наш классный руководитель.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
У меня много друзей в классе.
У меня мало друзей в классе.
У меня нет друзей в классе.
10 Как ты относишься к своим одноклассникам?
Мне нравятся мои одноклассники.
Мне не очень нравятся мои одноклассники.
Мне не нравятся мои одноклассники
Обработка результатов.
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам. Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25—30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20—24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, одна-, ко чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень 10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и, правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья. Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.
Качественный анализ. Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты. Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите. О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»). Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа. Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам? »). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе. Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку. Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом: в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом. При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы (именно они включены в сводную таблицу).
Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть справиться с ними и пр.). Следующие 37 - критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие зашитых «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т е решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов), 28 высказываний нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»). Шкала предъявляется обследуемым в виде небольшой тетради с высказываниями, под каждым из которых напечатана 7-ступенчатая шкала (для одноразового использования) Ниже приводятся инструкция и текст методики.
Инструкция: На следующих страницах напечатаны, высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в зависимости оттого, в какой степени оно характерно для вас. Если содержание высказывания совершенно к вам не относится - обведите кружком цифру 1. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас, - обведите цифру 2. Если вам кажется, что вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 3. В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет - обведите цифру 4. Если вы считаете, что это похоже на вас, но вы не уверены, - обведите цифру 5. Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас, - обведите цифру 6. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, вы можете сказать: «Это точно про меня. Очень на меня похоже» - обведите цифру 7. Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на каждой из следующих страниц. Переверните страницу и начинайте работать. Вверху и внизу на последующих страницах с текстом высказываний сформулированы значения ступеней шкалы: совершенно ко мне не относится - 1; не похоже на меня - 2; пожалуй, не похоже на меня 3; не знаю - 4; пожалуй, похоже на меня - 5; похоже па меня - 6; точно про меня 7. Содержание шкалы социально-психологической адаптированности:
1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались какой я, что у меня на душе и я представляюсь перед ними прячу свое лицо под маской.
3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
4. Я предъявляю к себе большее требования.
5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.
6. Я часто чувствую себя униженным.
7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).
8. Я всегда сдерживаю свои обещания.
9. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.
10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
11. Я сам виноват в своих неудачах.
12. Я ответственный человек. На меня можно положиться,
13. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.
14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.
15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
16. У меня мало своих собственных убеждений и правил
17. Я люблю мечтать - иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к действительности.
18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мшу обидчику... Трудно сдерживать себя и таких вещах
19. Я умею управлять собой и своими поступками заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня - не проблема.
20. У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.
21. Меня не очень волнуемо, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят самим собой.
22. Люди, как правило, нравятся мне.
23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
24. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немножко одиноко.
25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться
26. Обычно я легко лажу с окружающими.
27. Мои самые тяжелые битвы - с самим собой.
28. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятельски, чем я ожидаю.
29. В душе я оптимист и верю в лучшее.
30. Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этого заслуживают.
32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.
35. У меня красивая фигура. Я привлекателен (привлекательна).
36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
37. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
38. Мои решения - не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
39. Я часто испытываю чувство вины - даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
40. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.
41. Я доволен.
42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
43. Я чувствую вялость, апатию все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
45. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.
46. Я часто чувствую себя обиженным.
47. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
48. Бывает, что я сплетничаю.
49. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.
50. Это довольно трудно - быть самим собой.
51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.
52. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистичностью.
53. Я терпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
55. Я считаю себя интересным человеком - заметным, привлекательным как личность.
56. Я стеснительный, легко тушуюсь.
57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
59. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
61. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.
62. Я презираю себя сейчас.
63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
64. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или сшуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.
65. Я просто не уважаю себя.
66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
67. В целом я хорошо отношусь к себе.
68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
69. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.
70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
71. Я в какой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.
72. Я удовлетворен собой.
73. Я неудачник. Мне не везет.
74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек
75. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.
76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)
77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?
78. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило меня.
79. Я умею упорно работать.
80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.
81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
82. Я всегда говорю только правду.
83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить меня что-либо сделать надо как следует, настоять и я соглашусь, уступлю
85. Я чувствую неуверенность в себе
86. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.
87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Я умный.
89. Иной раз я люблю прихвастнуть.
90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.
91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
92. Я никогда не опаздываю.
93. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Я отличаюсь от других.
95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
96. Мне все ясно в себе Я себя хорошо понимаю.
97. Я общительный, открытый человек Я легко схожусь с людьми.
98. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
99. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.
100. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли
Коэффициент социально-психологической адаптированности вычислялся по сумме позитивных (/(+)) высказываний, рассортированных школьниками на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негативных (/(-)), попавших в позиции 1, 2, 3:
Ка = Ni++Ni-/1 2 3/
Так как позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента- 74, минимальная – 0. Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптированности, который рассчитывается как сумма позитивных (/(+)) высказываний, распределенных на 1, 2, 3-ю позиции, и негативных (/(.-)), занявших 5, 6, 7-ю позиции шкалы. В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (8-10 классы), для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39 44 баллов. Сопоставление коэффициентов СНА с объективными показателями - успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе — крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных.
Одной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся физико-математической школы) или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности. За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний ребенка, в системе причин и условий возникновения которых школьному психологу и предстоит разобраться. Чтобы расширить возможности качественного анализа полученных с помощью шкалы СПА данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от 1 до 7), на которую они попадали при сортировании их испытуемыми. С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности. Перечисляя эти факторы, в скобках назовем номера составляющих их суждении
приятие - неприятие себя (соответственно суждения 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 и 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99, т е 11 и 9 высказываний);
приятие других - конфликте другими (9, 14, 22, 26, 53, 97 и 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 в целом 6 и 7 высказываний);
эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия) (23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6,42, 43,49, 50, 83, 85, т е 6 и 8 суждений);
ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне пассивность в решении жизненных задач) (4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79: 91, 98 и 13,25,36,52, 70, 71, 73, 77, итого 13 и 9 высказывании);
доминирование - ведомость (зависимость от других) (58, 61, 66 и 16, 32, 38, 69 84 8t - 3 и 6 суждений);
«уход» от проблем (17 18 54, 64, 86 - 5 высказывании).
Достоверность статистических различии, которые выступают между различными группами учащихся в отношении данных факторов (в средних по группам «весовых» значениях), устанавливается с помощью непараметрических критериев критерия Вилкоксона для разностей пар и U-критерия, Манна и Уитни (Л. Закс, 1976). Отбирая суждения, наоравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наиболее и наименее характерными для той или другой группы учащихся. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью критерия Стьюдента
ТЕСТ «Конфликтный ли вы человек»
Этот тест позволит узнать подростку, насколько он может быть конфликтным по отношению к другим людям.
Если вы так, как утверждается в предложении, ведете себя в группе или конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь понять точку зрения другого, считаюсь с ней.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам в другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результата:
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2,7,12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10,15.
Интерпретация:
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это жестокий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который всегда считает себя правым.
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу. Ищут решения, удовлетворяющего все стороны.
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов идти на компромисс.
«Г» - это мягкий стиль, человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей позиции.
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремиться не доводить до конфликта и открытого столкновения.
АНКЕТА «Подросток «группы риска» в социуме»
Я стою на учёте в милиции, потому что:
- я хуже, чем другие
- я как все, но попался именно я
- надо быть более хитрым
- я невезучий
- я несчастный
- я глупый
- другое ______________________________________________________
Я часто прогуливаю школу, потому что:
- мне трудно учиться, я многое не понимаю
- надо мной смеются в школе
- меня не любят одноклассники
- ко мне плохо относятся учителя и воспитатели
- мне не интересно в школе, скучно
- меня надо контролировать: заставлять ходить в школу, заставлять учиться
Моя жизнь, моя судьба – все, что со мной происходит, мне:
- нравится, я доволен
- не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все было по-другому.
Методика выявления склонности к отклоняющемуся поведению
Методика содержит 7 шкал:
Шкала установки на социальную желательность – 15 пунктов;
Шкала склонности к нарушению норм и правил -17 пунктов;
Шкала склонности к аддиктивному поведению – 20 пунктов;
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 21 пункт;
Шкала склонности к агрессии и насилию – 25 пунктов;
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 15 пунктов;
Шкала склонности к делинквентному поведению – 20 пунктов.
Опросник
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов;
2. Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня;
3. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях;
4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями;
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастет маменькиным сынком и ничего не сможет добиться в жизни;
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили;
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте;
8. Иногда я немного хвастаюсь;
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я бы хотел быть летчиком-истребителем;
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность;
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы;
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни;
13. Я всегда говорю только правду;
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально;
15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам;
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов;
17. Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить;
18. Человек должен иметь право выпивать, сколько хочет и где хочет;
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие;
20. Мне обычно затрудняет работу требование выполнить ее к определенному сроку;
21. Иногда я перехожу улицу там, где не положено;
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение;
23. Иногда я не слушаюсь родителей;
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность;
25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом;
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин;
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях;
28. Иногда мне очень хочется сделать себе больно;
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;
30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте;
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества;
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно;
33. Бывает, что мне очень хочется выругаться;
34. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно»;
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков;
36. Мне редко удается заставить себя выполнять работу после ряда обидных неудач;
37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал;
38. Иногда я говорю неправду;
39. Терпеть боль назло бывает даже приятно;
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить;
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником;
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой;
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил;
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе;
45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино;
46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально;
47. Иногда я скучаю на уроках;
48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений;
49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать все, что я думаю о нем;
50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов;
51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей;
52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро;
53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования;
54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку;
55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые смогут смутить окружающих;
56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей;
57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко;
58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных романах;
59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и законы;
60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся;
61. Меня раздражает, когда девушки курят;
62. Мне нравится состояние, которое наступает, тогда в меру и в хорошей компании выпьешь;
63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место;
64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает;
65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю;
66. Я мог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания;
67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни;
68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках;
69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить;
70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку;
71. Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал под руку первую попавшуюся вещь и ломал ее;
72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права;
73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом;
74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают;
75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня;
76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска;
77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально;
78. Я часто не могу сдержать свои чувства;
79. Бывало, что я опаздываю на уроки;
80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом;
81. Секс должен занимать у молодежи одно из главных мест;
82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной;
83. Иногда я не выполнял школьное домашнее задание;
84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения;
85. Мне кажется, что я не способен ударить человека;
86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник оказался безнаказанным;
87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки;
88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали;
89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком;
90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя;
91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью не повлечет наказания;
92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз;
93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение;
94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить;
95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков;
96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу;
97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям;
98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов
Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале присваивается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 15, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 15, то измеряемое свойство можно оценивать, как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.
Ключи 1.Шкала установки на социально-желательные ответы: 2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет),79(нет), 83(нет), 87(нет).
Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.