kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная система "Я - гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная воспитательная система позволяет в полной мере раскрыть гражданско-патриотическое воспитание в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система "Я - гражданин России"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большетумановская основная общеобразовательная школа






Принята решением педагогического совета

(протокол № ___ от __ ______2014г.)

Утверждена:

приказом № ___ от __ ______2014г.







Воспитательная система

«Я – гражданин России»

Срок реализации: 5 лет




Уткина Ираида Викторовна, директор школы,

Коренкова Ирина Александровна,

зам.директора по ВР

Лобанова Валентина Владимировна, зам.директора по УВР






с.Большое Туманово, 2014

Пояснительная записка…………….. ……………………………3

Общая характеристика образовательного учреждения……… ..3

Внешние связи школы………... ………………………………....6

Нормативно-правовая база.………………………………………6

Цели и задачи воспитания воспитательной системы …...….…..8

Системообразующая деятельность ……………………………..10

Механизм реализации воспитательной системы……................20

Система дополнительное образование ………………………….20

Управление функционированием воспитательной системы.….21

Совместная деятельность школы, семьи и общественности..…23

Мониторинг эффективности функционирования

воспитательной системы…………………………..……………..25

Ожидаемый результат…………………………………………….27

Список литературы.……………………………………...……….28

Приложения 1 - «Программа туристско-краеведческой экспедиции «Край родной - Туманово»

Приложение 2 – Анализ гражданско-патриотической работы в школе






















Пояснительная записка.

Каждое новое время перед школой ставит новые задачи Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. Гражданско-патриотическому развитию, воспитанию личности учащегося отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования.

В гражданско-патриотическом развитии и воспитании детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни, становлении россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной организации.

Говоря о развитии воспитательной системы общеобразовательной школы, необходимо затронуть проблему сохранению национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю историю развития государства; опираться на местные традиции, соответствующие российскому менталитету.

Сегодня воспитательная система как «целостный социальный организм» (Л.И.Новикова), как сложное социально-педагогическое явление, целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов (целеполагание, системообразующая деятельность, субъекты деятельности, отношения, механизмы взаимодействия с социумом, управление развитием системы), охватывая весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство, выступает как одно из наиболее эффективных условий реализации государственного заказа в образовании.

Все это вызывает необходимость  в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет  повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть способны к самоактуализации, самореализации, самоутверждению, к непрерывному самосовершенствованию.

С другой стороны, в условиях экономического и политического реформирования изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало резкое расслоение общества. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Семья, как основной социальный институт, перестала выполнять свои воспитательные функции. Отмечаются разрушения нравственно - этических норм и традиций семейного уклада, роль в социализации детей, рост социального сиротства, ухудшение состояния здоровья детей и молодежи.

Вышеназванные проблемы обусловливают особые подходы воспитания со стороны педагогического коллектива.

 В связи с этим сегодня увеличивается роль школы в воспитании подрастающего поколения. Сегодня именно педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического воспитания молодежи, развития ее духовных качеств, нравственных чувств, формирования навыков борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Сегодня задача школы – не просто выпустить ученика из школы, а выпустить с определенными результатами личностного развития, соответствующего современному обществу, базовыми ключевыми компетенциями, осознанием своей ответственности за будущее государства. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми, та стратегическая планка основных образовательных и прежде всего воспитательных идей.

 В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Общая характеристика образовательного учреждения.

Муниципальное образовательное учреждение Большетумановская основная общеобразовательная школа расположена на территории Большетумановской сельской администрации в 25 км от г.Арзамаса Нижегородской области. МБОУ Большетумановская ООШ обслуживает 5 населенных пунктов. Основное население – пожилые люди. Исторические достопримечательности отсутствуют, но школа активно сотрудничает с учреждениями культуры (ДК с.Большое Туманово, ДК с.Шерстино, сельским филиалом районной библиотечной сети с.Большое Туманово и Шерстино, МБУК Абрамовский культурно досуговый комплекс), здравоохранения (врачебная амбулатория с.Большое Туманово, ГБУЗ НО «Абрамовская участковая больница»), спорта (МБОУ ДО «Районная детская юношеская спортивная школа», ГАУ НО ФОК «Чемпион» р.п. Выздное). В школе созданы 9 классов. Образовательное учреждение имеет статус малокомплектной.

Школа находится в типовом двухэтажном кирпичном здании, построенном в 1966 году.

В соответствии с требованиями времени развивается и материально-техническая база образовательного учреждения. Сегодня МБОУ Большетумановская ООШ располагает:

  • Учебными кабинетами, оснащенными компьютерами и мультимедийной техникой (24 компьютера, 5 сканеров, 10 принтеров, 7 интерактивных досок, 13 мультимедиа-проекторов, 3 DVD, 2 копировальных аппарата, 5 телевизоров, 2 музыкальных центра, 2 видеокамеры, 1 цифровой диктофон)

  • Спортивным залом

  • Мастерской

  • Компьютерным классом с выходом в интернет

  • Библиотекой, актовым залом

  • Столовой (охват горячим питанием составляет 98 %)

  • Медицинское обслуживание учащихся осуществляет Большетумановская врачебная амбулатория.

В течение многих лет школа является победителем районного смотра –конкурса по подготовке учреждений образования к новому учебному году.

Кадровый состав педагогов.

Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами в области воспитания. Растет образовательный и квалификационный уровень всех участников образовательного процесса.

Педагоги школы владеют достаточным арсеналом форм, технологий, способов организации воспитательного процесса. Их научно-методический багаж пополняется благодаря функционированию методических объединений учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, семинаров классных руководителей, педсоветов, самостоятельной деятельности учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства, курсовой подготовки.

Создан банк информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса.

О мастерстве педагогов свидетельствуют результаты участия школьников в городских и областных конкурсах.

Учебный год.

Районные конкурсы

Областные конкурсы

Всероссийские\международные конурсы

Количество участников

Количество призовых мест

Количество участников

Количество призовых мест

Количество участников

Количество призовых мест

2012-2013

232

24

55

22

0/23

0

2013-2014

260

46

80

24

42/25

11/0

2014-2015

263

60

103

37

52/31

13/2



Контингент учащихся.

Социальный статус учащихся МБОУ Большетумановская ООШ


№ п/п


2013-2014

Процент

от общего числа

2014-2015

Процент

от общего числа

1

Всего учащихся в общеобразовательном учреждении

92 учащихся

99 учащихся

2

Учащиеся из многодетных семей

28

30%

32

33%

3

Учащиеся из малообеспеченных семей

85

92%

85

86%

4

Учащиеся из неполных семей

10

11%

7

8%

6

Опекаемые дети

1

0,1%

1

0,1%

7

Учащиеся из семей, в которых родители инвалиды

4

0,4%

4

5%

8

Учащиеся-инвалиды

3

0,3%

4

5%

























Внешние связи школы.



Нормативно-правовая база.



Воспитательная деятельность МБОУ Большетумановская ОШ строится  в соответствии со следующими  нормативными документами и локальными актами:

Международный уровень

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Всеобщая декларация прав человека


Федеральный уровень

  1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223 – ФЗ

  2. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)

  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 27.07.1996г. №124 – ФЗ

  4. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

  5. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 №120 – ФЗ

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010г. (Приказ №271);

  7. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 года №599;

  8. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

  9. Федеральный закон от 19 мая 1995г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями)

  10. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями)

  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (серия «Стандарты второго поколения»), А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Москва 2009г.

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»

  13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р)

  14. «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (приказ министра образования РФ № 2106 от 28 декабря 2010 г.)

  15. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

  16. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ и защиты их нравственности (июнь 2008г.)

  17. Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения» Москва, 2010г.

  18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (серия «Стандарты второго поколения»), А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Москва 2009г.

  19. Письмом Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 года № ИР – 352/09 «О направлении Программы воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

Региональный уровень

  1. Государственная программа Нижегородской области «Развитие образования в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года» (Проект).


  1. План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 – 2015 годов. Утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2010 года № 1445-р.

  2. План мероприятий по обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области (Приказ министерства образования Нижегородской области от 17.09.2010_№ 1065)

  3. Закон Нижегородской области от 6 июля 2012 года №88-З

"О профилактике правонарушений в Нижегородской области"


Уровень образовательного учреждения

  1. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большетумановская основная школ;

  2. Основная образовательная программа МБОУ Большетумановская ОШ ;

  3. Локальные нормативные акты, регламентирующие воспитательную деятельность:

  • Положение о внеурочной деятельности учащихся МБОУ Большетумановская ОШ

  • Положение о деятельности детской общественной организации школы «Орленок»

  • Положение о дополнительном образовании учащихся

  • Положение о классном руководстве

  • Положение о порядке перевода и отчисления учащихся

  • Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся

  • Положение о постановке на внутришкольный профилактический учет и снятии с него учащихся и семей учащихся, находящихся в социально-опасном положении.

  • Положение о пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием учащихся «Солнечный городок»

  • Положение о требованиях к одежде и внешнему виду учащихся МБОУ Большетумановская ОШ

  • Правила внутреннего распорядка учащихся

  • Положение о родительском патруле

Цель и задачи воспитательной системы школы.

Цель: Создание и внедрение эффективно-функционирующей, гуманистической, целенаправленной воспитательной системы школы, обеспечивающей развитие нравственных личностных качеств учащихся, гражданского самосознания и социальной активности, ценностного отношения к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

  Задачи:

  • Создать и развивать воспитывающую среду для развития положительной динамики личностного развития школьников, повышения уровня сформированности у учащихся культуры ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

  • Обеспечить развитие необходимых условий для внедрения воспитательной системы, укрепление материально-технической базы и предметно-эстетической среды.

  • Систематически обновлять нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию направлений воспитательной системы.

  • Организовать деятельность по совершенствованию организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной системы школы.

  • Обеспечить развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников для реализации мероприятий воспитательной системы.

  • Обеспечить условия и организовать деятельность по развитию системы социального партнерства школы с другими социальными институтами г. Арзамаса и Арзамасского района.

  • Создать четкую систему мониторинга эффективности воспитательной системы школы, направленную на анализ результативности воспитательной деятельности и реализацию ожидаемых результатов.

  • Повысить воспитательный потенциал деятельности ученического самоуправления и детской общественной организации.

  • Организовать деятельность по социально-психологическому обеспечению воспитания учащихся, направленную на отсутствие преступлений и снижение количества правонарушений учащихся.

  • Развивать формы взаимодействия ОУ с родительской общественностью.

  • Продолжить работу по созданию коллективной творческой среды, способствующей реализации творческого потенциала и предметно-продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе деятельности системы дополнительного образования, повышения воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности.

  • Социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм;

  • Оказывать помощь детям из группы риска в корректировании своего поведения, восприятии норм человеческого общежития;

  • Совершенствовать воспитательную работу в деятельности педагогического коллектива, создание здоровых творческих отношений между детьми и учителями.


Системообразующая деятельность.

За 50-летнюю историю нашей школы в воспитательной работе сформировалась системообразующая деятельность – гражданско- патриотическое воспитание. Это вид деятельности соответствует целям воспитательной системы: выражает коллективную потребность и является значимой для большинства учащихся, а также способствует формированию связей с другими видами деятельности. В образовательном учреждении существуют материально-технические, финансовые и другие предпосылки для ее развития.

Уже много лет воспитательный процесс в МБОУ Большетумановская ОШ основывается на комплексе мероприятий прямо или косвенно отражающих цель и задачи гражданско-патриотического воспитания.

В качестве основных направлений содержания воспитательной работы определены:


Основные направления воспитательной системы

  1. Гражданско-патриотическоевоспитание

«Жить среди людей и быть счастливым – это значит

прежде всего, долженствовать, уметь выполнять долг.

Долг – это обязанность перед Родиной, народом, семьёй».

В.А.Сухомлинский

Ключевой задачей воспитания становится формирование гражданской идентичности, включающей в себя: развитие осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, что обеспечивается особым подходом к построению содержания образования на разных уровнях с учетом принципа преемственности. Работа по модернизации школьной среды, уклада жизни школы должна быть направлена на достижение целей воспитания гражданина, развития у учащихся умения жить в обществе, быть успешным человеком.

С целью формирования у школьников чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, потенциала глубинных знаний об историческом прошлом народа и своей малой родины, воспитание чувства верности служению Отечеству, родному краю действует программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Край родной - Туманово», разработанная педагогом дополнительного образования Кульпиной И.Н. (Приложение 1), функционирует школьный музей, созданный бывшим учителем истории, ветераном Вов Лаптевым Владимиров Васильевичем.

Через деятельность школьного музея реализуется большинство направлений воспитательной работы. Создание музея –результат целенаправленной, кропотливой творческой, поисково-исследовательской работы педагогов, учеников, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей общественности. Особенность музея в том, что он расположен в школе, создан собственными руками. При успешной работе музея школа приобретает свое особое лицо, особую специфику образовательной среды.

Школьный музей обладает опытом использования разнообразных форм внеклассной деятельности: традиционная туристско-краеведческая конференция «Край родной - Туманово», внеклассные чтения, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы.

На протяжении последних лет музей является лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей ОУ – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей». В музее присутствуют ценные исторические экспонаты времен первых поселений на территории села Туманово.

Школьный музей является основой патриотического и гражданского воспитания школьников.

В рамках гражданско-патриотического воспитания проводятся внеклассные мероприятия. Изучение истории страны.
  1. Уроки истории, литературы, классные часы, экскурсии в музеи г.Арзамаса и Нижегородской области

  2. Встречи, беседы, дискуссии с участием ведущих специалистов в разных областях общественной жизни.

Знакомство с государственными символами.

Правовое воспитание на классных часах, уроках обществознания

Взаимодействие с советом ветеранов при Большетумановской сельской администрации:

  1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатами и офицерами Российской армии.

  2. Экскурсии в воинскую частьг.Арзамаса во время несения Почетной вахты на Посту №1 г.Арзамаса,

Военно-спортивная деятельность.

  1. Месячник безопасности жизнедеятельности учащихся

  2. Декада, посвященная Дню народного единства

  3. Общешкольные и классные КТД , посвященные 23 февраля,9 мая.

  1. Экскурсии в экскурсии в музеиг.Арзамаса и Нижегородской области

  1. Фестивали поэзии, песни

  2. «Уроки России»,посвященные государственным праздникам

  3. Участие в митинге, посвященном Дню Победы и Дню памяти и скорби

  4. Участие в районных соревнованиях «Нижегородская школа безопасности- «Зарница»

  5. Несение Почетной вахты на Пост №1 вечной славы и памяти орденоносного г.Арзамаса


Деятельность в органах общественного и ученического самоуправления

Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся по краеведению, истории родного края, трудовым свершениям его жителей.

  1. Конкурсы ученических исследовательских работ.

  2. Участие в областных конкурсах «Отечество», «Мое Отечество», «Дети. Творчество. Родина».

Общественно- полезная деятельность по благоустройству родного села, школы.

  1. Трудовые десанты, субботники.

  2. Реализация социальных проектов «Мой двор», «Не опоздайте с добротой» в адрес воспитанников детских садов.


В целях воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека в рамках системообразующей деятельности планируются такие мероприятия:


Задачи воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  1. Формировать правовую культуру учащихся.

  2. Формировать представления о государственных символах.

  3. Формировать представления о героических страницах истории нашей Родины.

Виды и формы организации внеурочной и внешкольной работы

Тематика мероприятий

Познавательные беседы, классные часы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс



«Моя страна», «Москва – столица России», «Символы государства», «Есть такая профессия – Родину защищать»

«Ребенок тоже человек», «Право на жизнь», «Мой дом – моя крепость», «Моя семья»

«Конституция РФ», «Они сражались за Родину», «Человек – это звучит гордо», «Красота человека»

«Мир моих интересов», «Правила жизни», «Толерантность», «Наши права и обязанности»

Проектная деятельность

Исследовательский проект «Моя семья»

Творческий проект «Мое родное село»

Исследовательский проект «Достопримечательности моего села»

Исследовательский проект «История появления герба России»

Туристско-краеведческая деятельность, экскурсии, путешествия

Общешкольная туристско-краеведческая конференция «Край родной - Туманово»

Посещение историко-краеведческих музеев Нижегородской области, г.Арзамаса

Ознакомительная экскурсия в органы местного самоуправления

Заочная экскурсия «Нижний Новгород»

Экскурсия к Вечному огню г.Арзамаса

Посещение музеев и уголков боевой славы Арзамасского района

Экскурсии в школьном музее


Творческая деятельность: конкурсы, фестивали, выставки

Конкурсы знатоков «Права и обязанности юного гражданина»Спортивные конкурсы «Сильные, ловкие, смелые

Единый классный час «Ниша страна в годы Великой Отечественной войны»

Праздничные мероприятия по плану школы, участие в праздниках России, включая красные дни календаря

Проблемно-ценностное общение

Встречи с интересными людьми

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

Встречи с участниками войны в Афганистане и военно-политического конфликта в Чеченской республике


Социальное творчество

КТД «В моей семье живет герой», «Мое село в годы войны»

Акции: «Ветеран живет рядом», «В гости к ветеранам с добрыми делами», «Вахта памяти»

Шефство над памятником погибшим воинам землякам



Задачи воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  1. Формировать правовую культуру учащихся.

  2. Формировать представления о государственных символах.

  3. Формировать представления о героических страницах истории нашей Родины.

Виды и формы организации внеурочной и внешкольной работы

Тематика мероприятий


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Познавательные беседы, классные часы

«Права и обязанности школьников», «Главный закон РФ», «О правилах поведения в школе», «Что значит любить Родину», «Мой родной край», «Духовное наследие России».

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Главный закон России», «Я имею право», «Отец, Отчизна, Отечество», «Дети на защите Отечества», «Праздники русского народа».

«Всеобщая декларация прав человека», «Человек защищен законом», «Сущность закона РФ «Об образовании», «Что значит быть ответственным?», «Великая Отечественная война на родной земле».

«Мои права и обязанности», «Ты и закон», «Проступок, правонарушение, преступление», «Гражданин ли я России?».

«От правовых знаний к гражданской позиции», «Защищать Родину – почетный долг», «Я – патриот своей Родины».

Проектная деятельность

Исследовательский проект «Мои обязанности в семье», «Славные сыны Отечества»

Творческий проект «Кодекс правил поведения школьников», «Достойное поколение»

Исследовательский проект «Я имею право», «Мы – защитники мира»

Исследовательский проект «Главные законы России», «История появления гимна России»

Исследовательский проект «Права потребителя», «Герои нашего времени»

Туристско-краеведческая деятельность, экскурсии, путешествия

Общешкольная туристско-краеведческая конференция «Край родной - Туманово»

Посещение историко-краеведческих музеев Нижегородской области, г.Арзамаса

Ознакомительная экскурсия в органы местного самоуправления

Заочная экскурсия «Москва белокаменная»

Экскурсия к Вечному огню г.Арзамаса, несение Почетной вахты

Посещение музеев и уголков боевой славы Арзамасского района

Проведение экскурсии в школьном музее для учащихся и гостей школы

Творческая деятельность: конкурсы, фестивали, выставки

Конкурсы знатоков «Я знаю Конституцию РФ», «Всеобщая декларация прав человека»

Спортивные конкурсы «Богатыри школы», «Мы помним ваши имена»

Литературная гостиная «И помнит мир спасенный»

Праздничные мероприятия по плану школы, участие в праздниках России, включая красные дни календаря

Проблемно-ценностное общение

Встречи с интересными людьми

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

Встречи с участниками войны в Афганистане и военно-политического конфликта в Чеченской республике

Социальное творчество

КТД «В моей семье живет герой», «Мое село в годы войны»

Акции: «Ветеран живет рядом», «В гости к ветеранам с добрыми делами», «Вахта памяти»

Шефство над памятником погибшим воинам землякам



Духовно-нравственное воспитание

«Нравственный человек не тот, кто может поступить нравственно, а тот, кто не может поступить иначе»

А.С.Макаренко

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания личности гражданина России являются базовые национальные ценности, которые представляют систему и сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

  • Воспитание социальной ответственности и компетентности;

  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).


Здоровьесберегающее воспитание

«Здоровье – это такое состояние духа человека,

которое создает наиболее благоприятные условия

для расцвета его личности, его талантов и способностей».

Г.Шаталова

Важными составляющими здоровьесберегающего воспитания является формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и

нравственного здоровья; формирование навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время, а также формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.


В рамках здоровьесберегающего воспитания проводятся тематические занятия о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся:

1.Обследование детей, поступающих в школу с целью определения уровня актуального развития и особенностей адаптации первоклассников к школе, выявление учащихся группы «риска»;

2. Изучение материалов комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссии учащихся, имеющих отклонения в развитии или поведении с целью разработки рекомендаций по оказании им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания;

3. Оформление социальных паспортов классов, анализ результатов; составление социального паспорта школы, выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

4. Тематические классные часы, семинары-практикумы и тренинги с учащимися «Я и мы» (5-6 класс), «Я управляю собой» (7-8 класс), «Я в обществе и другие» (9 класс)

5. Тематические классные часы по профилактике асоциального поведения

Просветительская и методическая работа с участниками образовательного процесса направлена на формирование социально-направленного поведения, правовое воспитание учащихся:

  1. Организация правового всеобуча учащихся (знакомство с УК РФ, АК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об образовании», «Об ограничении курения табака», Конвенции о правах ребенка, уставом школы, законами жизни учащихся, правилами поведения);

  2. Проведение круглых столов, тематических классных часов, бесед с учащимися по правовому воспитанию;

  3. Проведение рейдов «Подросток»;

  4. Контроль за выполнением прав и обязанностей учащимися;

  5. Организация досуговой, социально-направленной деятельности учащихся.

  6. Организация и проведение тематических месячников «Жизнь без опасностей», «Мы за здоровый образ жизни», «Твой выбор», «Я - гражданин России».

  7. Работа родительского патруля

Формирование у учащихся установок на здоровый образ жизни:

    1. Вовлечение учащихся в спортивные секции, творческие объединения дополнительного образования.

    2. Участие в районных и школьных акциях, спартакиадах, месячниках безопасности жизнедеятельности учащихся, профилактики асоциального поведения «Сделай свой выбор», «За здоровый образ жизни».

    3. Проведение тематических классных часов по формированию социально-направленного поведения по темам:«Спорт в моей жизни», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Спортивные традиции и обычаи», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Трудные судьбы большого спорта «Вредные привычки и как от них избавиться», «Великие спортсмены нашей страны и других стран мира».

Просветительская деятельность среди родителей:

  1. Проведение тематических общешкольных и классных родительских собраний, лекториев с привлечением узких специалистов:

«Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних»,«Права и обязанности семьи»,

«Стили семейного воспитания. Их влияние на развитие личности ребенка»,

«Организация летнего труда и отдыха». Организация экскурсий, походов, участие родителей в профориентационной работе школы и класса, родительский комитет школы.

Просветительская и методическая работа с педагогами:

  1. Проведение деловых игр, тренинговых занятий, круглых столов, психолого-педагогических семинаров по темам: «Особые дети», «Каждый должен выиграть», «Мир эмоций».

  2. Заседания методического объединения классных руководителей по профилактике асоциального поведения среди учащихся: «Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья школьников», «Здоровьесберегающие технологии: сегодня и завтра».

  3. Проведение педсоветов по организации учебной работы с учащимися асоциального поведения:«Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении»

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа.

  1. Организация спортивных секций для учащихся всех групп здоровья;

  2. Спортивно-оздоровительные мероприятий

  3. Вовлечение учащихся в спортивные секции,

  4. Месячник «Мы за здоровый образ жизни»

  5. Дни здоровья

  6. Месячники безопасности жизнедеятельности учащихся

  7. Мероприятия, направленные на формирование навыков правильного питания, режима дня школьников

  8. Деятельность творческих объединений дополнительного образования «Волейбол», спортивной секции «Вольная борьба».


Воспитание семейных ценностей и традиций.

«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»

Ламартин

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС второго поколения актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций школьников. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены, не сформированы ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; нет знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Цель данного направления воспитательной системы является формирование в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее культурного уровня.


Правовое воспитание и культура безопасности

При реализации данного направления первостепенными задачами являются:

  • формирования у учащихся правовой культуры, представлений об

основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;

  • формирование электоральной культуры;

  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;

  • формирование представлений об информационной безопасности,

о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Большое внимание уделяется проведению традиционные школьных мероприятия

№ п\п

Название

Начальная школа

Основная школа

1

День Знаний

+

+

2

Праздничный концерт к Дню учителя и Дню пожилого человека

+

+

3

Экскурсии в школьный музей

+

+

4

Осенняя Неделя Добрых дел

+

+

5

Новогодний карнавал

+

+

6

Предметные недели

+

+

7

День науки

+

+

8

Вечер встречи с выпускниками


+

9

Масленица

+

+

10

День Защитников Отечества

+

+

11

Месячник правовых знаний

+

+

12

Неделя профилактики здорового образа жизни

+

+

13

Неделя детской книги

+

+

14

Благотворительные акции (подарки, сувениры, открытки, концерты)

+

+

15

Военно-патриотический месячник

+

+

16

«Зарница» и «Зарничка»

+

+

17

Международный женский День

+

+

18

Праздник, посвященный Дню Победы

+

+

19

День рождения Пионерии

+

+

20

Праздник «Последний звонок»

+

+

21

Субботники

+

+

22

Дни Здоровья

+

+

23

Спортивные соревнования среди учащихся

+

+

24

Соревнования «Безопасное колесо»

+

+

25

Профилактика ДТП

+

+

26

Посещение театра

+

+

27

Праздник «Окончание учебного года»

+

+

28

Экскурсии по родному краю

+

+

29

Участие в районных, областных, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах

+

+

30

Традиционный открытый турнир по вольной борьбе, посвященный Дню защитника Отечества

+

+




Этапы реализации воспитательной системы.

1 этап - проектный(2014 г. - 2015 г.), в ходе которого

  1. осуществляется разработка воспитательной системы;

  2. создаются творческие группы педагогов, временные научно­-исследовательские коллективы;

  3. определяются концептуальные положе­ния и диагностические средства для мониторинга за развитием личности учащихся;

II этап - практический(сентябрь 2015 г. - июнь 2018 г.), в ходе которого

  1. происходит реализация модельных представлений о вос­питательной системе: апробация и использование в учебно­-воспитательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников,

  2. социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

  3. осуществление опытно-­педагогической деятельности по моделированию и построению воспита­тельных систем классов;

  4. проведение мониторинга развития личности, информирование членов школьного коллектива;


III этап - обобщающий (сентябрь 2018 г. - июнь 2019 г.), в ходе которого необходимо обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспита­тельной системы и наметить перспективы и пути дальнейшего развития образовательного учреждения.

Система дополнительного образования.

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.

Цель:   создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

  • изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;

  • расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;

  • развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;

  • создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

  • воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;

  • сохранение психического и физического здоровья учащихся;

  • занятость детей во внеурочное время.

Сегодня система дополнительного образования школы – 6 творческих объединений по 5 направленностям:

Направленность творческого объединения

Название творческого объединения

Художественная

  1. «Хоровое пение»


Научно-техническая

  1. «Юный столяр»


Туристско-краеведческая

  1. «История и современность»


Естественно-научная

  1. «Эрудит»


Физкультурно-спортивная

  1. «Волейбол»

  2. «Вольная борьба»


Управление функционированием воспитательной системы.

Детское самоуправление.

К общим условиям, необходимым для становления, функционирования и обновления воспитательной системы относится и создание системы управления всех элементов воспитательной системы, которая предопределила передачу функций управления от административных органов к общественным советам, что позволяет демократизировать управление школой.

В процессе функционирования было установлено, что важное значение для эффективного управления воспитательной системой школы имеет содержание управленческой деятельности всех субъектов системы.

Особую роль в системе управления функционированием воспитательной системы образовательного учреждения принадлежит детскому/ученическому самоуправлению.

Самоуправление - это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением.

В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации.

Наш опыт показывает, что подготовка, реализация, рефлексия этих событий могут эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления:

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности:

Учебная комиссия - подготовка и проведение предметных недель, интеллектуальных игр, диспутов, конференций, консультации (взаимопомощь в учебе).

Трудовая комиссия – забота о порядке и чистоте в школе и классе, благоустройство школьных помещений.

Комиссия здоровья – организация и проведение спартакиад, соревнований, дней здоровья, участие в районных спортивных мероприятиях.

Культурно-массовая комиссия – оказание помощи в подготовке и проведении общешкольных и районных мероприятий, конкурсов, выставок, встреч.

Комиссия дисциплины и порядка – организация дежурства по школе, контроль внешнего вида учащихся, выявление опаздывающих и профилактические беседы с ними.

Комиссия редакторов – контроль за выпуском тематических газет классными коллективами, помощь в организации и оформлении тематических выставок, участие в районных и областных конкурсах рисунков и плакатов.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

 Детское общественное объединение.

Особенность детских общественных объединений заключается в том, что они дают возможность организации благоприятных условий для самоактуализации, самоопределения каждого ребенка, для развития и реализации личностного потенциала каждого ее представителя.

На базе МБОУ Большетумановская ООШ действует детское общественное объединение «Орленок», основанное в 2004г., которое способствует развитию сотворчества детей, содружеству педагогов и родителей, расширению спектра творческих взаимодействий, что создает необходимые предпосылки для осуществления творческих проектов, долгосрочных комплексных и целевых программ. Организация имеет свой Устав и Программу деятельности. В рамках гражданско-патриотического воспитания и развития ДОО «Орленок» такие мероприятия, как Акции «Весенняя неделя Добра», «Осенняя неделя Добра» (организация помощи ветеранам и пожилым одиноким людям),  «В гости к ветеранам с добрыми делами» (организация концертов, поздравлений), «Мы за безопасное движение!», «Мы за здоровый образ жизни», «Наркотикам- НЕТ», «Детки в пивной клетке» и др.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности.

Воспитание школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника.


Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития и воспитания. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений в деле воспитания школьников.

Направления

Формы работы





Диагностическое


  • психолого- педагогическое наблюдение;

  • беседа;

  • Анкетирования «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

  • составление социального паспорта семьи;

  • посещение семей;





Повышение

психолого-педагогических знаний

родителей


  • лекторий с участием различных специалистов: врачей, сотрудников правоохранительных органов;

  • обзор и выставки литературы по семейному воспитанию педагогике и психологии;

  • групповые и индивидуальные консультации с учителями – предметниками

  • родительские конференции, обмен опытом семейного воспитания

  • тематические родительские собрания.









Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс






  • организация экскурсий, походов, поездок, семейных вечеров;

  • участие родителей в профориентационной работе школы и класса: экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы и рассказы о своей профессии;

  • участие родителей в подготовке и организации выставок детского творчества

  • привлечение родителей к ремонту школы, класса; уборке; оформлению классного помещения, к ремонту мебели;

  • проведение семейных праздников: «День семьи» (15 мая), «День матери» (25 ноября), конкурсы «Семейные таланты», «Семейные вернисажи», выставки семейных поделок, посещение театра.

Участие родителей в управлении школой.

  • родительский комитет;

  • участие в работе семинаров






Мониторинг эффективности функционирования воспитательной системы


Теоретики системного подхода в воспитании называют две группы критериев эффективности функционирования школьных воспитательных систем – это критерии факта и критерии качества.

Критерии факта могут быть представлены следующими показателями:

- упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

- наличие сложившегося единого школьного коллектива, творческое содружество поколений;

- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий;

- содержание деятельности, эмоциональная насыщенность, событийный характер деятельности.

Критерии качества складываются из следующих показателей:

- степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

- общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

- уровень воспитанности учащихся.

- проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки). - авторитет школы (отношение к школе работников органов

управления образованием, родителей, учащихся).

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

Основное назначение критериев эффективности воспитательной системы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.






Мониторинг эффективности воспитательной системы


Предметы

мониторинга


Показатели и критерии


Диагностический инструментарий


Система воспитательной работы (воспитательная система) и её программно-методическое обеспечение

  • гуманистический характер воспитательной системы

  • концепция воспитания

  • системный характер воспитания

  • Анализ документации


Динамика личностного развития школьников

Оценка динамики личностного развития (мониторинг личностных результатов) младших школьников производится по следующим критериям:

  • знания (представления) об основных социально-нравственных нормах

  • позитивные отношения к базовым ценностям общества (опыт переживаний)

  • опыт самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.

Методика изучения воспитанности младших школьников(авт.Н.П. Капустин);

Рене Жиль «Методика социализированности в начальной школе»

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана профессором М.И. Рожковым)

Изучение уровня социализированности личности (5-9 классы)

Методика для изучения социализированности личности (М.И. Рожков)

Анкета «Готовность подростков к выбору профессии» (В.Б. Успенский)


Организация ученического самоуправления и деятельности детских общественных организаций (ДОО)

  • наличие органов ученического самоуправления и детских общественных организаций (модель, структура);

  • наличие реализованных социальных проектов и иных форм результативности деятельности – результаты деятельности ДОО и результаты деятельности школьного ученического самоуправления;

  • самостоятельность и активность школьников в организации своей жизнедеятельности;

  • разнообразие видов деятельности, в которых школьники являются организаторами и участниками;

анализ соответствующих документов,

анализ результативности деятельности ученического самоуправления и ДОО в образовательном учреждении.



Взаимодействие ОУ с родительской общественностью

  • удовлетворённость родителей школьников работой ОУ


«Изучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в ОУ»

Организация системы дополнительного образования

  • % охвата учащихся дополнительным образованием

  • соответствие направленностей дополнительных образовательных программ направленностям Лицензии школы на ведение образовательной деятельности

  • соответствие содержания дополнительных образовательных программ требованиям к ним.

анализ дополнительных образовательных программ

анализ выполнения дополнительных образовательных программ

мониторинг охвата учащихся дополнительным образованием


Ожидаемые результаты

В результате функционирования воспитательной системы в школе будут созданы такие условия, которые обеспечат выполнение главной цели воспитания - развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащѐнной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на базовые общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир), на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция РФ

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

5. Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

6. Постановление правительства РФ №848 от 23.08.1993 г. «О реализации конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей»

7. Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка»

8. Указ президента РФ от. 14.05.1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»

9. Указ президента РФ от 15.01.1998 г № 29 «О президентской программе «Дети России»

10. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.

11. Концепция «Российское образование - 2020»

12. Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся

общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13

13.Макаренко А.С. «Воспитание гражданина», Москва, «Просвещение»1989г.

14. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»,

М.: «Просвещение»1989г.

15.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I. – М.: Амрита, 2010

16. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) – Донецк:

Издательство «Ноулидж», 2010

17. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения

родному языку и развития личности. Книга II. – М.: Амрита, 2011

18. Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе – М.: Амрита, 2011

19. Казачёнок Н.В., Шмелева Н.В. «Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России». Методические рекомендации. М.:Просвещение, 2014

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитательная система "Я - гражданин России"

Автор: Коренкова Ирина Александровна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Обобщение опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-raboty-formirovaniie-dukhovno-nravstviennogo-i-grazhdansko-patriotichieskogo-idieala-v-usloviiakh-vospitatiel-noi-sistiemy-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "209900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431338922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Модель воспитательной системы "
    ["seo_title"] => string(31) "modiel-vospitatiel-noi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "220523"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434682754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Концепция  воспитательной системы класса "
    ["seo_title"] => string(45) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445153632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Воспитательная система "Мир, в котором я живу". "
    ["seo_title"] => string(48) "vospitatiel-naia-sistiema-mir-v-kotorom-ia-zhivu"
    ["file_id"] => string(6) "232884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442937929"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Я - гражданин России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128878"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415600920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства