Просмотр содержимого документа
«Виды способов мотивации педагога»
Виды способов мотивации педагога
«Единственная возможность заставить человека сделать что - либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это»
Д. Карнеги
В условиях рыночной экономики на сегодняшний день особо важную роль играет человеческий ресурс, который приводит в движение и организует взаимодействие остальных видов ресурсов.
Проблема выбора путей мотивации коллектива актуальна для любого руководителя учебного заведения.
В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любой организации побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее 1.
Таблица 1. Виды мотивирования
Виды мотивирования
Характеристика
Внешнее мотивирование
Процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок.
Внутреннее мотивирование
Предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижения монотонности труда и др.
Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия2.
Рассмотрим вид мотивации, подразумевающий материальные затраты. Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Помимо заработной платы существуют другие способы материального стимулирования. К ним можно отнести: премию по итогам работы или определенного периода, бесплатную путевку в санаторий для педагога или его детей, подарок (на юбилей, семейное торжество и т. д.), льготный проездной, различные виды страхования, медицинские услуги, оплату бассейна или тренажерного зала, экскурсии и другие виды досуга (абонемент в театр, кино и проч.), корпоративные вечера, регулярная оплата учебно-методической литературы, компенсация затрат на обучение в вузе, частичная или полная компенсация оплаты аренды (покупки) жилого помещения для работника.
Все перечисленное выше относится к экономическим методом стимулирования труда персонала.
Не менее эффективным может оказаться и моральное стимулирование. Можно практиковать такие способы морального стимулирования, как публичная похвала, представление к грамоте или званию, помещение фотографии на стенд типа «Лучшие педагоги», признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива и т. п.). Все эти способы будут способствовать повышению уровня самооценки педагога, чувства удовлетворенности от выполняемой работы. Они мотивируют педагога на активную трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление работать эффективнее.
Уважение личности педагога, умение руководителя «увидеть» человека в подчиненном может оказать положительный эффект. Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Таким способом могут стать: дополнительные отгулы, удобный график отпуска, его непрерывность, наиболее компактный график работы, методические часы и дни, возможность выбора учебной нагрузки, предоставление возможности вести платные дополнительные образовательные услуги, разрешение на работу по совмещению.
Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают комфортные условия труда. Эстетические методы стимулирования труда персонала играют важную роль в работе организации. Для этого рекомендуется: держать в рабочих помещениях живые растения, использовать для отделки стен не только белый или стандартный зеленый цвет, рабочее место должно быть с хорошим естественным и искусственным освещением. Положительный эффект можно получить, если предоставить каждому педагогу отдельное рабочее место, обеспечить необходимым оборудованием (компьютер, проектор, экран и т.д.). Предоставленные условия неизбежно скажутся на качестве и количестве выполняемой работы.
Существуют способы мотивации педагогов, способствующие их образовательному и профессиональному росту, саморазвитию. Среди таких приемов выделяют: методическую помощь при аттестации на более высокую категорию, содействие в получении гранта на реализацию педагогического проекта, позитивную оценку после посещения урока или мероприятия, содействие в выдвижении на престижный конкурс, возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), помощь в обобщении педагогического опыта, направление на курсы повышения квалификации, переподготовку, поручение быть наставником молодых специалистов, возможность преподавания в системе повышения квалификации или высшего образования, назначение членом экзаменационной, аттестационной комиссий, членом экспертной группы, привлечение к участию в работе администрации ОУ, вхождение в состав органов, решающих актуальные проблемы коллектива.
Моральные и материальные стимулы должны дополнять и обогащать друг друга. Руководителю при выборе приемов мотивирования не следует забывать о личностных особенностях работника. Знание психологии поможет грамотно выбрать именно тот способ мотивации, который способствует наиболее качественному выполнению работником своих должностных обязанностей и который должен в итоге привести к процветанию всей организации в целом.
Внедрение данных методов мотивирования в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и увеличить эффективность всей системы управления организацией.
1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4 – е изд., перераб. и доп./ – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. - 511 с.
2Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий/ Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И.– М.: Финансы и статистика, 2010. – 213 с.